Интересна судьба некоторых слов. Столетиями служат они верой и правдой людям, обозначая какие-то вполне определенные явления, предметы. Но вот приходит другое время, и старые слова приобретают новый смысл, новое содержание. Слово «династия» перешло в русский язык из греческого и первоначально, по определению В. И. Даля, означало «род, дом, говоря о государстве, поколение, из которого вышло несколько последовательно царствовавших лиц».
Сейчас в нашей стране династийность предполагает унаследование сыновьями, внуками профессий, традиций, сохраненных и преумноженных их отцами, дедами, прадедами. В таких семьях наследуются не только трудовые и профессиональные качества, но и передается любовь и приверженность к определенному предприятию, производственному коллективу. Таким образом, труд, сфера труда являются своеобразным стержнем, вокруг которого формируется и развивается семья-династия.
О масштабе семьи-династии, ее своеобразной трудовой «мощности» в этом случае судят по числу совместно работающих на заводе, фабрике или в колхозе родственников, по числу совместных лет труда, отданных коллективу. Десятки, сотни семей-династий насчитывают многие предприятия, трудовые коллективы страны. Среди таких семей-династий есть уникальные. Например, на Обуховском ковровом комбинате трудятся около пятидесяти Горшковых, связанных родственными узами. Их общий стаж трудовой деятельности около 600 лет. В династии горняков Быковых из города Кушвы насчитывается около 200 человек. Общий фамильный стаж – 650 трудовых лет.
И у нас в Родниковском районе немало есть уважаемых и почитаемых рабочих семей-династий. У каждой – своя судьба, своя дорога в жизни.
…Держу в руках фотографию, а на ней – красивые женщина и мужчина. Он обнимает ее, она — застенчиво улыбается в объектив. И не скажешь, что вместе эта пара уже 47 лет. Скоро свадьба золотая, а как молодо выглядят. И влюбленно — счастливо! Правду пословица молвит, что быть любимым – это и значит быть счастливым… Но счастье-то само в руки не дается, его заслужить надо. Добром ли, трудом, терпеньем или верностью, но – заслужить.
А труда в жизни этой пары было немало. Да и терпенья – тоже.
Далекий 1964 год. Герою моего очерка, Виктору Николаевичу Пученцову, в ту пору исполнилось 18 лет. Окончен 11 класс Каминской школы, и с уже полученной профессией поммастера он начинает работать на местной фабрике. Наставниками его в ту пору были Валентин Федорович Баранов – победитель соцсоревнований, орденоносец и Геннадий Григорьевич Барякин – профессионал высокой квалификации (наивысшей – так с уважением говорит Виктор Николаевич о своем наставнике). Работа – работой, а дело-то молодое. И приглянулась ему тогда девушка одна…
А звали девушку Тамара Шайпак. И ей – 18. Веселая, молодая, энергичная – она сразу запала в душу фабричному пареньку. Не местная, приехала из Белоруссии в Вичугу, окончила гремевшее тогда на всю страну училище имени Виноградовых, а затем с группой ткачей была направлена на работу в Каминский. Кто ж знал, что встретит здесь свою судьбу? Неисповедимы пути Господни…
Пришла пора Виктору служить. Ох, разлука, разлука армейская, сколько пар ты развела… Но не наших героев. Служил Виктор тогда еще в Германской Демократической Республике в танковых войсках. Дослужился до звания старшины. За отличную службу командование части предложило остаться в Германии.И полетело письмо в Россию с приглашением любимой Тамаре.. Не поехала. Слишком еще сильно было чувство неприязни к немцам. Не отпускали от себя воспоминания матери, которая была в немецком плену и вкалывала на сельхозработах в неметчине…
И Виктор вернулся в Россию, к своей Тамаре, которая все три года ждала его, своего единственного и родного. Молодость и любовь творят чудеса. Виктор Николаевич вспоминает:
«Однажды военкомат направил меня в Ленинград, в военно-морское училище. Приехал, побыл немного и …затосковал. Махнув рукой на карьеру подводника, сел в поезд, доехал до Иванова, а ждать-то невтерпеж! Слез с поезда и пешком прошел путь от Иванова до поселка. Восемь часов шагал, боясь опоздать на свидание. И успел-таки! Только Тамаре невдомек было, почему кавалер все норовил присесть и отдохнуть — ноженьки-то гудели! А в 1969 сыграли свадьбу. Родились дети, и покатила жизнь день за днем, год за годом, наматывая километры на счетчик времени…»
Виктор Николаевич работал на фабрике помощником мастера. Должность ответственная, серьезная. Наладка ткацких станков, организация работы, техническое обслуживание и многое другое – и все на плечах молодого специалиста. Но работать спустя рукава – не в традициях Виктора Николаевича. А в традиции — работать достойно, уважая труд подчиненных и свой собственный. Иначе нельзя. Так и прошел свой трудовой путь с первого до последнего дня, не меняя места работы. Не раз писали о нем газеты (на фото).
В небольшой заметке – большой труд рабочего человека. Виктор Николаевич – орденоносец, награжден орденом «Знак Почета» в 1977 году.
Тамара Владимировна тоже всю жизнь отдала фабрике. Она – ветеран труда с 42-летним стажем. Работала на фабрике и Прасковья Яковлевна Пученцова, бабушка Виктора. Еще в копилку династии Пученцовых можно добавитьм стаж младшего брата, Вадима Николаевича. Плюс стаж его дочери, Монаховой Марины Вадимовны, и сына Алексея. Сейчас семейную традицию продолжает внук Евгений Макаров.
Мы сложили все года, и вот что у нас получилось. Вместе со стажем прабабушки трудовой стаж династии Пученцовых – 137 лет! Тканью династии Пученцовых, думаю, можно шар земной обернуть, чтобы не замерз.
Но мой рассказ об этих гостеприимных людях был бы неполным, если бы я не спросила о семейных традициях. А традиция – собираться всей большой семьей за праздничным столом. Особенно почитаем День Победы, когда доставал Николай Константинович гармошку, и широко лилась песня «Три танкиста». Надеются Пученцовы, что и внуки продолжат традиции семьи, когда придет время. Время ткать «своей судьбы простое полотно». За последние годы мы потеряли многое из духовного наследия, в том числе и почтительное отношение к труду, рабочему человеку, семейным династиям, а они по сути — живая история страны.
И напоследок не могу не сказать о девизе семьи Пученцовых: «Не вешать нос в любой ситуации. Без этого нельзя».
Нельзя. Как нельзя без таких вот людей, как они. Честных, веселых, светлых. У которых золотые руки, широкая душа и доброе сердце.