Приближается 1 сентября – День знаний, а значит, есть повод вернуться к разговору о том, как современной российской системе образования и, в частности, школе выбираться из той ямы, куда она настойчиво заползает вот уже десятки лет.
Однако школа – это всего лишь отражение социально-экономической системы общества, в которой живёт страна и её народ. Сейчас, когда без войн и иностранного нашествия население России сокращается по полмиллиона человек в год, экономика в кризисе, а общество разделилось на большинство выживающих и кучку жирующих, какой может быть школа?
Поэтому и обращаем мы свой взгляд в прошлое, когда всё было с точностью до наоборот, в попытках найти ответ на вопрос: что делать дальше?
Вот и нынешний, относительно «прогрессивный» министр образования РФ О. Васильева всё чаще говорит о возвращении в школу «советских принципов образования и воспитания».
Что же это за принципы, на которых была основана советская школа?
* * * * *
Надо сказать, что наши сегодняшние представления о советской школе основаны, в основном, на воспоминаниях нынешнего поколения, сидевшего за партой в 60-80-е годы, да на фильмах типа «Розыгрыш», «Доживём до понедельника» и «Большая перемена», снятых примерно тогда же.
Но это – неполное и во многом неверное представление о советском школьном образовании. Начиная с 60-х годов, вместе с ползучей реставрацией капитализма в экономике, политике и идеологии, школа тоже очень сильно изменилась. Происходило это постепенно, и так картинки из школьной жизни в фильме «Доживём до понедельника», снятом в 1967 году, значительно отличаются от таких же, например, из картины «Вам и не снилось» 1981 года.
Также нельзя судить о советском образовании по периоду 20-30-х и первой половины 40-х годов, так как тогда сначала эта система только вставала на ноги, затем страна готовилась к войне и воевала…
По-настоящему о советской школе можно говорить, лишь рассматривая период со второй половины 40-х до конца 50-х годов прошлого века. Именно в эти 10-15 сталинских и «постсталинских» лет уже сформировалась и ещё не разрушилась та истинно советская система школьного образования, в которой было много того, чему нам не только сейчас, но и в дальнейшем есть смысл поучиться…
* * * * *
О чём же конкретно идёт речь?
Система образования и продолжительность обучения. В те годы детей брали в школу с 7-летнего возраста, и основной обязательный школьный курс укладывался в 7 лет. После окончания семилетки поступали в школы ФЗО (фабрично-заводского обучения), ремесленные училища или техникумы, либо шли учениками непосредственно на производство. Часть школьников, ориентированная на поступление в вузы, оставалась в школе ещё на три года (8-10 классы).
Оценки, экзамены и медали. Накануне указанного периода, а именно в годы Великой Отечественной войны(!) в практику были введены эти всем известные в дальнейшем атрибуты школьной жизни. Так в 1944 году были приняты решения Совета народных комиссаров: «О введении пятибалльной системы оценок успеваемости и поведения учащихся», «Об установлении выпускных экзаменов по окончании начальной, семилетней и средней школы», «О награждении золотыми и серебряными медалями отличившихся учащихся средней школы».
Раздельное обучение. С 1943 по 1954 год обучение в средней школе было раздельным, как в дореволюционных гимназиях, — существовали мужские и женские школы. Правда, это касалось только городов. В рабочих посёлках и в сельской местности обучение оставалось совместным.
Платное и бесплатное обучение. Обучение в семилетке, а также в школах ФЗО и ремесленных училищах было бесплатным. Что касается старших классов школы, техникумов и вузов (кроме военных училищ), то оплата за обучение существовала с 1940 по 1956 год, но была сравнительно невысокой — годовая плата примерно составляла от 50% (за обучение в школе) до 100% (обучение в вузе) от размера среднемесячной зарплаты по стране. Также существовала система льгот, освобождающая часть школьников от указанной платы.
Форма. В 1948 году в советских общеобразовательных школах была введена единая по всей стране форма. Форма для мальчиков была серого цвета и состояла из брюк и рубашки типа солдатской гимнастерки или кителя. Дополнялось это широким ремнем с массивной пряжкой и фуражкой с кокардой. Школьная форма для девочек состояла из коричневого платья и фартука. В школах учащиеся круглый год носили сменную обувь. Кроме того, обязательным для девочек было ношение кос с бантами. Стрижки не допускались, не говоря уже о завивке или окраске волос. Использование косметики или ношение ювелирных украшений при форме также не допускалось. Эта форма просуществовала до 1963 года.
Школьные предметы. В 40-50-е годы в средних школах, наряду с теми же предметами, что и сейчас, изучали такие неизвестные современным детям этого возраста предметы как логика, психология, астрономия, тригонометрия, черчение, Конституция СССР, Советское право, начальная военная подготовка, чистописание (в начальных классах). В то же время церковь была полностью и категорически отделена от школы, и ничего подобного современным «Основам православной культуры» в школьной программе тогда не было и не могло быть в принципе.
Практические навыки. Наряду с теоретической подготовкой классическая советская школа давала и множество практических навыков. Это происходило на уроках трудового обучения, физкультуры и начальной военной подготовки. Тогдашний ученик мог не только решать задачи и учить стихи, но разбирать-собирать винтовку (автомат), метать гранату, обращаться с противогазом, бегать, играть в подвижные игры, работать на огороде. Мальчики получали начальные навыки по плотницкому и столярному делу, обработке металла, девочки – по рукоделию, приготовлению пищи, оказанию первой медицинской помощи.
Политическая подготовка. Большое внимание уделялось начальной политической подготовке юных советских граждан. На уроках по вышеупомянутым курсам Конституции СССР и Советского права, а также по истории закладывались основы советского патриотического воспитания, давались первоначальные знания главных положений марксистко-ленинской философии, политэкономии, научного коммунизма и истории ВКП(б). Кроме этого, проводилось множество общественно-политических мероприятий – линеек, политинформаций, встреч с ветеранами партии, героями войны и труда. Большую роль в воспитании учеников играли октябрятская, пионерская и комсомольская организации.
* * * * *
Таковы основные «уроки» сталинской школы, многие из которых и сейчас, спустя десятилетия, могли бы быть применимы на практике…
М. Сметанин