Продолжение. Начало в предыдущем номере.
У каждого из детей Прасковьи и Василия Красильниковых сложилась своя судьба. Наиболее яркие страницы посвящены в книге «Я жизнь люблю» первенцу семьи — Николаю.
Он родился в Красном селе в 1918 году и сразу был увезен из-за сложной революционно-боевой обстановки к бабушке с дедушкой в Чанново. Здесь его и зарегистрировали. Николай окончил семилетку, поступил в учительский техникум в Юрьев- Польском, но проработав после его окончания несколько месяцев в должности учителя, был призван в армию. Попал он в танковые войска и к педагогической деятельности больше не вернулся. В армии юноша окончил курсы механиков танков. В этой должности участвовал в войне с финнами. Накануне Великой Отечественной войны Николай Васильевич был командиром танка. В 1941 г. он вступил в партию. Николай — участник знаменитого парада 7 ноября 1941 года на Красной площади в составе 33 танковой дивизии, которую сразу отправили на защиту Москвы. Зима была в тот год суровая, руки примерзали к металлу при его ремонте, так как танк был неоднократно подбит. Страха не было, страшнее было не выполнить приказ. Молодой воин — участник Сталинградской битвы. Здесь для танкистов был тоже только один приказ: «За Волгой для нас земли нет!». Это была наивысшая клятва верности для всех защитников Сталинграда.
Самое тяжелое для бригады танкистов — поломка танка в боевой операции. Но у любой техники есть свой предел прочности. Однажды при преодолении железнодорожной линии у танка лопнул трак. Идет бой, свистят пули, а танкисты ремонтируют свой танк. Им удалось быстро восстановить машину, догнать своих и выполнить поставленную задачу. За хорошие знания и владение техникой Николая назначают на должность начальника ремонтных мастерских. В фронтовом удостоверении записано: «Выдано настоящее гвардии старшине Красильникову Николаю Васильевичу в том, что он находится на действительной военной службе в 24 танковом батальоне 57 гвардейской Нежинской танковой бригаде в должности механика по ремонту боевых машин. Приказ № 2030 от10.06.1943г.» В этом же приказе сообщено, что ему выдано личное оружие — револьвер ПМ-112 и пистолет ЕЕ № 1396. Это удостоверение бережно хранит его дочь — Нина Николаевна Нестерова — известный учитель русского языка и литературы. Она как бы исполнила мечту отца — быть педагогом и учить детей! Еще Нина Николаевна хранит вещевую книжку отца, которую фактически давали только офицерам.
Николай не любил рассказывать о войне. Ему было больно вспоминать, когда в ремонт привозили танки с останками его фронтовых друзей-однополчан. При награждении Н. Красильникова орденом Красной звезды в приказе от 01.08.1943 г. было записано: «Тов. Красильников за время боевых действий батальона показал образцы мужества и умения восстанавливать в самый кратчайший срок боевые машины. Лично на поле боя, под огнем противника, эвакуировал два танка Т- 34, отремонтировал и вернул в строй. Затем еще 3 танка Т-34 вернул в строй и 2 танка Т-70. Один из танков Т-34 восстановил по своей инициативе, требовавший среднего ремонта».
В годы войны танкистов не хватало. Возвращая танки в строй, Николай способствовал успешному решению боевых операций и приближению победы над фашизмом. Он прошел войну от Москвы до Сталинграда, освобождал Украину, Бессарабию и Чехию, был несколько раз ранен, а закончил войну в Венгрии на озере Балатон. Демобилизован 15 декабря 1945 года.
За эти тяжелые 6 лет Николай Васильевич был награжден:
Орденом Красной Звезды, Орденом Отечественной войны II степени, медалями «За оборону Москвы», «За боевые заслуги», «За освобождение Праги», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-45г.г.». В послевоенные годы ветерану были вручены памятные медали в честь 20, 30, 40-летия Победы в Великой Отечественной войне, «В ознаменовании 100-летия со дня рождения В.И.Ленина» и медаль «Ветеран труда».
После демобилизации Н. Красильников работал механиком, заведующим гаража комбината «Большевик».
Затем гараж преобразовали в «Автотранспортное предприятие».
Постепенно к нему добавили кроме автомобилей паровозы, тепловозы и железнодорожные пути. Автобаза была переименована в Объединенное железнодорожное хозяйство, в котором Николая назначили директором в 1964 г. Самым больным местом в работе стала ветка на Хлябово. Торф, как самый дешевый вид топлива, нужен был населению и комбинату. Эту железную дорогу в годы войны делали наспех. Но и тут Николай не сдался. Почти все свое время он отдавал работе. Денег в тот послевоенный период катастрофически не хватало, поэтому Николай подрабатывал в ДОСААФ — вел кружок мотоциклистов, обучал в школе подготовки водителей, а в семье росли маленькие дочка Нина и сын Евгений.
Ученики отличного механика выступали во многих показательных соревнованиях города и района. С молодыми кадрами из ответственных водителей Николай Васильевич не раз ездил на целину для сбора урожая, возглавляя колонну грузовых машин района. Всю свою рабочую жизнь он посвятил гаражу АТП. Даже когда его назначили зам. начальника АТП при Воробьеве А.И., основная работа держалась на его плечах. Он оставался скромным при массе наград.
Однажды в клубе Николая решили наградить самоваром за профессионализм в работе, а он не смог выйти даже на сцену. Природная стеснительность не сделала его публичным человеком, но он был настоящим тружеником — ответственным, требовательным в работе, внимательным к коллективу АТП и очень человечным.
За свое трудолюбие, умение добиваться целей не раз избирался депутатом городского совета. Его знали и уважали в городе. Даже не пенсии ветеран войны и труда работал зам. директора на родном предприятии, потом кладовщиком и сторожем в 1991г.
Вся трудовая книжка Н.Красильникова заполнена благодарностями и поощрениями за профессиональный труд. В семье его любили и дети, и родственники. Дом старшего из Красильниковых на Технической улице всегда был открыт для братьев, сестер и их детей. Сам Николай, как отменный рассказчик, любитель анекдотов и веселых историй, задавал веселый тон всех встреч и праздников. Благодаря ему родственники часто встречались на природе, ездили в родовой дом в Чанново. И отдых, и работа всегда удавались в руках старшего Красильниковых. Крепкая семья и дети давали ему силу и поддержку во всех делах.
Его дети Нина и Евгений получили высшее образование, дали образование своим талантливым и предприимчивым продолжателям рода Красильниковых. У Нины и Станислава Нестеровых сын Сергей закончил институт, дочь Юлия — химик, кандидат наук в Якутске, а ее сын Илья, знающий 3 языка кроме русского, непременно пополнит дипломатический корпус России. Известные в городе Евгений и Галина Красильниковы вырастили замечательных сыновей Алексея и Дмитрия.
Николай Васильевич непременно гордился бы своими детьми, внуками и правнуками. Его здоровье подорвалось в крутые 90-е, когда о солдатах Победы стали говорить как об оккупантах те, кого он освобождал, теряя своих друзей, когда стали сносить и уничтожать памятники советским воинам на территориях бывших дружественных стран и в бывших западных республиках СССР. Николай плакал от обиды — он был патриотом своей Родины, интернационалистом, верил, что нацизм никогда не возродится в своем зверином обличье, но страны Европы и бывшие союзники быстро забыли уроки фашизма. Сердце Николая не выдержало тяжкого испытания — разрушения Союза ССР, его распада, разорения, распродажи и прямого уничтожения воинских раритетов страны.
Гвардии старшина Н.В. Красильников скончался и ушел из жизни как герой — скромно, без пышных церемоний и речей. Этот неординарный человек даже не числился в Родниковском военкомате, не вошел в книгу о фронтовиках Родниковского района В.В.Пастухова. Почему чанновские мужчины не попали в этот список, непонятно? Но ни один ВОИН Великой Отечественной войны не может остаться забытым в нашем районе, тем более ветеран с наградами такого уровня, руководитель, депутат, Человек с большой буквы и огромным пламенным сердцем патриота своей страны!
Продолжение следует.
Л. Котова