Павел Смирнов — ученик 10 класса МОУ СОШ № 4, выпускник «Летней школы юных химиков». В начале февраля он вернулся победителем Балтийского научно-инженерного конкурса. Его проект рекомендован для презентации на международном форуме IFSES в Мексике в апреле текущего года.
Балтийский научно-инженерный конкурс — всероссийская научная выставка-ярмарка школьных научных проектов, собравшая в 2016 году в финале 280 исследований, созданных 336 участниками из 47 регионов РФ, Украины, Казахстана и Белоруссии. Конкурс, в этом году 12-й по счету, проходил в Санкт-Петербурге. Он является российским этапом Всемирного смотра-конкурса научных и инженерных достижений школьников. В его рамках ведется отбор команд для участия в международных конкурсах Intel ISEF (США) и IFSES (Мексика). Школьники Ивановской области – в основном выпускники «Летней школы юных химиков» при ИГХТУ и победители областного профильного конкурса – участвуют в нем 7-й раз.
Мы встретились с лауреатом и попросили его ответить на несколько вопросов.
— Павел, как ты попал на столь престижный конкурс?
— О Балтийском конкурсе я узнал на сайте ИГХТУ и самостоятельно решил подать заявку. Как выяснилось, на этот конкурс попадают только победители областного конкурса «Юный химик». Кроме того, участникам предварительно нужно пройти обучение в «Летней школе юных химиков». Летом 2015 года я начал подготовку исследовательского проекта.
— Кто стал твоим научным руководителем?
-Я выбрал Александра Гончаренко, магистранта 1 курса ИГХТУ, с кафедры неорганической химии (Прим.: Павел вместе со своим руководителем на главном фото). Меня заинтересовала направленность его работ — перенос препаратов для лечения онкозаболеваний. После окончания «Летней школы» мы продолжили работу над проектом и вошли в число победителей областного конкурса, тем тем самым открыв себе путь в Санкт-Петербург.
— В чем особенность Балтийского научно-инженерного конкурса?
— В нем принимают участие не только химики, но и физики, инженеры, математики, биологи и др. Самым востребованным направлением является робототехника.
— Как называется твой проект?
— Мой проект называется «Создание лекарственных наночастиц комбинированного действия». На конкурсе мы его представили в виде трех объемных стендов с пояснениями об основных идеях, методах и мотивах работы. Все проекты оценивало компетентное жюри, причем оно состояло не только из ученых, но и из представителей сферы бизнеса и молодежи. А это значит, что каждая работа должна нести не только научный характер, но и иметь практическое применение.
— В чем суть вашей работы?
— Синтез полых наночастиц для транспортировки лекарств в организме человека, если говорить простым языком. Основной метод работы подразумевает возможность использования наночастицы в качестве «транспорта» для переноса лекарства туда, где оно необходимо. Кроме того, с помощью этой технологии можно отслеживать пути перемещения частиц внутри организма, например, прикрепив к ним вещества, излучающие свет. Обычно для создания наночастиц используются тяжелые металлы, а мы применили более безвредный — кремний — в этом новизна работы.
— Доволен ли ты результатом?
— Да, я очень старался и достиг того, чего хотел.
— Знают в ли в школе о твоем достижении?
— К сожалению, далеко не все. Так как я заявлялся на конкурс самостоятельно,а не от школы, моя победа не получила большой огласки.
— Ты победил в Петербурге. Следующий этап — конкурс в Мексике, который состоится в апреле. Ты собираешься туда отправиться?
— Конечно, мне бы очень хотелось, но в этом есть свои нюансы. Я еще продолжаю работать над проектом. Кроме того, затруднение вызывает то, что авиаперелет оплачивается участниками самостоятельно.
— Спасибо за интересную беседу, Павел. И последний вопрос, кем ты видишь себя в будущем?
— Для начала я планирую стать студентом, а там — жизнь покажет.