Память – она одна и для всех бесценна, как история родного города

0
122

Маленький городок Родники по национальному составу напоминает небольшую республику, в которой живут многие национальности бывшего Советского Союза. Это русские, украинцы, белорусы, армяне, цыгане, мордва, чуваши, марийцы, удмурты, евреи, грузины, немцы, чеченцы, киргизы, таджики и многие, многие другие национальности. Открытая душа русского народа способствует установлению длительных прочных личных и рабочих отношений между людьми. Большую часть численности населения после русских и украинцев составляют в городе татары. В основном это обусловлено историческим прошлым, искусственным переселением нации в годы раскулачивания, коллективизации, голода, войны и некоторыми другими факторами. Среди татарского населения в нашем городе немало людей, которые достигли успеха упорным трудом, стали известными предпринимателями, депутатами, спортсменами, мастерами своего дела, героями мирного труда, боевых действий, участниками особо важных государственных дел и мероприятий.

Переселенцы, приезжая к своим родственникам и друзьям-землякам, быстро адаптировались в новой для них обстановке, были трудолюбивыми работниками и собственными силами строили себе жилье. Учитывая, что в конце  XIX века в Родниках уже проживало много татар, уважая их веру и по их просьбе, им была выделена земля под мусульманское кладбище далеко на юго-восточной окраине города. Все без исключения татары Ивановской области являются суннитами, по мазхабной принадлежности – ханафиты.

О судьбе членов одной из родниковских татарских семей будет наш рассказ.

Раиса Мустафьевна Сафина (1932 г.р.) приехала в Родники, когда ей было 4 года. Родилась она в деревне Средние Тиганы Алексеевского района республики Татарстан, там, где рядом река Кама сливается с Волгой. Совсем маленькой девочкой она пережила годы репрессий, когда из большой работящей семьи забрали корову и лошадь, изъяли зерно на посев и муку. Семья была вынуждена переселиться сначала в Казахстан, потом приехала в Кожевники. Отец начал пилить тес в Шевригино и Хрипелеве. На скопленные большим и тяжелым трудом деньги, семья купила дом-развалюху на Пугачевском проезде. Со временем был куплен дом побольше на Тверской улице и лишь 50 лет назад семья построила свой собственный дом.  Отец Мустафа и мама Насима (по-русски Настя) были людьми с сильной волей.

Большая часть родни уже жила в Родниках и чем могла, помогала переселенцам. Раиса закончила 7 классов, работала в прядильном производстве, затем в вельвет-корде, в красильном производстве, внесла много ценных рациональных предложений и была передовиком производства. Награждена орденом «Знак Почета». Она не смогла уйти на пенсию по вредности, так как числилась швеей, хотя работала во вредном  для здоровья производстве.

Здесь же, в Родниках, Раиса встретила свою судьбу – Саяра Шараповича Халилова, (1927 г.р.)  с улицы Осипенко. Будущий муж еще пареньком прошел все тяготы военного времени  и вернулся домой только в 1951 году. 1 августа 1952 года в семье родился первенец — сын Тахир. До 2 класса Тахир учился в восьмилетней школе №4, где директором был Кашин Дмитрий Сергеевич. Потом учеников перевели в центр. В то время не было автобусного движения, и вставать надо было рано. А в старую восьмилетнюю школу на 1-ом Рабочем поселке в то время привозили на автобусе детей из прилегающих деревень (из Болтино и других поселений). Оказывается, у рынка в здании бывшего общежития, где теперь расположен мебельный салон «Надежда» раньше была школа. Все подходы к ней весной были затоплены. Школа стояла в воде, и детей переводили в Аленушкину школу. Позднее учеников приняла школа РИК.

Пионером Тахир посещал кружок киномехаников у Курицына В.И., который жил на пригородном. Однажды преподаватель заболел и попросил Тахира, как самого старшего и способного ученика, вести занятия для кружковцев младшего возраста. Пионеры смотрели «Фитиль» и мультфильмы, изучали аппаратуру. Здесь, в клубе пионеров, Тахир получил свои первые деньги за хорошую работу и массовое  привлечение ребят в кружок. На первую зарплату — 49 рублей Тахир купил себе пальто и часы. В то время родители строились, лишних денег не было, а в семье росло еще двое детей: Галя (1955 г.р.) и Света (1964 г.р.) Свете был всего год, когда началась строительство дома. Тахир подносил кирпичи, мешал раствор и во всем помогал отцу. Так он получил основные навыки строительства, а позднее начал помогать строить дома людям в составе строительной бригады. Работа была тяжелая, но платили по 5 рублей в день. Работа помогла купить велосипед и обувь. А еще Тахир работал в кинотеатре старшим киномехаником вместе с Васильевым Е.И. и двумя Нинами-помощницами  под руководством главного инженера В. Киселева. Кроме этого способный юноша закончил обучение на водителя, затем на киномеханика в Иваново и уехал в армию на Дальний Восток в школу младших авиаспециалистов. Его мечтой было желание попасть в автобат и резерв  командующего состава. Около Уссурийска военные строили аэродром. Благодаря дружбе с комсоставом, Тахир много раз рыбачил на озере Ханка, а его семья попробовала настоящие кедровые орешки и другие продукты с Дальнего Востока. Молодой боец впервые увидел склады в горах и огромные ангары как в метро со стенами более 3-х метров толщины для самолетов. Эти были объекты с самой лучшей обученной охраной. Однажды на разгрузку вместо снарядов пришли ящики со сгущенкой. У солдат был настоящий праздник. Впервые на Дальнем Востоке Тахир увидел настоящие виноградники. В роте служили знатоки с юга, умевшие делать настоящее вино.

После армии на работе в АТК молодым ребятам было предложено учиться в транспортном техникуме. Умное начальство сразу предложило Тахиру учиться дальше по своей специальности. Успешно сдав экзамены, Тахир успешно учился, чертил чертежи и помогал сокурсникам. На дипломной работе его рацпредложение «Запресовка ступиц колес» заинтересовала комиссию. Свои детали он точил на токарном станке с другом на его рабочем месте в Автомаше после работы и учебы, и освоил еще одну специальность. Сестры Тахира тоже оказались талантливыми девушками. Галина закончила в Москве мехмат, а Света — московский строительный институт и работает в Мосэнерго.

Вернувшись из армии, Тахир женился. Познакомился он с женой в Родниках, когда Пеньки и Слободка собирались на большие праздники. Надежда оказалась хорошей хозяйкой. Она вкусно готовит, не боится любой работы по дому. Сватовство было быстрое и неожиданное для семьи Надежды.  На свадьбу зарезали бычка. При Хрущеве семья Тахира содержала 2 коровы, но запрет на покосы не давал заготовить корм на зиму. Пришлось одну корову одну сдать на бойню. Женщины плакали: корова доила по ведру в день, но ее нечем было кормить, а штрафы за покосы в лесу были высокие. Сегодня в Родниках вообще нет частного стада благодаря разрушительной государственной политике в сельском хозяйстве. Создав семью, Тахир завел свое хозяйство и не один год выгодно выращивал поросят.

Мужчина воспитал и вырастил отличных сыновей: Старший Марат (1977 г.р.) в 16 лет уехал в военное училище. Служил в ракетных войсках в Новосибирске. Решил после выслуги вернуться домой. Младший Руслан (1982 г.р.) с отличием закончил строительную академию, работал в Адлере и на Красной Поляне, был  в бизнес-поездках по делам в Германии и Италии,  женился и решил построить для себя дом. Сегодня у дедушки Тахира пятеро внуков. Род Халиловых связан дальним родством с родом Гатиных в далеком третьем поколении, и очень дружен с гостеприимными семьями Зайцевых и Шагеевых. Много лет Тахир думал, где создать общий молельный дом для мусульман города, был даже заложен фундамент, но не хватило средств для воплощения грандиозного замысла.

Работая бетонщиком на РДК «Лидер», Т. Халилов успел получить корочки на строительные специальности, сдав экзамены в Иваново на 6 разряд. Но судьба распорядилась иначе и Тахир стал работать на автобусе. Вскоре ПМК-284 выделило семье Тахира совмещенное жилье в  доме №5 на площади Ленина, а вот отдельную квартиру для жены на Южном Тахир отделывал сам тайно к празднику Октября, пропадая в ней целыми вечерами после работы. Счастью жены и детей не было предела.

Тахир Саярович первый в области создал организацию Чернобыльцев в Родниках, активно работал по созданию областной и всеросссийской общественных организаций инвалидов-чернобыльцев. История замалчивает многие факты о том, как поступила с чернобольцами страна. От каждого селения в Чернобыль было направлено определенное количество людей в зависимости от численности поселения (с 26000 – 26 человек). На военных сборах мужчины не знали, куда едут. Вместо Гороховца поезд ушел на Курск и Белую Церковь. Переодетые в военную форму, родниковцы увидели из машин порыжевший лес, дома без жителей и людей в белых одеждах. Всех распределили в разные места по назначению. Замеры по дозам радиации велись каждый день. Тот, кто набирал выше допустимой дозы, сразу отправляли домой. Машины делились на «фоненные» и чистые. Чистый транспорт в зону не допускали. На определенной территории солдат пересаживали и везли на Чернобыльскую АЭС. Техника от радиации отказывалась работать, и многие работы выполнялись вручную по расчистке территории и разборах завалов. Пару лопат и выход из зоны – так работали не один месяц. Больше всех досталось тем, кто работал в шахте и на крыше АЭС. После работы все шли под душ и получали новое стерильное белье. Кормили отлично. Тахир набрал дозу, но не мог сразу уехать, так как не было замены. Он с сожалением смотрел на юных ребят из стройбата, у которых даже не было защитной одежды. Тахир вызвался в отсутствии смены убирать транспортный коридор. Земля и настилы фонили после дневной работы. Настилы снимали каждую ночь и вывозили для уничтожения. Для каждой смены настилали новую спецпленку. И так все 10 дней работы. Подъем температуры, носовое кровотечение дали себя знать. На работу пришло благодарственное письмо и грамота, а сам Тахир уехал в Московский институт рентгенологии и радиологии. Внимательный директор-врач  направил его на 3-х дневное обследование, которое показало, что набрано более 118 рентген от суточной нормы 10-25 р.  Лечение было длительным. Интересен тот факт, что в госпитале палату чернобыльцев, в которой находился Тахир, обслуживала медсестра Зухра. По этому поводу у ребят было немало шуток.

37 родниковцев прошли через Чернобыль. 1/3 из них уже покинули наш мир. Пенсии по потери кормильца семьи добивались с большим трудом. Уловок в законах хватает, чтобы  добровольцы, очищавшие территорию от заражения, не получили эти льготы, если нет записи в документах. А если нет связи с Чернобылем, и льгот нет! Тогда мужчины числятся как обычные инвалиды и значительно теряют в пенсии. Сегодня ранее существовавшие льготы на бесплатное зубопротезирование, курортное лечение, бесплатные билеты раз в год, 50% зимой за проезд на транспорте при наличии удостоверения чернобыльца практически все отменены. Когда Павел Матринов вернулся со срочной служба из Чернобыля, его волосы лезли пучками. Никогда не забудет Чернобыль и Владимир Гущин, где его чуть не забыли при отправке домой.  С помощью Т.Халилова эти ребята получили достойные пенсии, пройдя многие суды ради справедливости. Две медали получил Тахир Халилов от президента России. А еще он  кавалер Ордена «За мужество» II степени и является героем Чернобыля. С 1990 года  Тахир Саярович работает безвозмездно по проблеме поддержки чернобыльцев и их семей. Ежегодно 26 апреля все родниковцы-чернобыльцы встречаются вместе, чтобы почтить память тех, кто  приехал в опасную зону для ликвидации аварии века.

И неважно, к какой национальности принадлежат наши граждане. Главное, что они настоящие труженики, которые чтят традиции  рода, защищают интересы ближнего  и, если нужно, своей страны.                                                             Л.Котова

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here