По святым местам России: Ярославль – Тутаев

0
44

Многие жители России могут сказать, что их город начинается с храма. История православных церквей напрямую связана с тем местом, где они построены, и со славными фамилиями людей, знаменитыми и не очень, строившими эти храмы на века.

Многие храмы хранят уникальные намоленные святыни, к которым хочется прикоснуться и поклониться им. Для православных такая поездка — встреча с сокровенным, решение личных проблем и, конечно, ожидание чего-то необычного, нового, возвышенного среди неприглядной современной рутины жизни.
Знающие Ярославль говорят о нем, как о сорокаглавом граде. Храмов здесь было великое множество. Это просто чудо, что в страшные годы антирелигиозной борьбы уцелели эти жемчужинки на Волге, не поблекли, брошенные на произвол судьбы, чтобы снова засиять своими золотыми резными куполами. Именно с храмами связана вся духовная история этих мест. «Если на Москве храмов много, то в Ярославле их сравнительно ещё больше, и они поражают глаз, как блестящее осенение города. Общий вид Ярославля бесподобен», — так описывал свои впечатления от посещения города в 1884 году писатель Константин Случевский.
Ярославские храмы и хранившиеся в них реликвии на протяжении веков являлись гордостью горожан и поражали приезжих. К их постройке привлекались лучшие архитекторы, каменщики, иконописцы, мастера изразцового дела. До нашего времени дошли лишь несколько, сохранивших свой первоначальный вид. Остальные же были отреставрированы, утратили и изменили свой облик, строились заново. Во время Ярославского белогвардейского восстания 1918 года шквал артиллерийского огня пронесся по всем храмам Ярославля, и некоторые из них были полностью разрушены. После подавления восстания начались реставрационные работы, часть храмов удалось спасти. В 1929 г. в Ярославле числилось всего семь приходов. Более тридцати храмов уничтожили в 30-е годы. Масштабы разрушений были ужасны!
Перед войной другие храмы были закрыты или подверглись перестройке. Главным объектом гонений в те годы была Русская Православная церковь. Двоевластия в душе народа Советы не хотели. Если в 1914 году на территориях Российской империи, по официальным данным, насчитывалось 54 174 православных храма, 25 593 часовни, 1025 монастырей, то к 1987 году в СССР оставалось 6893 православных храма и 15 монастырей. Сегодня Ярославль возрождается в былом великолепии своих храмов, но, к сожалению, полувековые утраты, увы, невосполнимы.
***
20 февраля этого года ранним утром автобус мягко подкатил к Казанскому женскому монастырю почти в центре Ярославля. Изящные небольшие купола среди жилого массива сверкали золотыми бликами в свете прожекторов. Храмы уже светились окнами и жили своей Божественной жизнью. Слабое дивное пение доносилось из собора.
Сама история монастыря удивительна. Основанию Казанского монастыря предшествовало необычайное явление чудотворной иконы Ярославской Казанской Божией Матери. В августе 1588 г. она была привезена из города Казани в Романов. А в 1609 г. во время Смуты при разорении г. Романова (ныне Тутаев) поляками, икона, украшенная драгоценностями в благодарность за чудесные исцеления, была вывезена польским поручиком в Ярославль, где у него икону выкупил ярославский купец. 30 апреля 1609 г. поляки осадили город.
В то тяжелое время в чудесном видении Матерь Божия явила свое заступничество в повелении строить храм в честь этой Ее чудотворной Казанской иконы, и тогда Она будет Ярославлю «твердыня и стена паче всякия ограды». Интервенты по непонятной причине сняли осаду и ушли, а ярославцы в тот же год построили храм для чудотворной иконы, рядом — келии для семидесяти двух монахинь сожженного поляками Рождественского монастыря, что положило начало основания в Ярославле Казанской обители.
В 1649 г. на месте деревянной церкви возвели каменную пятиглавую Казанскую церковь с шатровой двухъярусной колокольней над папертью и дополнительными престолами. Кроме Казанской церкви до 1701 г. была построена надвратная двух-шатровая каменная церковь Иоанна Предтечи. Территория обнесена невысокой каменной оградой с угловыми башнями. В 1820-28гг. построена зимняя церковь с четырехъярусной колокольней Покрова Пресвятой Богородицы. На месте снесенной Казанской церкви в 1835-1845 гг. возведен Казанский собор в стиле позднего классицизма. В 1856 г. построены келейные корпуса, а в 1878-1881 гг. Сретенская домовая игуменская церковь на средства игумении Феофании из рода потомственных дворян Гулевичей.
В обители в 1856 г. проживало 167 насельниц, в 1881 г. — 232, в 1909 г. — 381. Славился монастырь дивным клиросным пением, золотошвейным и иконописным мастерством, выпечкой просфор. В заволжской части г. Ярославля монастырь имел свои земли.
8 июля 1892 г., в день празднования Казанской иконы Божией Матери, Архиепископу Ионафану в Казанском соборе сослужил протоиерей Кронштадтского собора Иоанн Ильич Сергиев, всеми почитаемый праведный Иоанн Кронштадтский. Из царственнных особ обитель посещали в 1840-е гг. царь Николай I, Александр II (будучи цесаревичем).
Здесь совершал всенощное бдение с литией, величанием Божией Матери и Божественную литургию Архиепископ Агафангел (Преображенский), ставший в 1917 г. Митрополитом Ярославским и Ростовским. После белогвардейского мятежа 1918 г. монастырь был упразднен, имущество изъято, монахини направлены в Толгский монастырь, часть репрессирована и расстреляна. Чудотворная икона была похищена 11 октября 1925 г. С 1919 г. по 1922 г. на территории обители создали концлагерь. В соборе с 1920 по 1928 г. был склад икон и иконостасов, а с 1927 г. устроено железобетонное 9-метровое перекрытие на столбах в 5 ярусов для архива. В Покровском храме с 1948 г. открыли планетарий. К началу возрождения обители монастырский квартал оказался наполовину застроен жилыми домами, колокольня снесена, а храмы обезглавлены.
Только спустя 80 лет (с 1998 г.) началось возрождение древней Казанской обители. В 2001 г. собор полностью отремонтировали и к 400-летию обители (в 2007 г.) Казанский собор преобразили и освятили в 2009 г.
С 1 сентября 2007 г. в части бывшего келейного корпуса устроена трехгодичная регентская школа Ярославской семинарии. В новом корпусе, кроме келий (20 монахинь) и трапезной для сестер, отдельно размещены с улицы Первомайской монастырский музей, кафе «Монастырский чай+», паломническая гостиница с трапезной, социальная, миссионерская и катехизическая службы обители, воскресная группа для детей и взрослых. После строительства нового планетария в 2011 г. обители возвращен действующий ныне Покровский зимний храм. С 6 утра можно прийти в храм на полунощницу, потом часы и Литургию, исповедоваться и причаститься. Люди идут в храм с разными требами.
В святой обители сохранился чудом уцелевший поздний список с чудотворной Казанской иконы Божией Матери, выполненный сестрами в монастырской иконописной мастерской в 1888 г. в дар монастырскому священнику, о. Иоанну Крылову. На этом списке сохранилась та особая благодать утраченной святыни, ставшая источником многочисленных чудес и исцелений по молитвам к Царице Небесной.
Этот дивный образ прославился многочисленными исцелениями. Вот одно из них — больной находился в коме. Карточка с историей болезни была закрыта и намечено освобождение больничной койки. Маловерующая супруга больного купила масла от Ярославской Казанской чудотворной иконы, чтобы помазать его, «освятить», если будет худо. Но на следующий день после помазания маслом больной встал, а после выписки он сам пришел в храм и заказал благодарственный молебен Божией Матери. Образ Целительницы Казанской украшен множеством золотых крестиков, колец и цепочек.
Здесь же в беломраморной благоухающей раке находятся мощи святителя Агафангела, митрополита Ярославского, исповедника. Они признаны чудотворными — ведется запись чудесных исцелений болезней позвоночника, суставов, кожных и онкологических заболеваний.
С 1917 г. Митрополит Ярославский и Ростовский Агафангел в 1922-1926 гг., будучи назначенным Патриаршим Местоблюститем, совершил исповеднический подвиг в годы гонений. Не имея возможности выехать из Ярославля, он обратился ко всем верующим страны с посланием о сохранении русской православной церкви, о непоколебимости ее устава и догматов с апостольских времен и о несостоятельности «обновленцев». За это незамедлительно был арестован и сослан в Нарымский край, в д. Колпашево, где отбывал срок вместе со ссыльными уголовниками.
В 1926 г. Митрополит Агафангел был освобожден по состоянию здоровья и вновь возглавил Ярославскую кафедру, ради мира церковного отказавшись от прав Местоблюстителя в пользу Митрополита Сергия. Он хотел уберечь разрушаемый церковный мир. Скончался Митрополит 16 октября 1928 г.
Продолжение в следующем номере.
Л. Котова

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here