Наследие улицы Невской Часть 3

0
118

Большие дома, сохранившиеся на Невской улице, говорят о том, что семьи были в то время многодетными. Просторные дома позволяли чувствовать себя комфортно всем членам семьи. Перед бывшим зданием у средней школы №2 со стороны Невской улицы стояли друг за другом два больших дома, которых уже давно нет. Это были дома Стопкиных (А. Фроловой) и Московкиных. Огромные передние комнаты с большой русской печью были обычны в быту прошлого века. Эти комнаты в течение дня становились и залами, и гостиными, и спальнями, и столовыми в больших семьях. Цветные длинные половики стали бы сегодня произведениями искусства в любом музее, а в то время они заменяли ковры для игр детей на полу. Многодетные семьи были очень радушны и гостеприимны, играть у подруг  и одноклассников было одно удовольствие.

В центральной части улицы Невской до сих пор сохранились два дома на светлом и темном порядке, выстроенных друг за другом. Это хорошо видно со стороны пруда. В 50-60 годах у самой мытилки стоял большой, ветхий дом с очень красивой узорчатой  верандой,  в котором жила семья Лебедевых. Жители называли эту семью староверами. У них было много икон, семья жила закрыто от мира и очень бедно. Я часто ходила из школы на пруд, видела на разрушающейся веранде двоих маленьких детей, и мне было почему-то их очень жаль. Они напоминали мне детей из рассказа В. Короленко «Дети Подземелья». Весной дом стоял в разливе воды. Как там жили люди, мне, маленькой девочке, было непонятно. В апреле поток Юкши становился таким мощным, что пройти от Невской улицы в центр города иногда было опасно для жизни. Вода разливалась более чем на два метра на дороге и бурлила как кипяток. Тротуара тогда не было, а небольшая железная сливная труба не справлялась с потоком воды, да и вероятно оставалась замороженной после зимы. Никому не хватало сапог, чтобы перейти общий бурлящий поток из речки и Церковного пруда. Только после установки трубы большего диаметра проблема дороги и тротуара в конце 60-х была решена.

На самом пруду лед в конце марта проседал у берегов и становился одной огромной льдиной с дыркой в середине, где бил ключ. Эта промоина была опасна для жизни. Во льду было много лунок рыбаков диаметром по 10-15 см. Вода выходила из них на поверхность льда на 2-3 см и вместе с ней на лед выплывали маленькие рыбки.  Им не хватало воздуха под толстой коркой льда, и они беспомощно бились, пытаясь уйти под воду. Я собирала их руками и отпускала в лунку. Лед хорошо держал мой вес в 15-20 кг. Как большинство детей, я не думала тогда о серьезной опасности.

Воды всегда было много весной, и территория огородов ближних к Юкше домов стояла долго затопленной. Выше на улице в доме Комаровых жила женщина, обладающая даром целения. Старушка частенько заговаривала грыжу у малышей и в народе славилась своим молитвами и заговорами. Многие жители города знали и знают врачей Яковлева, Второва, дома которых располагаются в середине улицы Невской, медсестру процедурного кабинета Л. Верстонову, учительницу физкультуры из дома Воробьевых, братьев Седовых из углового двухэтажного дома у бывшего магазина под  метким прозвищем «поплавок».

Сегодня на улице Невской много новых жителей, снесены старые дома, воздвигнуты целые двухэтажные дворцы, постройки которых были запрещены в советское время. Но сохранился один дом, который никак нельзя обойти вниманием. Это дом №51, принадлежавший в позапрошлом веке семье священнослужителей. По сведениям жителей улицы, батюшка служил до революции в Кинешме, но был у него и родственник, который захоронен у Родниковского храма. Имя его не известно.

Большой, на высоком фундаменте, дом сразу привлекает внимание своим простором и былой добротностью. Даже сегодня, спустя более 130 лет, дом стоит как исполин и хранит в себе немало тайн. Его окружают такие же вековые деревья. Из истории мы знаем, что это дом родниковской революционерки Елены Ивановны Перепелкиной и ее дочери,  Емельяновой Ольги Лукиничны (1923-2012), замечательной учительницы немецкого языка.

Интересный доклад о Е.И. Перепелкиной подготовила на районные краеведческие чтения 7 декабря 2017 г. Ульяна Карпова из средней школы № 4 (педагог-куратор Г.В. Перова). В работе Ульяны содержатся малоизвестные факты о деятельности Е.И Перепелкиной в период революционного движения в городе Родники до 1918 года, об ее отказе от устоев и нравов общества позапрошлого века, о двух незабываемых встречах юной учительницы с М.В. Фрунзе, о совместной подпольной работе с большевиком Исидором Любимовым. Все эти воспоминания, датированные 26.08.1955 г., были сохранены в двух тоненьких тетрадках под названиями «Воспоминания о 1905 годе. Е.И. Перепелкина» и «О Фрунзе М.В». Елена Ивановна имела красивый  каллиграфический и разборчивый почерк, что помогло составить целостное представление о  работе революционеров в родном городе и «Красной губернии».

Дочь Е.И Перепелкиной, Емельянова Ольга Лукинична, оставила  тоже немалый след в истории города Родники. Ее имя включено в энциклопедию «Лучшие люди России» в 2003 году.  Из рассказов педагогов средней школы №2 о своей коллеге известно, что юность Ольги Лукиничны пришлась на боевые, грозовые годы. После окончания школы №1 с золотой медалью, девушка поступила в 1941 году в ивановский педагогический институт. Она мечтала изучать иностранные языки в  Московском университете. Война поменяла все планы. Ольга перешла на заочное обучение и начала с 1942 года работать в средней школе №2 учителем немецкого языка.  В то время в здании школы располагался госпиталь. Учащиеся были переведены в школу РИК. Ольга Лукинична работала и продолжала учиться заочно, было очень тяжело. Сообщение с областным центром было только через станцию Горкино. Дважды из-за отсутствия поезда педагог преодолевала этот путь  в 54 км пешком по шпалам.

После уроков ученики и учителя выполняли нужную для города работу: заготовляли дрова и сено для животных, учились запрягать лошадей и управлять ими, собирали урожай на полях, выступали перед ранеными в госпиталях, помогали особо нуждающимся жителям города тем, чем могли: кололи и складывали дрова в поленницы, помогали по хозяйству и в огороде.  Не раз Ольга Лукинична сдавала кровь для раненых бойцов, а однажды при прямом переливании 400 грамм крови буквально спасла жизнь солдату, отцу четырех детей.

36 лет посвятила Ольга Лукинична педагогическому труду. Она — представитель настоящей интеллигенции, профессионал в самом высоком понимании этого слова. Порядочность, строгость, такт, активность и жизнелюбие – именно за эти черты характера педагога любили ученики, ценили коллеги и родители.  Ее вечера интернациональной дружбы, стихи, песни и спектакли на немецком языке школьники смотрели и слушали с замиранием сердца, так красиво, искренне играли и проводили встречи ее воспитанники. Известно, что более 47 её учеников выбрали профессию учителя немецкого языка, стали  переводчиками, профессорами, работающими как в России, так и в разных странах мира. Ольга Лукинична давала школьникам фундаментальные знания немецкого языка, о которых с восхищением говорили преподаватели Ивановских вузов. Многие студенты, выпускники Ольги Лукиничны стали известными людьми, учителями школ и вузов, переводчиками в Союзе и за рубежом. Это Пятницкий Владимир  – профессор ШГПУ, Серова Татьяна – преподаватель на кафедре иностранного языка Казанского университета, Варшавская Аля – профессор Петербургского университета, Шарова Лариса – переводчик на станкозаводе в Нижнем Новгороде, Небова Л.А., Папаева Л.М., Парамонова Л.С., Романюк Н.П. – педагоги родниковских школ и многие, многие  другие. Обаятельная, стройная, красивая женщина, Ольга Лукинична очень любила и высоко ценила свою мать, никогда не показывала окружающим личные печали и глубоко прятала свои переживания от постигшего ее горя –  безвременной смерти любимого сына. Она принимала с сердечным теплом у себя дома на Невской улице своих выпускников, помогала студентам в выполнении сложных работ по предмету и дарила им столько душевного тепла и энергии, что этого заряда хватало на многие годы. В своем почтенном возрасте  Ольга Лукинична отлично владела немецким языком, оставаясь по-прежнему доброй, внимательной, заботливой, участливой, обладала профессиональной памятью и современным мышлением. Она навсегда осталась в сердцах своих учеников, коллег, жителей города преподавателем с большой буквы, настоящим человеком и уникальным педагогом от Бога! Дом педагогов был наполнен книгами, причем многие книги были уникальны по содержанию, в древних переплетах. В большой фамильной библиотеке были сохранены ценные церковные книги в кожаных переплетах с замочками и запорчиками, хранились редкие монеты. Мать и дочь много вязали. Они были очень экономны, шили только на заказ, имели 2-3 платья, но отменного вкуса и качества. В семье царила атмосфера глубоко взаимоуважения и взаимопонимания.

Мы еще раз убедились, какие неординарные люди жили на Невской улице: священнослужители, врачи, учителя, руководители  в социальных, экономических сферах и производств города.

А вот третья, самая малая часть Невской, отсеченная Народной улицей, стоит в один порядок и кончается тупиком на берегу Юкши. Здесь тоже среди старых домов полно новых строений. Это было всегда заболоченное местечко с широкими разливами воды весной до 80-х годов. Сегодня Юкша уже далеко не та, местами исчезла совсем, и лишь небольшой ручеек течет в забитом грязью русле бывшей полноводной когда-то реки. Но видно сильны еще подземные родники, питающие речку Юкшу  по всей длине Невской улицы, на которой был основан наш город. И пока бьют источники, будет жить город, раскрывая нам свои сокровенные тайны.                                                                                                                                                                   Л.Котова

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here