Небольшие улицы нашего города Родники словно цепочки из бусинок окружают центр. Обычно на улице не более двадцати домов. Но есть улица, на которой около 80-ти домов — вероятно, это самая длинная улица города. Ее название – Ленинградская. Прямая, как проспекты самого Ленинграда (ныне Санкт-Петербурга), расположена она на восточной окраине города. Новостройки и пустыри перемежаются здесь со старыми добротными домами, построенными еще в начале 50-х прошлого века. В одном из таких домов живет удивительная, дружная и работящая семья пенсионеров Шороновых.
В преддверии праздника Дня семьи, любви и верности сегодня мы расскажем читателям «Родниковского проспекта» о жизненном пути наших замечательных земляков.
Александр Семенович и Зоя Ивановна прожили вместе 62 года, отметили бриллиантовую свадьбу и щедро делятся своим богатым жизненным опытом. Годы войны, подъема страны из руин, светлое время мира и процветания СССР, кризис власти, разрушение социалистического строя, дефолт и упадок в государстве – все вынесли труженики на своих плечах, воспитали прекрасных детей и радуются сегодня внукам, которые не знают чувства голода, нищеты и лишений, в которых жили их бабушка и дедушка в начале прошлого века. Откуда такая сила духа у русского народа, помогающая ему возрождаться в самые тяжелые времена? Скорее всего, в национальных корнях, вековой русской культуре, взращенной на любви к своей земле, родине и огромной работоспособности!
Зоя Ивановна родилась 8 декабря 1929 года в селе Бортницы. Родители маленькой Зои работали на комбинате «Большевик» в чесальном цехе. В семье уже росли старший брат и две дочки от первого брака мужа-вдовца. Третья, старшая его дочь была уже замужем. В то время многие селяне ходили пешком на работу на текстильное предприятие. По этому же пути пошли все девочки, а затем и подросшая Зоя, устроившаяся на работу в ровничный цех.
В военные годы Зоя с 11 лет начала работать в колхозе. В 1942 году умер отец, и все тяготы легли на плечи матери и детей. В годы войны тонкая как тростинка Зоенька подвозила на лошади к фермам корма, сено, солому для подстилок животным. Работали дети с 8 утра до 16 вечера круглый год. Каникул на трудовом фронте в годы войны не было. Дети подменяли взрослых всюду, где это было возможно, одевались плохо, часто одежду, даже верхнюю, шили сами или носили с чужого плеча по наследству.
Единственное, что запомнилось от того тяжелого времени, это то, что семья на селе не голодала. Выручал огород, собранные в лесу грибы и ягоды, запасенные на зиму картофель и овощи. Зоя Ивановна вспоминает такой факт: как-то раз зимой в морозы в дверь дома постучали, и на пороге появился худой мальчик лет семи-восьми. Его пальтишко с короткими рукавами не защищало от холода. Он попросил погреться и поесть, сел у порога и стеснялся пройти в комнату. Из горячей печки мама Зои достала картошку кругляшами, дала ребенку горячего чая и вчерашние пироги. Мальчик аккуратно почистил горячую картошку, сказал, что он из Родников и семья сильно голодает, поэтому он вынужден ходить по деревням, чтобы добыть пропитание. Когда он собрался уходить, женщина собрала ему в сетку ещё еды и все время после беспокоилась, как ребенок дойдет в мороз до города. Мама Зои всю жизнь вспоминала этот случай, который камнем лежал на ее сердце, как напоминание о том тяжелом времени.
Шли годы. Закончилась война. Работящую девчонку давно заприметил паренек из соседнего Лежахова (4 км от Бортниц). Дружили Зоя и Александр долго – 2 года до армии и еще несколько лет после армии. И не сожительствовали, как это принято в настоящее время. Дружба постепенно переросла в крепкую любовь, которая соединила юные сердца на всю жизнь.
Через год после скромной свадьбы в 1955 году родилась дочка Ирочка. В то время государство предоставляло всего месяц по уходу за младенцем, затем матери должны были выйти на работу. Только представьте себе, Зое нужно было выходить на работу на комбинат, преодолевать ежедневно расстояние в 15 км туда и 15 км обратно после смены. Нужно было доехать летом на велосипеде от комбината с вечерней смены до Старого Села, а там, через речку, лес и долы прямо на Бортницы. А как кормить малышку? Молоко за это время все перегорало, и ребенок оставался без молока.
Послевоенные годы не были спокойными. Однажды летом Зоя торопилась на велосипеде на работу и на пути у леса столкнулась с мужчиной, который был одет в порванную фуфайку, зимнюю шапку-ушанку, кирзовые сапоги и подпоясан бечевкой. Обросший мужчина выглядел плохо и напугал Зою до беспамятства. Дорога после дождей была размыта, колея скользкая. Съезжая с горки на скорости, Зоя не удержалась и упала в грязь. Как идти на работу? Хорошо на пути была речка. Зоя отполоскала белье и приехала на работу вся мокрая. Когда там рассказала свою историю, оказалась, что другие женщины тоже видели этого мужчину и знали его. Это был дезертир с фронта Василий Викторов. Он часто просил поесть и пугал своим видом женщин из окрестных деревень. Вскоре он исчез. С тех пор Александр постоянно встречал жену с вечерней смены на половине пути. Однажды в темноте их обоих напугал лось, переходивший лесную тропу. Треск веток был такой, словно прошел вездеход.
Больше Александр не отпускал жену на комбинат — пришлось взять расчет. Директор никак не хотел увольнять шуструю работницу, предлагал снять в Родниках квартиру, но сидеть с грудным малышом действительно было некому. Найти в Родниках квартиру в то время было проблемно. Зоя раньше уже жила на квартире, когда в комнате было 11 квартирантов — люди спали и сидели на полу.
Даже из-за временного ухода с основной работы по уходу за ребенком Зоя не сидела без дела. Она отлично вязала, управлялась по хозяйству и в огороде. Корова, коза, овцы, поросята, куры, утки, гуси требовали рук и времени. Молодая женщина успевала всюду. Чуть позднее она устроилась на селе на работу и развозила на лошади продукты из Болотнова в магазин села Бортницы. Навыки управлять лошадьми, запрягать и распрягать умных и спокойных животных Зоя сохранила на всю жизнь. Работа Александра была в то время связана с лесными делянками по вывозу древесины. Выписать лес для строительства было очень трудно, его давали немного. Молодые решили переехать в Родники и строить дом. Бревен хватило только на срубы. Тогда мама Зои приняла решение раскатать дом в Бортницах, чтобы молодые закончили строительство нового дома. В 1956 году в семье родился еще малыш – сын Виктор. Мама помогала Зое растить детей. Теперь работе на комбинате ничто не мешало.
Супруги Шороновы вырастили и воспитали достойных и уважаемых людей. Старшая дочь Ирина работает в Омске в научно-исследовательском институте, сын Виктор – военный летчик, младшая дочь Марина – работник нашего сбербанка. Сегодня дети не забывают своих родителей, помогают им во всем, ухаживают за огородом, делают ремонт в доме и на участке.
Очень скромно рассказывал о себе Александр Семенович. Он родился в деревне Лежахово в 1928 году в дружной семье колхозников Семена Васильевича и Анны Васильевны. В семье было четверо детей. Жили трудно и бедно. Во время призыва в армию Александр попал в 1948 году в Латвию в войска госбезопасности, затем служил в Москве. Ему повезло — в конце службы пришел приказ об изменении срока службы с 6 лет на 3 года. Вернулся Александр в свою деревню и сразу устроился на работу. Надеяться ему было не на кого. Родители умерли рано, а оставшиеся дети-сироты были младше его. За свою жизнь Александр сменил много профессий. Он начал работать с 12 лет в годы войны наравне со взрослыми. Был грузчиком, работал в лесном хозяйстве, получил профессию водителя. Человек, который построил дом и родил сына – уже настоящий мужчина.
За 62 года совместной жизни супруги прошли рука об руку через все преграды, ни разу не пожалев о своем выборе. Даже в городе семья всегда держала корову, пока супругам не перевалило глубоко за 70, и не прекратился выпас частного стада коров. Главное достоинство людей старшего поколения – умение поддерживать хорошие отношения с людьми, с соседями, с бывшими коллегами по работе, с родными. За эти качества характера и доброту их ценят дети, друзья и знакомые. С тоской и любовью вспоминают пожилые люди раздолье своих родных мест, лес, природу и речку, стада коров. С горечью говорят о том, сколько деревень прекратило свое существование, и нет той любимой калитки у родного дома, теплой тропки к речке и красавиц-берез на косогоре. Но они навсегда остались в их памяти, как самые светлые воспоминания о хорошей и такой непростой жизни того времени. Не зря говорят: пока мы помним – мы живем! Живите дольше, дорогие ветераны, дети военного времени! Здоровья и счастья вам, Зоя Ивановна и Александр Семенович!
Л.Котова