Ранним светлым, солнечным утром 9 октября автобус плавно подкатил на Кремлевскую набережную, и паломники спешно отправились через Патриарший мост к собору Христа Спасителя.
Там уже с 6 утра стояли в очереди люди и молились святому Спиридону Тримифунтскому, проговаривая про себя свои просьбы и пожелания. Небольшая очередь у входа в храм Христа Спасителя быстро росла. Было прохладно. Яркое солнце уже золотило все купола храмов Москвы. Вокруг работали волонтеры, полиция, росгвардия, помогая немощным, инвалидам и мамочкам с малыми детьми войти в храм без очереди. Полый порядок, тишина и спокойствие окружали всех, кто приехал приложиться к святым мощам Спиридона Тримифунтского. После красивого, мощного колокольного перезвона храм открылся, и поток паломников плавной лентой пошел по намеченному маршруту. Четкая организация помогала людям беспрепятственно и быстро посетить храм, приложиться к заветному ковчегу и получить на выходе в подарок иконку святителя Спиридона Тримифунтского.
Многие из нас знают православных святых, защитников земли русской, названия особо почитаемых икон, но о святителе Спиридоне Тримифунтском слышал не каждый. Так кто же он, Спиридон Тримифунтский, к которому постоянно идет живой поток людей со своими бедами и проблемами? Люди просят оказать помощь в работе, в финансах, в бизнесе, в решении жилищных трудностей и, конечно, в вопросах здоровья. В христианстве святитель Спиридон почитается наравне со святым Николаем Чудотворцем.
Углубимся немного в историю религии… Святой Спиридон родился в 270 году н. э. в селении на острове Кипр. В детстве он был пастухом, вел праведную, богоугодную, кроткую, добродетельную жизнь. У Спиридона не было никаких богатств, но он не отказывал в приюте и еде нуждающимся. Его доброжелательность и необыкновенная душевная теплота притягивали к нему разных людей. После кончины епископа Тримифунта, Спиридон был единодушно избран первым священником города, поэтому его и назвали Тримифунтским. Но и в высоком сане святитель показывал образец смирения, добывая себе пропитание в труде. Господь наделил Спиридона даром прозорливости и исцеления людей. Святитель Спиридон лечил безнадежных больных, избавлял людей от душевных недугов, изгонял бесов, мог управлять силами природы. Случаи о живительном дожде в засуху на Кипре, о чудесном переходе через реку среди расступившегося бурного потока для защиты невиновного, о пении невидимого хора ангелов в храме, где вел службу святой, давно вошли в историю. Святителя Спиридона мир почитал как мудрого человека, обладавшего провидческим даром. Видя тайные грехи людей, святой призывал их к покаянию и исправлению. Он стал примером благочестия, простоты и скромности. Его земная жизнь окончилась в возрасте около 80 лет во время молитвы в 348 году. Погребли его в храме в честь святых апостолов в Тримифунте. Сегодня мощи святого Спиридона покоятся на острове Корфу в городе Керкира, в церкви его имени. Сюда же в 1984 году была возвращена из Рима и правая десница святителя, которая долгие годы находилась в церкви Божией Матери Санта Мария в Риме. В течении всех веков тело святителя не поддалось тлению, а температура его всегда равна 36,6 градусам.
В Москве башмачок Спиридона Тримифунтского берегут как святыню, привезенную с острова Корфу. Находится башмачок в Покровском храме Данилова монастыря. Давно замечено, что башмачки святого Спиридона сильно изнашиваются каждый год и требуют постоянной замены, словно чудотворец до сих пор ходит и помогает людям, творит святые чудеса. Научного объяснения этому факту нет. Раз в год мощи «переобувают», а башмачки дарят храмам и монастырям. Так башмачки были принесены в дар московскому Данилову монастырю (2007 г.) и угличскому Богоявленскому монастырю. Пять раз в году на острове Корфу совершается торжественное празднование памяти святого Спиридона.
Посетив храм Христа Спасителя, в 8 утра паломники уже были в действующем Зачатьевском монастыре. Красивый храм, словно парящий над землей, впечатляет своей архитектурой и стройным видом. Его ажурное каменное крыльцо зовет в великолепный храм. Монастырь считается древнейшей девичьей обителью в городе с 1360 года. Основал монастырь митрополит Киевский и всея Руси святитель Алексий, сын черниговского боярина Фёдора Бяконта. Его крестным отцом был Иван Калита, а родные сестры Алексия, Иулиания и Евпраксия, стали первыми монахинями этого монастыря. Зачатьевский монастырь — не единственный монастырь в Москве, который был основан благодаря Алексию, есть еще знаменитый Андроников, но уже нет уничтоженного после революции Чудова монастыря в Кремле. История жизни Алексия тесно связана с историей русской дипломатии в Литве, в Константинополе, когда были большие проблемы с великим князем литовским Ольгердом. У него Алексий побывал в плену, а чуть позже крестил в Твери одну из его дочерей. Он побывал и в Орде, излечил от слепоты ханшу Тайдулу — мать хана Золотой Орды Джанибека. Алексий был фактически регентом при малолетнем Дмитрии Донском. Памятник Алексию стоит у входа в Зачатьевский монастырь, который он основал и где монашествовали его сестры. Зачатьевский (ранее Алексеевский) монастырь чтят пары, которые испытали трудности с деторождением. Надвратная церковь и парадные ворота монастыря были выстроены на деньги известных бояр Римских-Корсаковых еще при Петре I. Их семейная усыпальница — тоже в этом монастыре. После революции в монастыре была тюрьма, многие здания разрушены и взорваны в 30-е годы. Сегодня монастырь полностью восстановлен.
А нас уже ждал Ильинский храм XVI века среди красивых старых зданий в Обыденском переулке. Предполагают, что в иконостасе его алтаря cохранились образ Спаса Нерукотворного (1675 г.) и Казанский образ Божией Матери. Здесь хранятся частица пояса Божией Матери и ковчег с частицами мощей почитаемых святителей. 15 июня 1944 года сюда была перенесена чудотворная икона Божией Матери «Нечаянная радость». В храм постоянно идут люди, чтобы приложиться к удивительной иконе и попросить у нее защиты в делах своих.
Далее на пути следования был Свято-Данилов монастырь, расположенный на правом берегу Москвы реки. Он основан в конце XIII века московским князем Даниилом. Первой постройкой обители стал деревянный храм в честь преподобного Даниила Столпника. Здесь хранились уникальные рукописи и книги. Храм был разорен во времена Золотой Орды, пострадал от орудий Лжедмитрия II в 1610 г. и от нашествия французов в 1812 г., похитивших позолоченный оклад с гробницы князя Даниила. Здесь и сегодня хранятся мощи князя Даниила. В течение веков храм много раз перестраивался. В декабре 1929-го монастырь был закрыт и передан под склад муки. Колокола продали американскому меценату, и только в 2008 году они вернулись на родину. Разоренная обитель в прошлом веке пришла в негодность и ветхость без ухода и капитального ремонта. В 1983 году было принято решение возвратить Данилов монастырь Московскому Патриархату. В 1988 г. к 1000-летию Крещения Руси монастырь привели в порядок, но работы продолжаются и в наше время. Храм двухэтажный. На первом этаже находятся мощи преподобного Георгия, исповедника Даниловского, священника и монаха, теплые мощи епископа Иоанна Суздальского (в иконе), иконы с частицами мощей святых угодников, в том числе Матроны Московской, и башмачок Спиридона Тримифунтского. На втором этаже – гробница с мощами князя Даниила, две иконы: Божией Матери «Троеручница», преподобного Иоанна Кассиана Римлянина, частицы мощей Николая Чудотворца и Спиридона Тримифунтского. Монастырь находится под охраной Донского казачьего войска.
Другой удивительный по красоте монастырь – Донской монастырь – самое тихое место в центре столицы, в котором хранится Донская икона Божией Матери. Сюда редко заходят туристы, но паломники часто посещают святыни Москвы. Большой собор Донской иконы Божией Матери имеет два храма. Нижний Сретенский, храм – это усыпальница грузинских князей. Донской монастырь был основан в 1591 году на том месте, где располагались укрепления русских стрельцов, готовившихся к сражению с крымским ханом Казы-Гиреем. Перед самым сражением крымский хан неожиданно сбежал с поля боя — это объяснили заступничеством Пресвятой Богородицы, так как в стрелецком стане находилась чудотворная Донская икона Божией Матери. Эта чудотворная икона была написана в XVI веке по заказу Бориса Годунова специально для Донского монастыря. На праздник в монастырь приносили из Кремля первую Донскую икону письма Феофана Грека, так что в этот день в Донском одновременно пребывали обе иконы. Эта традиция сохранилась и в наше время, только теперь святыню доставляют из Третьяковской галереи на специальной бронированной машине.
В Донском монастыре находится некрополь, который появился значительно раньше Ваганьковского и Новодевичьего кладбищ. Это главное кладбище высшего русского дворянства и богатого купечества. В Донском похоронены историк В.О. Ключевский, ректор Московского университета С.Н. Трубецкой, архитектор О. Бове, философ П.Я. Чаадаев, писатели А.П. Сумароков и М.М. Херасков, многочисленные Голицыны, родственники и друзья А.С. Пушкина, знаменитая богатая помещица Дарья Салтыкова (Салтычиха), умершая в заточении в Ивановском монастыре. В 1930-е годы с Даниловского кладбища сюда перенесли могилу художника В.Г. Перова, а в 2005 году в Донском монастыре перезахоронили генералов А.И. Деникина и В.О. Каппеля. На стене одного из фамильных склепов за Большим собором мироточит и благоухает мозаичная икона святителя Николая. Здесь же находятся бесценные скульптуры и барельефы со взорванного храма Христа Спасителя.
В 1918 году монастырь был официально закрыт, а с 1922 года здесь содержался под стражей в заточении святитель Тихон, патриарх Московский. На него покушались не один раз. Умер патриарх 7 апреля 1925 года, всего на один год пережив вождя революции. Хоронить патриарха пришла вся православная Москва. Власти не смогли помешать верующим. Вся территория монастыря и соседние улицы были заполнены народом. Так уважали люди своего заступника и предвидца. За 70 лет гонений место захоронения было утеряно, и только в 1989 году нетленные мощи были обнаружены в Малом соборе. Сегодня в Большом соборе к раке с мощами святителя Тихона идет нескончаемый поток людей. Донской монастырь немало повидал на своем веку. Его грабили и разоряли в Смутное время, в войну с Наполеоном 1812 года и после революции. В 1927 году на территории монастыря был открыт первый крематорий. Еще в ноябре 1982 года Л. Брежнев подписал приказ о передаче монастыря Московской Патриархии для размещения в нем резиденции патриарха, но передача монастыря Церкви состоялась только в 1990-е годы из-за утери документов. Теперь это мужской монастырь, в котором активно ведутся реставрационные работы.
Последняя наша остановка была возле храма преподобных Зосимы и Савватия Соловецких в Гольянове. Чистый и красивый храм Зосимы и Савватия любим москвичами, живущими в Восточном округе столицы. Храм — настоящий центр духовной жизни местного значения. Первая деревянная церковь в селе Гольяново была построена в 1662 году XVII столетия. Село являлось вотчиной царя Алексея Михайловича Романова. С 1811 г. Гольяновом владел князь И.Н. Трубецкой. Он построил каменный храм. В 30-е годы XX века храм был закрыт и отдан под макаронную фабрику. Позднее один из арендаторов устроил в храме химическую лабораторию, которая полностью разрушила всю штукатурку и уничтожила росписи. Только после передачи храма Русской православной церкви в 1990 году началось его восстановление. Храм красив внутри и снаружи, и в нем есть кому поклониться. Удивительная икона с частицей мощей преподобного Гавриила (Ургебадзе) Самтаврийского, проповедника православия, исповедника и прозорливого старца, притягивает взоры своим уникальным письмом. Глаза святого выписаны так, что невозможно отвести взора. Хочется стоять, смотреть и смотреть на лик иконы. Видимо, писал икону очень талантливый мастер. Никакая иная копия не может передать этот пронизывающий и очень теплый взгляд. Впечатляют иконы Божией Матери «Одигитрия Смоленская», «Неопалимая Купина», «Живоносный источник», «Тихвинская», плащаница и три ковчега с более чем 150 частицами мощей чтимых святых. Среди них мощи: Святой великомученицы Екатерины, Блаженной Матроны Московской, Великомученика целителя Пантелеймона, Великомученика Георгия Победоносца, Преподобного старца Амвросия Оптинского, Благоверного князя Даниила Московского, Святой великомученицы Варвары, Преподобного Антония Великого, Преподобного Сергия Радонежского. Ковчеги доступны для поклонения всегда, когда храм открыт.
Замечено, что поездки по святым местам делают людей более добрыми, благостными. Куда-то исчезает весь накопленный негатив, а взамен появляются жизненные силы, здоровье, отступают болезни. Люди, как кувшины, наполняются впечатлениями от соприкосновения со святынями, получают более сильную энергетику и благословение святых отцов. Вера – вот что отличает русского человека. Это делает его сильным духовно и физически. А по вере и поступкам воздается каждому! Любая поездка по святым местам России – это кладезь информации для размышления о смысле жизни, достоверности настоящей истории и житии святых и, конечно, о развитии великого государства на протяжении многих столетий.
Л. Котова