Семья получила из Варшавы фотографию, на обратной стороне которой было написано: «Дорогой моей супруге Апполинарье Михайловне. Посылаю свою карточку снялся с товарищами они все мои земляки Костромской губ. От меня крайний с левой стороны жил в Родниках он из Плоскова Кузмичев Александр, а рядом с ним из д. Бухарино Долинкин Никандр а остальные я сам их раньше не знал один Волков, а другой Победин из Макатовской волости от твоего супруга Ивана Афанасьевича Апаркина (текст без знаков препинания — прим. автора). Сам Иван сидит с книжкой в руке. Дата на фото, с фирменным знаком фотографа, отсутствует.
На фронтах Первой мировой войны также воевали братья Ивана: Дмитрий, Павел, Пётр, Василий Апаркины. В живых остались только Иван и Павел. Им довелось участвовать и в Гражданской войне. И снова оба вернулись домой живыми!
Их отец, Афанасий Назарович, прожил 50 лет, он умер от туберкулёза. В то время эта болезнь считалась неизлечимой. Также от нее друг за другом позднее умерли сыновья Павел (в 1931 году) и Иван (в 1934). Мать, Евдокия Александровна, дожила до глубокой старости и умерла в 85 лет. Сохранилась ее фотография в преклонном возрасте.
Жена Ивана Афанасьевича, бабушка Ларисы, Апполинарья Михайловна Апаркина (Капустина) была родом из деревни Гордяковка Тезинской волости. Ее отец, Михаил Глактионович Капустин (1865-1938) проработал ткачом на фабрике в Родниках всю свою жизнь. Поскольку фабрик было несколько, то на какой именно он работал, сказать трудно.
Его дочь, Апполинарья Михайловна, была статной, приятной и работящей девушкой. Именно за эти качества и ценил ее супруг Иван Афанасьевич. Свадьба была пышной и красивой, Иван Афанасьевич Апаркин обвенчался с Апполинарьей Михайловной Капустиной в 1912 году.
Жить молодая семья переехала в деревню Ганино. В конце года у них родилась первая дочь Капа (Капитолина Ивановна (1912-2002). Всего у Апполинарьи Михайловны было семеро детей. Двое умерли во младенчестве. Здоровыми выросли Капитолина, Валерий, Аркадий, Юрий, Руфина (мама Ларисы).
Все дети учились в начальной школе, которая находилась в самой деревне Ганино. По воспоминаниям селян, она была построена в 1929 году. Строили всем миром. В Ганинскую начальную школу приходили дети из соседних деревень Бухарина, Стрелок, Гарей. А потом продолжали учиться в Батыевской (Филисовской) семилетке. Сохранилась редкая фотографии учеников шестого класса, в котором училась Руфина Ивановна Апаркина перед войной (фото 1940 года). На фото Руфина в верхнем ряду четвёртая слева в берете и со смешной чёлкой. Возможно, кто-то сможет назвать и учителей на фото из Батыевской школы.
Особенно ценными в семьях всегда считаются старые фото. Как хороши фотографии деревенских мальчишек, среди которых братья Руфины, Аркадий и Юрий! Всматриваешься в лица и видишь их любопытство, задор, открытость. Жили так бедно, а верили в самое светлое и лучшее!
Любимая тётя Ларисы, тетя Капа (так называла ее племянница), всю жизнь прожила в деревне Ганино, работала в колхозе им.Чапаева. Капитолина Апаркина росла воспитанной и грамотной девочкой, хорошо училась и имела организаторские навыки. Самые тяжелые годы становления колхоза легли на ее плечи. Сохранилось фото 40-х, на котором запечатлена бригада колхоза им.Чапаева деревни Ганино. Капитолина Ивановна Апаркина в то время была заместителем председателя колхоза им. Чапаева.
На фото есть и старенькая бабушка Поля, которая также работала в колхозе, приближая долгожданную победу 1945 года.
Первое сильное горе постигло семью еще в 1934 году, когда умер от туберкулёза отец Иван Афанасьевич. Очень трудно приходилось Апполинарье Михайловне управляться по хозяйству, но дети помогали, старшие сыновья-подростки пошли работать в колхоз, младшие продолжали учёбу и тоже помогали матери чем могли.
Вторая страшная беда — война 1941. Вот что вспоминала мама Ларисы Николаевны, Руфина Ивановна Смирнова, ветеран труда, труженица тыла: «Когда началась война, я закончила только шестой класс. Были свои мечты и желания. Хотелось учиться дальше.
Учеба мне давалась легко. Особенно русский язык. Литературу тоже любила, но не было достаточно литературы, чтобы пополнить свой небольшой багаж знаний.
Но 22 июня 1941 года в воскресный день мечты оборвались… Началась война. И все жители нашей деревни стали провожать на фронт своих родных, близких и знакомых. Два старших брата, Валерий и Аркадий, чуть позднее третий брат Юрий ушли на войну.
Остались мы втроем: я, мама и старшая сестра Капа, которая уже работала учетчицей в конторе. Как было тяжело работать в колхозе! Из мужчин остались только старики и инвалиды. Вся тяжесть колхозных будней легла на плечи женщин, подростков и детей.
В 1941-1942 годы я в школу не ходила: надо было помогать матери. Были огромные налоги: натуральные и денежные. А чем платить? Пришлось идти работать в колхоз. В колхозе мы работали наравне со взрослыми. Летом косили траву, сушили, переносили на фермы, где вручную на носилках, а когда давали лошадь, то на телеге.
Пропалывали и рыхлили огромные участки земли, засаженные овощами и рожью. Затем все это вручную выкапывали, сушили и сдавали государству. Жали рожь и пшеницу, кто серпом, а кто и косой.
Это была очень трудоемкая и изнурительная работа. Внимания на погоду не обращали. И в дождь, и в снег, и в холод, и в мороз мы добросовестно выполняли свою работу, приближая день Победы. Когда наша армия стала наступать, я и мои друзья сели за парты. Не хватало ручек, не было тетрадей, учебников, чернил, но мы не сдавались. Работали и учились. Такое уж было время».
Чтобы заработать хоть какие-то деньги и заплатить государству налоги, колхозники продавали в городе на рынке продукты из своего хозяйства. Рано утром Апполинарья Михайловна поднимала, собирала и провожала маленькую Руфу на рынок в Вичугу.
От деревни путь составлял почти 10 км. Девочка вместе с другими жителями отправлялась продавать молоко, сметану, масло, шерсть, вязаные носки, варежки, чтобы выручить денег и заплатить налог. Семья держала корову, но сами молоко не пили. Одна мысль сверлила тогда голову: «Как хочется отдохнуть, но нельзя. Идет война, и наш труд — это шаг к победе».
В эти грозные тяжелые сороковые семья пережила ещё три горя: не вернулись с войны сыновья Валерий и Аркадий, а также муж старшей дочери Капитолины, Евгений Васильевич Соколов. Она осталась с тремя маленькими детьми. Вот какое извещение получила Апполинарья Михайловна в январе 1942 года:
Валерий Иванович, Аркадий Иванович Апаркины и Евгений Васильевич Соколов до сих пор считаются пропавшими без вести.
А вот Юрий Апаркин (1925 г. р.), младший сын Ивана, с боями прошёл от Азовского моря до Вены, был мотористом на бронекатере.
После войны домой не вернулся, остался жить в Измаиле Одесской области. Там он женился, там же родилась его дочка.
Сам Юрий закончил мореходное училище и всю трудовую жизнь бороздил моря.
Продолжение следует…
Л. Котова