27 августа режиссёры, актёры, операторы, киномеханики и вообще все причастные к кинематографу граждане отмечают свой профессиональный праздник — День российского кино.
Традиция этого праздника уходит своими корнями в события более чем вековой давности — в годы гражданской войны, хотя первый киносеанс в России состоялся ещё раньше: в 1896 году, то есть 125 лет тому назад.
Но и у этого события была своя предыстория.
28 декабря 1895 года в Париже, в «Гранд-кафе» на бульваре Капуцинов, дом 14 состоялся первый в мире киносеанс, где своё изобретение впервые представили публике два великих француза — изобретатели «синематографа» братья Люмьер. Сеанс продолжался 10 минут, в ходе которого демонстрировались десять коротеньких лент, по минуте каждая. Самые известные из них: «Прибытие поезда на вокзал», «Выход рабочих с фабрики Люмьера», «Политый поливальщик» и др.
А уже в следующем, 1896 году «синематограф» появляется в репертуаре зрелищных мероприятий Англии, Германии, Италии и многих других европейских стран. А 16 мая этого же года первое кино демонстрируется и в России — в Санкт-Петербурге, в летнем саду «Аквариум».
15 октября 1908 года состоялся показ первого 8-минутного фильма российского производства «Понизовая вольница» — по мотивам всем известной русской народной песни о Степане Разине «Из-за острова на стрежень».
Октябрьскую революцию деятели дореволюционной — частной — кинематографии встретили крайне враждебно. Поэтому в 1918 году из 150 фильмов, выпущенных частными фирмами, не было ни одного, в котором хотя бы единым словом упоминалось о событиях Октября.
Понимая, что со старой кинематографией пути новой власти кардинально расходятся, большевики решили национализировать эту отрасль. 27 августа 1919 года В.И. Ленин подписал декрет о переходе фотографической и кинематографической торговли, промышленности и кинотеатров в ведение Народного комиссариата просвещения под руководством А.В. Луначарского.
С тех самых пор 27 августа и отмечается как День кино.
После гражданской войны многие представители старой кинематографии предпочли покинуть Россию. А те, кто пришёл вслед за ними и стал в дальнейшем гордостью уже советского кино, были людьми из самых низов, которые при прежнем режиме никогда бы не смогли подняться наверх. Советская власть им такую возможность предоставила.
Отношение большевиков к кино как к искусству, а не как к коммерческому продукту превращало режиссёров и актёров в художников мирового масштаба. Благодаря этому советский кинематограф задавал стандарты для всех стран.
В феврале 1922 года В.И. Ленин в беседе с А.В. Луначарским, по воспоминаниям последнего, «еще раз подчеркнул необходимость установления определенной пропорции между увлекательными кинокартинами и научными… Конечно, цензура все-таки нужна. Ленты контрреволюционные и безнравственные не должны иметь место». А в дальнейшем, добавил Ленин, «вы должны будете развернуть производство шире, а в особенности продвинуть здоровое кино в массы в городе, а еще более того — в деревне… Вы должны твердо помнить, что из всех искусств для нас важнейшим является кино».
Эти слова вождя на многие десятилетия вперёд определили уровень и направление развития советского кинематографа.
Режиссёр С.М. Эйзенштейн писал в своей автобиографии: «Революция дала мне в жизни самое для меня дорогое — это она сделала меня художником».
Его фильм «Броненосец «Потемкин» (1925) имеет максимальное количество призов, дипломов, наград и стойко держит титул «фильма №1 всех времен и народов».
Также нельзя не вспомнить советские фильмы 20-30-х годов, ставшие на долгие годы настоящими кино-хитами, такие, например, как «Красные дьяволята» (1923) и «Путёвка в жизнь» (1931) — первый в СССР звуковой фильм. В 1934-1935 годах создаются такие крупнейшие произведения советского кино, как «Чапаев», «Юность Максима» и «Весёлые ребята».
Позже, во второй половине 30-х, на экраны выходят «Возвращение Максима», «Выборгская сторона», «Светлый путь», «Ленин в Октябре», «Ленин в 1918 году», «Человек с ружьём», «Семеро смелых», «Истребители», «Цирк», «Трактористы», первый советский художественный цветной фильм «Соловей-соловушко» (1936) и др.
С первых же дней Великой Отечественной войны советские киноэкраны были отданы антифашистской пропаганде, воспитанию советского патриотизма, ненависти к врагу и уверенности в победе.
Из наскоро снятых и смонтированных короткометражек кинематографисты создают «Боевые киносборники» под лозунгом: «Победа за нами!» В киноальманахи включали экранизации боевых эпизодов из сводок Совинформбюро, военные рассказы, документальные очерки, сатирические миниатюры и концертные номера. «Боевой киносборник №1» вышел на экраны уже 2 августа 1941 года.
В целом в годы войны количество выпускаемых советскими киностудиями художественных фильмов по понятным причинам снизилось. Из западных и центральных районов страны киностудии были эвакуированы в Казахстан, где, в основном, и снимались немногочисленные, но выдающиеся картины.
Из таких фильмов можно вспомнить «Александр Пархоменко», «Воздушный извозчик», «Жди меня», «Два бойца», «В шесть часов вечера после войны» и др.
В первые послевоенные годы государственное финансирование кинопроизводства было сокращено ввиду того, что главные усилия страны были направлены на скорейшее восстановление разрушенного хозяйства, проведение денежной реформы, отмену карточной системы и знаменитое сталинское ежегодное снижение цен, которое продолжалось до 1954 года.
Из-за этого количество фильмов уменьшилось. Из заметных работ этого периода можно вспомнить, например, «Кубанские казаки», «Весна» и «Сказание о земле Сибирской».
Затем внимание государства к кинематографу вновь вернулось, но в хрущёвские, а затем и в брежневские годы в его художественном и политическом содержании произошло немало изменений, в том числе и негативных.
Что касается, если можно так выразиться, идейно-политических картин, то сначала, как бы по инерции, на экраны выходили «Они были первыми», «В начале века», «Кремлёвские куранты», «Шестое июля», «Красная площадь», «Рождённая революцией» и другие подобные произведения.
Однако постепенно фильмы на эти темы стали сниматься скорее в жанрах детектива, вестерна, а то и комедии, герои в них становились похожи на западных суперменов, а враги рисовались не такими уж и врагами. Так трудно, например, всерьёз сравнивать такие фильмы, как «Чапаев» и «Два бойца», с «Бумбарашем», «Неуловимыми мстителями» или «Холодным летом пятьдесят третьего».
Да, конечно, в 60-80-е годы было создано немало шедевров советского кино — от «Бриллиантовой руки» и «Джентльменов удачи» до «Москва слезам не верит», «Любовь и голуби» и «Ирония судьбы».
Также экраны заполонили детективы, боевики, комедии, «фильмы-катастрофы» и «исторические» фильмы, а мастерство режиссёров стало цениться больше не признанием их работ у советского зрителя, а «престижными» призами и премиями международных кинофестивалей.
С началом горбачёвской «перестройки» советское кино стало быстро превращаться в антисоветское. В фильмах начинают подниматься ранее «запретные» темы, на грани так называемой «чернухи», ещё недавно вполне себе советские режиссёры и актёры начинают соревноваться в поливании грязью прошлого и настоящего своей страны.
В октябре 1991 года, сразу после приснопамятного «путча», на экраны вышла антисоветская фантасмагория Э. Рязанова «Небеса обетованные», ставшая своеобразным «некрологом» Советскому Союзу, его кинематографу, а также и режиссёру, начинавшему с «Карнавальной ночи» и «Берегись автомобиля» и дошедшему до такого «творчества».
Символично, что именно эта картина была признана лучшим фильмом 1991 года по версии тогдашнего журнала «Советский экран», который тоже фактически уже перестал быть таковым.
Что же касается самого праздника 27 августа, то официально он был установлен в 1980 году и назывался «День советского кино», с 1988 года — «День кино», а после 1991 года — уже «День российского кино».
М. Сметанин