Сразу уточню: речь идёт не о столичном метро, не о составе дальнего следования в Крым или на Дальний Восток, и даже не о поезде Кинешма-Москва. А всего лишь о нашем пригородном Кинешма-Иваново.
В качестве приемлемой с финансовой точки зрения альтернативы для человека, не имеющего личного автотранспорта, здесь реально может рассматриваться только автобус. Но я всегда предпочитал поезд.
Почему?
Во-первых, безопасно, аварий с человеческими жертвами на автотрассе всегда во много раз больше, чем на железной дороге. А уж сейчас и подавно, когда владельцы частных автобусных фирм в погоне за прибылью отправляют в рейсы ржавые вёдра с гайками, за рулём которых — усталые, не выспавшиеся водители, гнущие спину за мизерную зарплату. А им навстречу — обдолбанные «стритрейсеры» на папиных иномарках. Результат предсказуем.
Потом, как ни крути, пригородный поезд всегда комфортнее любого автобуса. И просторнее, и не трясёт на ухабах, и поспать спокойно можно, и туалет есть.
Раньше, конечно, при посадке надо было смотреть и пошустрее выбирать вагон с креслами, игнорируя плацкарту, но и в ней всё же ехать было получше, чем в автобусе (если не стоя). Но это было давно, потом число пассажиров на железной дороге сильно сократилось, и пригородные поезда стали сплошь состоять из «кресельных» вагонов.
Кто-то скажет, что на поезде ехать дольше. Но сейчас поезд с автобусом в этом плане практически сравнялись, а утренний «Орлан» Кинешма-Иваново мчится даже быстрее своего авто-конкурента.
Да, в советское время наш старый добрый «студентовоз» тащился от Кинешмы до Иванова почти три часа, подолгу стоя на каждой станции, а в Ермолине вообще минут 20. Но зато билет на поезд стоил тогда почти в 2,5 раза дешевле, чем на автобус, что для студента было немаловажно.
А ещё, для кого как, но, по-моему, железная дорога всегда как-то… романтичнее. В автобусе или в машине ощущаешь себя в том же суетливом многолюдном мире, только на колёсах. Заходя же в вагон пригородного поезда, как будто попадаешь в другое измерение, где только ты и ещё несколько человек. А весь остальной мир — он остаётся где-то там, за монотонным перестуком колёс, за толстым вагонным стеклом, в котором мелькают берёзки и сосны…
* * * * *
Но всё это, к сожалению, уже в прошлом. Раньше я любил ездить на поезде. Теперь не люблю.
Всё началось несколько лет назад, когда губернатор взялся за ремонт железнодорожного вокзала в Иванове, который, кстати сказать, по большому счёту до сих пор так и не закончен. Потом, в прошлом году, новые «Орланы» начали вытеснять старые, ещё советские поезда с огромными тепловозами и вагонами с креслами, а в феврале 2021 года, аккурат к 150-летию железной дороги Иваново-Кинешма, окончательно их вытеснили.
Что же теперь представляет собой поездка на таком, как его называют, «рельсовом автобусе», до областного центра?
* * * * *
Что раздражает в этом самом «Орлане»?
Кресла. Они, во-первых, миниатюрны, сделаны то ли для детей, то ли для китайцев. Во-вторых, неудобны: без подлокотников, откидных столиков, не раскладываются, и главное — поставлены так, что сидеть можно только «лицом к лицу» и «ногами к ногам» с другими пассажирами. Может, кому-то это и нравится, мне — нет. Да и вообще это не кресла, а разноцветные детсадовские стульчики.
Яркое освещение. В старых советских вагонах в солнечный день его вообще выключали, а в тёмное время суток включали поярче только на станциях, и когда проверяли билеты. А в остальное время свет был приглушённым, можно было и подремать, но и почитать при желании. В «Орлане» же слепящий свет горит всегда, даже если на улице солнце. А вечером он настолько яркий, что невозможно разглядеть что-то за окном. А с улицы тебя, наоборот, прекрасно видно. Такое ощущение, что ты — товар на витрине.
Отопление. Оно какое-то интересное. В одном вагончике жара, в другом — холод.
Проводники. Раньше был один проводник (как правило, проводница) на один вагон, в котором он отвечал за всё. Полновластный хозяин на своей территории. Открывал-закрывал дверь, поддерживал температуру в вагоне, объявлял остановки, продавал билеты тем, кто не купил их на станции, напоминал спящим, что скоро им выходить и т.п. Сейчас же на весь «Орлан» — два-три проводника, которые стали фактически особо и не нужны, превратившись в обычных кондукторов. Двери открываются-закрываются сами, автоматически, остановки объявляет робот женским голосом, как в метро. Проводники теперь только продают билеты, да ещё напоминают: «Наденьте маску! Наденьте маску!».
Объявления. Через каждые 15 минут(!) по внутреннему «радио», громко с надрывом:
— ковид, маски, дистанции, санитайзеры;
— вакцинация;
— раздельный сбор мусора;
— телефонные мошенники.
И опять всё сначала…
* * * * *
И вот, наконец, наш пригородный поезд прибывает на Родину Первого Совета — станцию Иваново. Раньше, до воскресенских ремонтов и реконструкций, человек, выходя из поезда, перебирался по деревянным мосткам через пути, свободно заходил в вокзал, если нужно. Если не нужно, то шёл напрямую в город.
Теперь всё не так. У нас же теперь — комфорт и безопасность! Выйдя из вагона, ты, хочешь — не хочешь, должен спуститься в подземный переход, просто по путям пройти невозможно. А спустившись в этот самый переход, затем подняться наверх. По количеству ступенек это примерно как на 3-4 этаж без лифта. Для пожилых и больных не особо комфортно.
А, поднявшись наконец, попадаешь непосредственно в здание вокзала, где тебя «радушно» встречает полвзвода частных охранников в чёрных масках, 2-3 вооружённых полицейских, рамки, металлодетекторы, багажные ленты с «рентгеном». Как, например, в международном аэропорту Домодедово во время «красного» уровня террористической опасности.
Сразу же у рамок скапливается толпа, частные(?!) охранники, неизвестно по какому праву, требуют открыть сумки, выложить всё из карманов и вообще лезут куда ни попадя. Полиция за этим беспределом, в основном, наблюдает со стороны.
Вот скажите, для чего оно мне надо? Я в ваш отреконструированный вокзал вообще заходить не собирался, мне в город надо. Но в город теперь можно выйти только через вокзальный ЧОП.
А так вообще ивановский желдорвокзал производит неоднозначное впечатление. С одной стороны, красивый ремонт, на прошлый Новый год шикарная ёлка в углу зала стояла, бесплатный туалет, розетки для зарядников. С другой: пустота, кроме одного мини-буфетика с ресторанными ценами, да огромного, огороженного щитами угла, где год назад стояла та самая ёлка, а теперь располагается «центр вакцинации» всё от того же ковида. Как, кстати, с точки зрения антисанитарии — прививки на вокзале? А на прошлой неделе в этом «центре» вообще убрали одну стенку, наверное, в целях усиления рекламы. Может, тогда лучше прямо в туалете прививать? Или в буфете?
В общем, был вокзал, а теперь какой-то полупустой ангар, где полиции с чоповцами больше, чем пассажиров, где на тебя смотрят как на потенциального террориста, а кассирша, продавая билет, даже не может ответить на вопрос, с какого пути отправляется ваш поезд…
* * * * *
Да, раньше я любил ездить на поезде. Теперь нет.
М. Сметанин