Исследования о поселении Родники в отечественной истории так малы, что займут от силы несколько страниц, но они составляют целый пласт неизведанного для краеведов, историков и археологов.
Все, что мы знаем, это капля в море об исторической географии местечка Родники.
Видимо, поселение в те далекие времена было настолько мало, что в истории мы чаще найдем упоминания о Лухе, Кинешме, Вичуге, Шуе, чем о своем родном поселении. И если бы не предприимчивость Григория красильщика, вряд ли деревенька в глуши из нескольких дворов получила бы какую-либо известность вообще. Вдали от речных форпостов, крупных трактов, жизнь здесь текла обыденно и тяжело. Ни усадеб, ни исторических личностей в 1564 году (первое упоминание о деревне Родники) в поселении не было. Вместе с близлежащими деревнями во главе с селом Хрипелево эти земли принадлежали Суздальскому Покровскому монастырю. Когда-то они были пожалованы Иваном IV князю Дмитрию Жижемскому. После смерти Дмитрия Михайловича деревни и село были подарены царем Суздальскому монастырю.
Однако история показывает, какая кипучая жизнь и какие интересные события происходили вокруг нашей местности всего-то в радиусе от 15 до 100 км и более. Так приоткроем эти странички, совершим экскурс в глубь веков и будем удивляться событиям прошлых лет.
Начало 16 века, а Лух уже назван городом! В духовной грамоте царя Иоанна III от 1504 г. сказано: «А что есми пожаловал князя Федора Ивановича Бельскаго, дал есми в вотчину город Лух с волостьми, да волость Вичугу, да Кинешму, да Чихачев. И князь Федор и его дети служат сыну моему Василию и ту свою вотчину держат потому, как было при мне, а отъедет князь Федор или его дети от моего сына Василия к моим детям меньшим или к кому ни буди, и та его вотчина Лух с волостьми сыну моему Василью».
Разве не удивительно, что уже в те годы Вичуга была центром своей волости и не подчинялась Луху? Вероятно, что эти земли были даны в удел князю Бельскому в связи с его женитьбой в 1492 г. на племяннице Иоанна, княжне Рязанской. Доподлинно известно, что наша соседка Вичуга (сейчас Старая Вичуга) в XVII веке принадлежала Гурию Ермольскому и Василию Шушерину, а позднее — графам Татищевым, входила в Кинешемский уезд, а по духовным делам зависела от Плесской десятины. В те годы Кинешма и Плес были патриаршей областью.
Еще в 1725 году в Плесской десятине значился Вичугский заказ, в котором упоминаются села Хреново и Жирятино. Вичуга числилась большим торговым селом на речке Вичуге, была от Кинешмы в 25 верстах по большой Владимирской дороге и имела прямой тракт на Лух.
Царские земли в то время раздавались как награда за подвиги и ратные государственные дела известным людям, особо приближенным фаворитам или становились разменной монетой в борьбе за трон. Границы земель часто были условными, лишь с перечнем поселений. Так доподлинно известно, что Костромские волости Андомы, Кореги, Борку, Березовца с Залесьем в 1433 году были отданы Василием Темным своему дяде, галичскому князю Юрию Дмитриевичу, чтобы тот «уступил племяннику Василию Темному великое княжение». Уступка оказалась коротка, так как дядя в следующем году, перед смертью, разделяя уделы детям, ничего не упоминает об этих волостях. В 1440 году, при договоре с князем Дмитрием Шемякою царь Василий Темный утверждает за ним эти волости.
Во второй половине ХVI века в истории Московского государства идет формирование уездов, строительство новых городов и активное освоение новых территорий. Административно-территориальное деление в государстве еще не четкое. Это было время формирования уездов зачастую из территорий бывших русских княжеств: Суздальского, Костромского, Ярославского, Ростовского, Владимирского, Муромского, Юрьевского и других. Они разительно отличались по размеру, количеству населения, экономическому развитию. Так со временем из Ярославского уезда выделились Романовский и Пошехонский, а из Нижегородского — Юрьевецкий и Балахнинский.
Во второй половине ХVI — начале ХVII века от Суздальского уезда были отделены Шуйский, Луховской и Кинешемский уезды. Почти полные схемы уездов с указанием станов и волостей появились позднее — в конце XVII — начале XVIII в.в. Тогда же были составлены и уточненные списки селений, поскольку переписные книги 1678 г. по ряду уездов так и не найдены. По 15 уездам списки селений составлены по переписным книгам 1646 г., по 45 уездам — по источникам 1688-1694 гг., по 10 уездам — по переписным книгам 1716- 1724 гг. (в том числе по уездам, не имевшим волостей и станов).
Заглянем в эти интересные списки: какие же волости входили в известные нам уезды того времени? Названия привожу дословно.
Луховский уезд. 1. Благовещенское Заселье, 2. Груздева слобода; Луки: 3. Верхуская, 4. Добрицкая, 5. Клековская, 6. Обабковская, 7. Пеленская, 8. Рыболовская, 9. Шелутинская, 10. Сокольнинская. Волости: 11. Филисовская, 12. Чихачева, 13. Семеновская.
Кинешемский уезд. Волости: 1. Вичужская, 2. Владыченская, 3. Кинешемская, 4. Мериновская.
Юрьевецкий уезд. Волости: l. Березницкая, 2. Городецкая, 3. Елнацкая, 4. Заборская, 5. Коряковская, 6. Куловские починки, 7. Ячменская. Примечание: № 1-5 и 7 — дворцовые.
Шуйский уезд. Волости: 1. Борисоглебская, 2. Телешовская.
Источник: https://statehistory.ru/books/YA-E—Vodarskiy_Naselenie-Rossii-v-kontse-XVII—nachale-XVIII-veka/36
Вы, вероятно, заметили, что в Луховском уезде есть Филисовская волость, в Кинешемском — Вичужская волость, а о Родниках — ни слова в Юрьевецком уезде. Скорее всего численность дворов даже в то время в селении на речке Юкше была очень мала.
До сих пор идут споры, принадлежала ли Шуя князьям Шуйским, имевшим огромные земли на Суздальской территории. Фамилия Шуйских отмечена в документах с 1403 г. Известно, что царь Василий Шуйский имел прозвище «шубник» потому, что в Шуе шили шубы и тулупы. В 30-е годы ХVII века в Шуе существовали осадные дворы князя Ивана Ивановича Шуйского и княгини Анисьи Петровны Скопиной-Шуйской, а также дворы дворцового села Горицы, которые ранее принадлежали Горбатым и Шуйским. Прямым доказательством связи Шуйских с Шуей является родовая усыпальница князей Горбатых в Николо-Шартомском монастыре рядом с городом Шуя. Князья Горбатые до середины ХVI в. владели селом Ярлыково в Шуйском стане Суздальского уезда. Князья Шуйские неоднократно лишались своих вотчин при разных правителях, но сохранили в Суздале и Шуе часть своих владений.
Интересно, что в «Списке русских городов» в конце ХV в. летописец указывает на то, что между Суздалем и Владимиром был город «Шумьскиый» или «Шюмьскый». Возможно, речь идет о Шуе.
Исследователь Г.В. Абрамович утверждает, что князья Юрий Васильевич и Василий Семенович получили фамилию Шуйских после того, как лишились своих нижегородских владений. Возможно, тогда и родилось село Шуя, связанное непосредственно с княжеской фамилией. «Шуйская дорога» была известным трактом с 1563/1564 г., а город Шуя в 1565-1572 г.г. входил в опричнину.
В годы правления Ивана Грозного Шуя получила свои земские органы, прошла земскую реформу, а в 1564/1565 г.г. получила военное назначение и городовых приказчиков. Здесь формировались полки против казанских татар. С окончанием опричнины Шуя становится уездным городом. Первое описание Шуйского уезда проведено в 1574/1575 г.г.
Но подчиненное положение Шуи Суздалю сохранялось на протяжении десятилетий. В 1593/1594 г. Якову Васильевичу Милюкову здесь было дано поместье, а в «жалованной грамоте» 1610 г. Семену Собакину дано на вотчину сельцо Телешово. А вот Палехская волость по неизвестным причинам осталась во Владимирском уезде.
О Лухском уезде известно с начала 70-х гг. ХVI в. Лух впервые упоминается в летописи 1429 г. в связи с набегом на него казанских татар. Сооружение лухской крепости относится к началу XV века, когда московский великий князь Василий Дмитриевич решил построить здесь форпост на границе с Нижегородским княжеством. Лухская крепость находилась недалеко от Юрьевца и стояла на кратчайшем пути от Волги к Москве.
В конце XV века крепость Лух со своими волостями и волостями Кинешмой, Вичугой и Чихачевой была пожалована приехавшему из Литвы князю Ф.И.Бельскому. Бельские были владельцами «луховскими и кинешемскими» до1571 года, когда в ходе набега на Москву крымского хана Давлет-Гирея трагически погиб последний представитель рода — боярин Иван Дмитриевич со всей его семьей. После гибели И.Д. Бельского и его детей в1571 г. был образован Луховской уезд. Затем в 1574-1577 годах Луховской уезд стал уделом (вотчиной) выехавшего на Русь и рано умершего Валашского господаря Богдана Александровича.
В 1581 году Лух становится вотчиной вдовы царевича Ивана Ивановича, Елены Ивановны Шереметевой, в иночестве — старицы Леониды. С кончиной Леониды около 1595 г. закончилась удельная история Луха, и он становится уездным центром на востоке от Москвы.
В январе 1593 г. в Лухе появляется городовой приказчик, а оброками в уезде ведает царская канцелярия. Особенностью административно-территориального деления Луховского уезда было наличие, наряду с традиционными волостями, так называемых «лук», располагавшихся на изгибах многочисленных рек. Данное деление для Московского государства — явление уникальное.
Кинешемский уезд появляется лишь в годы Смутного времени. До этого в конце XV столетия волость Кинешма была пожалована князю Ф.И.Бельскому и поэтому входила в состав Луховского удельного княжества, одного из последних в составе Московского государства. Кинешма, хотя и имела подчиненное положение по отношению к Луху, никогда в состав Луховского уезда не входила, поэтому князья Бельские и назывались «державцами луховскими и кинешемскими».
Позднее Кинешма, как «город великий на Волге», была пожалована князю Ивану Петровичу Шуйскому вплоть до его опалы в 1587 г. В 1607-1608 гг. ее пожаловали наследнику престола — боярину, князю Дмитрию Ивановичу Шуйскому. Кинешемская и Вичугская волости находились на правом берегу Волги.
В Смутное время Д.И. Шуйский был взят в плен и увезен в Польшу. В ноябре 1610 г. все его земли были изъяты в казну и вскоре розданы новым царским фаворитам уже другого правителя. Кинешемский уезд обязан своим рождением руководителям Нижегородского ополчения. Во время нахождения ополчения в Ярославле, летом 1612 г. Б.С.Собакин и подьячий И.Алексеев произвели первый дозор (описание) нового уезда. Здесь в годы Смутного времени получили поместья представители смоленского дворянства, лишившиеся своих территорий в результате Польской интервенции в 1604-1618 г.г.
Древние города, уезды и волости нашего края хранят еще немало тайн, о которых полезно знать для развития своего кругозора, а еще интереснее читать! Ведь это наша с вами невыдуманная, жестокая, правдивая история ушедших поколений!
Материал подготовила Л. Котова