На этой неделе исполняется уже тридцать лет событиям августа 1991 года, истинная подоплёка и значение которых многим из живших в то время, а, тем более, нынешней молодёжи, непонятны до сих пор.
Даже названия тех событий противоречивы и запутанны: «путч», «государственный переворот», «попытка государственного переворота» и т.п. Среди образов того смутного августа мелькают в сознании фигуры Горбачёва и Ельцина, танки и многотысячные толпы людей на улицах Москвы, Белый дом и поваленный памятник Дзержинскому и, конечно же, балет «Лебединое озеро» по всем тогдашним телеканалам…
* * * * *
Что же всё-таки тогда произошло?
Так называемый путч не был каким-то спонтанным стечением обстоятельств, а имел основательную, многолетнюю и тщательную подготовку, за которой стояли не какие-то отдельные личности, а очень серьёзные классовые интересы, как в стране, так и за рубежом.
К 1991 году СССР подошёл «во всеоружии»: с разбегающимися в разные стороны когда-то братскими союзными республиками, талонами на почти все продукты и предметы первой необходимости, оболваненной буржуазной пропагандой значительной частью населения, деморализованной армией, срочно «переквалифицировавшейся» в коммерсанты комсомольской, советской и партийной номенклатурой. Развал был виден повсюду.
18 августа 1991 года был создан Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП), в состав которого вошли вице-президент СССР Г. Янаев, председатель КГБ, министры обороны и МВД, ряд высших функционеров ЦК КПСС и правительства СССР.
ГКЧП провозгласил себя органом «для управления страной и эффективного осуществления режима чрезвычайного положения», решения которого обязательны для исполнения на всей территории СССР, а также объявил, что Г. Янаев становится и.о. президента СССР «в связи с невозможностью по состоянию здоровья исполнения Михаилом Горбачёвым своих обязанностей Президента СССР».
Основной целью создания ГКЧП, по словам Янаева, было недопущение подписания договора о Союзе Суверенных Государств, который, по мнению участников ГКЧП, ликвидировал СССР.
На скорейшем же подписании этого договора настаивало руководство РСФСР во главе с Б. Ельциным.
Что касается действующего (вернее, бездействующего) президента СССР, и по совместительству генерального секретаря ЦК КПСС М. Горбачёва, то он в этих событиях сыграл странную роль полунаблюдателя-полужертвы, который фактически сам передал свою власть ельцинской команде.
* * * * *
Напомним хронику августа 1991 года.
18 августа
Создание ГКЧП, неудачная попытка его представителей получить от находившегося в Крыму Горбачёва согласия на введение чрезвычайного положения. После этого Горбачёв то ли был изолирован, то ли «самоизолировался» на своей даче в Форосе. Янаев подписывает указ о временном возложении на себя президентских полномочий с 19 августа.
19 августа
Члены ГКЧП подписывают постановление о введении с 4 утра 19 августа чрезвычайного положения с запретом митингов, демонстраций и забастовок, приостановкой деятельности политических партий и общественных организаций. Ельцин в ответ публикует воззвание «К гражданам России» и подписывает указ «О незаконности действий ГКЧП». В 7 утра в Москву выдвигаются Таманская мотострелковая дивизия, Кантемировская танковая дивизия, 106-я (Тульская) воздушно-десантная дивизия. В Москве начинаются митинги противников ГКЧП под трёхцветными флагами, появляются баррикады. В 12:15 у Белого дома (здания правительства России) собрались несколько тысяч человек, к ним вышел Ельцин, который, стоя на танке (на фото), зачитал «Обращение к гражданам России», в котором назвал действия ГКЧП «реакционным, антиконституционным переворотом». До конца дня в Москве происходили митинги, демонстрации и хаотичное передвижение войск.
20 августа
Чуть не было принято решение о штурме Белого дома, но в последний момент оно было отменено. В 17 часов Ельцин издал указ о принятии на себя обязанностей главнокомандующего Вооруженными силами СССР на территории РСФСР. Десятки тысяч человек образовали «живое кольцо» вокруг здания Белого дома. Обстановка накалялась.
21 августа
Ночью в столице происходили отдельные столкновения и перестрелки, в ходе которых погибли три демонстранта и один БТР был подожжён бутылками с зажигательной смесью. ГКЧП так и не решился применить силу, чем предопределил своё поражение. Ельцин переподчинил себе МВД, КГБ и Гостелерадио СССР. В 17 часов Янаев подписал указ, в котором ГКЧП объявлялся распущенным, его решения — недействительными, и сложил с себя президентские полномочия.
22 августа
Горбачёв «освобождён» ельцинистами, из Москвы выведены войска, члены ГКЧП арестованы. Трёхцветный флаг России установлен на Доме Советов. Ельцин подписал указы о замене председателей исполкомов Советов народных депутатов на глав администраций, «О прекращении деятельности военно-политических органов и организационных структур политических партий в Вооруженных Силах СССР на территории РСФСР».
23 августа
Толпа демонтировала памятника Ф.Э. Дзержинскому на Лубянской площади. Были закрыты и опечатаны здания ЦК КПСС, обкомов, райкомов, партийных архивов и др. Ельцин запретил деятельность КПСС на территории РСФСР, закрыл выпуск газет «Правда», «Советская Россия», «Московская правда» и др., передал РСФСР все предприятия и организации союзного значения, находившиеся на её территории.
24 августа
В Москве были демонтированы памятники Я.М. Свердлову и М.И. Калинину. Горбачёв, под давлением Ельцина, распустил Кабинет Министров СССР, сложил с себя полномочия Генерального секретаря ЦК КПСС и предложил ЦК КПСС самораспуститься. Оставаясь ещё президентом СССР, Горбачёв подписал указы «О прекращении деятельности политических партий и политических движений в Вооруженных Силах СССР и правоохранительных органах и государственном аппарате» и «Об имуществе КПСС».
26 августа
На чрезвычайной сессии Верховного Совета СССР Горбачёв заявил, что «самое важное — немедленное возобновление ново-огаревского процесса и работы над подписанием Союзного договора. Он должен быть скорректирован с учётом тех горьких реалий, которые породил путч».
28 августа
Верховный Совет СССР отправил в отставку союзное правительство. Россия установила контроль над Госбанком и Внешэкономбанком СССР.
29 августа
Верховный Совет СССР приостановил деятельность КПСС на всей территории СССР.
* * * * *
И ещё несколько событий, выходящих за рамки «жаркого» августа 1991 года.
25 ноября Ельцин издал указ «О коммерциализации деятельности предприятий торговли в РСФСР».
28 ноября Ельцин подписал закон «О гражданстве РСФСР».
3 декабря Ельцин подписал указ «О мерах по либерализации цен».
8 декабря 1991 года президенты РСФСР, Украины и Председатель Верховного Совета Белоруссии объявили о невозможности создания конфедеративного Союза Суверенных Государств и о прекращении существования СССР; было подписано Беловежское соглашение о создании Содружества независимых государств (СНГ).
12 декабря Верховный Совет РСФСР ратифицировал Беловежское соглашение подавляющим большинством голосов: «за» — 188, «против» — 6, «воздержались» — 7.
15 декабря Ельцин предупредил Горбачева о том, что администрация Президента РСФСР и сам Президент РСФСР будут работать в Кремле и что поэтому он, Горбачев, должен оставить Кремль.
25 декабря 1991 года Верховный Совет РСФСР переименовал РСФСР в Российскую Федерацию (Россию).
25 декабря 1991 года президент СССР Горбачев ушёл в отставку, а над Кремлём красный советский флаг был заменён на российский триколор.
26 декабря 1991 года Верховный Совет СССР самораспустился, приняв декларацию об упразднении СССР.
* * * * *
Сегодня, спустя время, с учётом вновь открывшихся фактов и обстоятельств, прошедших тридцать лет капиталистической контрреволюции и собственного жизненного опыта каждого из нас, можно сказать следующее.
В 1991 году не было никакого «оппозиционного» ГКЧП, не было никаких принципиальных противоречий между Горбачёвым и Ельциным, а были лишь разборки внутри тогдашней правящей верхушки за право пировать на руинах советской страны.
А для «публики», то есть для сотен миллионов граждан СССР и международных «партнёров», было организовано и проведено всё это военно-информационно-политическое шоу, призванное юридически легализовать капитализм и поставить точку на великих завоеваниях Октября 1917 года.
Да послужит всё это на будущее горьким уроком — нам и нашим детям.
М. Сметанин