Когда в небе распускаются «Мальвы»

0
237

В родниковских Березниках живет создатель уникального парашюта.

Небольшую деревню Березники от села Парское отделяет лишь небольшой пеший мостик через тихую речку Паршу. В деревне всего-то несколько улиц, и каждая утопает в зелени.
На одной из них в небольшом уютном домике с простенькими резными наличниками вот уже двадцать шесть лет живет Владимир Маляев.
Вместе с мужчиной нас встречает его собака-«улыбака» по кличке Дружок, радостно виляя хвостом.
Владимир Александрович не удивлен вниманию прессы. Он знаменит не только в родном Иванове, его имя известно каждому десантнику и спортсмену-парашютисту и в России, и в мире.
Владимир Александрович — создатель уникальной парашютной системы «Мальва» с принципиально новым куполом типа «крыло». «Мальва» позволяет довести точность приземления до идеальной. Это когда парашютист пяткой попадает в кружок диаметром всего в … два сантиметра! А название парашюту придумали в конструкторском бюро Ивановского парашютного завода «Полет» в честь его создателя. «Мальва» звучит и красиво, и созвучно его фамилии — Маляев.
Специалисты считают «Мальву» лучшей классической системой в России. В целом, с 1987 года под руководством В.А. Маляева создано более 35 новых парашютных систем различного назначения.


Например, это — «Оптима» для прыжка в тандеме, парашют спецназначения «Беркут», крыло «Flayer» (2006 год), парашют «Мальва-Аксиома» для точного приземления (2009 год), запасные парашюты, для парашютистов-купольников — «Кристалл» и «Квант», для аэроклубов ДОСААФ парашют перворазника «Юниор», для курортов Черного моря разработаны парашютно-подъемные системы «Бриз», «Сигал», «Мега», «Альбатрос» и многие другие.
73-летний заслуженный конструктор РФ до сих пор трудится на заводе в КБ в должности ведущего конструктора.
Прыжок над Арктикой
Этой весной, в апреле, по всем телеканалам прошли сюжеты об уникальном прыжке российских десантников в Арктике. Группа из 20 парашютистов впервые в мире совершила прыжок с высоты … 10 000 метров!
А ведь предельно безопасной для здоровья человека считается высота 7500. На высоте 10 км человеку уже не хватает дыхания, начинается кислородное голодание, возможны обмороки и даже смерть. К тому же, на этой высоте температура воздуха достигает минус 57 градусов!
Прежде чем совершить этот групповой прыжок, каждый парашютист прошел спецподготовку, тренировался в барокамере, ведь прыгать пришлось в специальных защитных костюмах и кислородных масках.
Кстати, в уникальном историческом событии участвовал (и сам прыгал) сын Владимира Маляева — Дмитрий, который, как и его знаменитый отец, работает на предприятии «Полет» в должности заместителя главного конструктора. Дмитрий — парашютист, мастер спорта.
Десантирование в небе Арктики доказало высокое качество и надежность парашютных систем АО «Полет», которые выдерживают самые жесткие испытания даже в экстремальных арктических условиях на критической для жизни высоте.
Уникальный групповой прыжок был совершен на парашютных системах «Стайер», которые разработаны в КБ Ивановского парашютного завода.
Кроме «Мальвы» (7 модификаций) и «Стайера», на заводе производят парашютные системы разных типов: десантные, спортивные, учебно-тренировочные, аварийные, запасные, специальные, тормозные посадочные системы, индивидуальные модели на заказ. И в создании почти каждого участвовал Владимир Маляев!
Начало
Владимир Маляев родился в 1947 году в Иванове, но свое детство постоянно проводил у бабушки в деревне Буйники, что в Ильинском районе. Думал ли тогда сельский мальчишка, что станет изобретателем парашютов?
Он и само слово-то «парашют» впервые прочитал на объявлении в холле техникума, будучи на третьем курсе. Молодых ребят приглашали записаться в парашютную секцию. Вместе с другом Юркой начал ходить на занятия и Володя. Но спустя два месяца дело до прыжков так и не дошло. И тогда ребята записались в секцию парашютистов в Ивановский аэроклуб.
Зимой 1964 года после занятий студенты мчались в аэроклуб.
День 28 мая 1964 года Володя Маляев запомнил на всю жизнь. В этот день он впервые совершил прыжок с парашютом. Прыгали с «ПД-47». Кстати, на этих парашютах совершали свои первые прыжки и Юрий Гагарин, и Валентина Терешкова, и остальные космонавты.
По воспоминаниям Владимира Александровича, прыгали на аэродроме Ясюниха с самолета ЯК-12 по три человека. Интересным было даже само отделение от самолета. Сначала надо было вступить на приваренную к корпусу лесенку, а потом, взявшись за стойку крыла, сильно оттолкнуться.
Курсант АСК Маляев выполнил три прыжка и получил тоненькое удостоверение перворазника.

В секцию спортсменов его в тот год не взяли. Зато на следующий он совершил 47 прыжков и в армии служил именно в десантных войсках.
Отслужив два года в ВДВ, в 1968 году Маляев вернулся в родной город и стал работать инженером-технологом на Ивановском заводе тяжелого станкостроения. Но недолго спешил в заводскую проходную. Ушел в Ивановский авиаспортклуб на должность парашютиста-инструктора, а с 1970 года он — сверхсрочник в 81-м полку ВВС.
За все время Владимир Маляев выполнил 9500 прыжков, из них около 300 специальных прыжков с самолетов АН-12, АН-22, Ил-76. И при этом испытывал парашютную технику (280 прыжков). Редко кто может похвастаться таким опытом.
До 1994 года был членом сборной парашютистов ВВС, а с 1990 года до 1995-го — тренером сборной ВВС по групповой акробатике.
На заводе
С парашютным заводом «Полет» (тогда он назывался заводом № 3) Владимир неофициально сотрудничал с 1987 года. Именно Маляев организовал разработку и производство спортивных парашютов серии «Талка». Особенность «Талки» была в том, что запасной, как и основной, парашюты располагались на спине. Затем было несколько модификаций. «Талка-3» — первый советский «скоростной» парашют. И именно с приходом Владимира на завод было создано собственное КБ по разработке парашютов. О том, как все начиналось на заводе, с какими трудностями пришлось столкнуться, рассказывает конструктор завода, четырехкратный чемпион СССР, мастер спорта международного класса (на его счету 15 рекордов мира и СССР) Владимир Александрович Маляев:
— На завод пришел в 1994 году. Начинал работать конструктором по созданию новых видов парашютной техники, с 2004 года — ведущим конструктором.
90-годы совпали с распадом СССР, время было очень тяжелое. Завод стремительно падал в небытие. Ситуацию в 1997 году спас новый директор Валерий Николаевич Васильев, который вошел в состав акционеров предприятия.
Мы тогда думали, что КБ закроется. Уволили две трети сотрудников, зарплату задерживали, да и ту выплачивали не деньгами, а долговыми расписками. Мы ютились в маленьких комнатушках.
Но с приходом Валерия Николаевича открылось второе дыхание.
Чтобы наши парашюты соответствовали мировому уровню, и ткань, из которой шьют парашюты, должна быть высокого качества, решился попросить у нового директора 1000 долларов для приобретения специальной купольной ткани. Тот дал не 1000, а 10 000! И работа пошла.
Валерий Николаевич сам связался с друзьями из Америки, стали искать нужную ткань.
Но на этом его помощь не закончилась. Для нашего КБ отремонтировали целый этаж главного корпуса, мы переехали в большое светлое помещение. Васильев дал добро набирать новых специалистов.
С благодарностью вспоминаю его. Не смотря на то, что Васильев сегодня сенатор от Ивановской области, продолжаем общаться, часто вспоминаем то время, когда завод начал второе возрождение. Именно тогда мы начали «раскручивать» линейку спортивных парашютов.
Сегодня на нашем заводе (а я его зову «бриллиантом» региона) работают 700 человек, получают достойную зарплату.
С Васильевым Владимир Александрович проработал до 2002 года.
А потом был перерыв в деятельности Маляева. В феврале 2009-го ушел на пенсию, даже был рад, настолько устал морально.
Но ровно через 9 лет, в феврале 2018-го года, генеральный директор завода Юлия Портнова пригласила талантливого конструктора вновь поработать на завод «Полет». И тот согласился. Начался новый этап его жизни.
Юбилейный год
В этом году парашютному заводу исполнилось 95 лет со дня создания. В марте предприятие посетил Президент России Владимир Путин. Владимир Владимирович познакомился с полным циклом создания уникальной парашютной продукции. На память оставил автограф, пожелав успехов предприятию.
А за полгода до этого, 27 ноября 2019 года, предприятие посетила летчик-космонавт Валентина Терешкова. Повод приехать на завод был значительным — открытие монумента первому в мире создателю ранцевого парашюта Глебу Котельникову. Памятник установили перед входом на предприятие.
Именно в Иванове был воздвигнут первый такой серьезный монумент Котельникову. Кстати, Котельников не был ни авиатором, ни изобретателем, он был артистом. В 1911 году шла первая мировая война, погибали летчики. Глеб так впечатлился гибелью одного из них — Мациевича, что придумал простой легкий ранцевый парашют «РК-1», который действовал безотказно и находился на спине летчика. Правда, его изобретение было запатентовано во Франции 27 октября 1911 года. А в 1926 году Котельников все разработки передал советскому правительству.
Одним из первых шагов по возвращению имени Глеба Котельникова стала идея создания копии того самого, первого ранцевого парашюта. Одна копия хранится в музее завода, другую передали в Рязанский музей истории ВДВ.
А потом пришла идея создать памятник. И надо было так случиться, что скульптором стал Дмитрий Горбунов, тоже самоучка. Его бабушка и дедушка когда-то многие годы трудились на «Полете».
Теперь каждый парашютист может почтить память Глеба Котельникова, даже не заходя на территорию завода.
В ближайших планах Владимира Маляева — государственное испытание парашютных систем для воздушно-десантных войск «Кадет-75» и «Кадет-100» для учебно-тренировочных прыжков и «Кадет-100Д» («Десантник») в качестве замены «Д-10». Этот этап — «путевка» в жизнь для нового парашюта.
И я уверена, что эти планы станут реальными не в далеком будущем, а совсем скоро. Работоспособности и таланту Владимира Александровича можно только позавидовать, а нам — гордиться, что на родниковской земле рядом с нами живут и трудятся такие интересные замечательные люди.
Погрузилась в мир парашютостроения
Е. Малкова

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here