Родники! Название этого города зачаровывало меня с давних пор. Дело в том, что совсем недалеко от Москвы, в которой я живу, есть небольшой посёлок с таким же названием. Но то – посёлок. А про город Родники Ивановской области когда-то мне рассказывал его житель, с которым нам довелось пересекаться в московском военкомате – ещё в пору нашего с ним призыва в Советскую Армию (как же давно это было!) «Вокруг да около» ивановских Родников я оказывался несколько раз – в Фурманов заезжал со стороны Плёса, в Кинешму – по Волге, а уж в самом Иванове и в Шуе бывал несчётное количество раз. И вот, наконец, я твёрдо решил: в этом году точно поеду в Родники.
А пригласила меня в гости живущая как раз в Родниках журналист Елена Малкова. Маршрут мой был таков: от Москвы поездом до Кинешмы, затем автобусом – в Вичугу (где, кстати, до этого тоже никогда не был), от которой до Родников – рукой подать. Почти всю дорогу от Вичуги виднелась удивительная по высоте и формам колокольня «Красного» храма – его блещущая позолотой луковица то скрывалась за холмами, то снова появлялась на горизонте.
Дорога, ведущая в Иваново, огибает Родники с востока и юга, и, как мне сказали местные жители, въездов в город – то ли три, то ли все четыре, но данный маршрут автобуса через него не проходит. Я вышел на одной из остановок, «по наитию» и сразу же увидел неподалёку родниковское кладбище, с которого, как оказалось, мне и предстояло начать знакомство с городом.
На надгробиях — местные достопримечательности
Как это ни покажется кому-то странным, лично я считаю кладбище одним из тех мест, где сосредоточен весьма значительный пласт историко-культурной информации о населённом пункте. Здесь очень хорошо ощущается, как сейчас стало принято говорить, «менталитет» поселения. В каждом городе или селе кладбище отличается своеобразием. В Родниках меня поразило большое количество памятников с длинными пространными эпитафиями. Ещё одна интересная черта: на надгробиях нередко изображены местные достопримечательности, начиная с рек и озёр, и заканчивая храмами и монастырями.
«Постройки эпохи авангарда»
…Но вот впереди показались домики первой городской улицы Родников. Такие дома – в большинстве своём деревянные, одноэтажные — более характерны как раз для деревни, села, либо окраины небольшого города. Поразило название этой улицы: «2-я Огнестойкая»! Раньше она называлась «2-я Кладбищенская», а нынешнее имя получила, как я думаю (если что — местные краеведы меня поправят), по той причине, что избежала пожара на каком-то из этапов своей истории.
Здесь я впервые увидел несколько домов, для которых, по своей профессиональной привычке, сразу же придумал название: «родниковские мезонины». Подробнее о них я ещё расскажу, а пока что передо мною неожиданно возник квартал типично городских пятиэтажек, живописно расположенных вдоль прихотливо вьющегося овражка.
Ещё более неожиданно пятиэтажки сменились капитальной городской застройкой, относящейся к первой половине и середине прошлого столетия – времени расцвета социализма в нашей стране. С левой стороны перекрёстка – здания 1920-30-х годов, которые у нас по привычке считают конструктивистскими, хотя правильнее было бы называть их «постройками эпохи авангарда».
С правой стороны – более поздние объекты: дома эпохи освоения классического наследия. В народе их называют «сталинскими», или ещё проще – «сталинками». Прямо по курсу – прекрасный бульвар с множеством разнообразных растений.
Символ города
Он выводит на площадь, наиболее примечательным зданием которой является башня с часами. Впоследствии я узнал, что жители Родников считают эту башню символом города, а её изображение можно увидеть на открытках и сувенирных изделиях местного производства.
Площадь производит двойное впечатление. Она – пёстрый конгломерат зданий и сооружений различных эпох и стилей, разной ширины и высоты. И само по себе это отнюдь не плохо. Но нет объединяющего их объекта. С правой стороны – большой современный торговый комплекс, который, тем не менее, не в состоянии исполнять роль композиционного центра. Позже я узнал о том, что именно на его месте стоял городской собор – достаточно крупное здание, которому и были подчинены все остальные постройки площади.
Рядом с тем местом, где стоял собор, рельеф понижается, и за домами, возведёнными в советское время, можно видеть прекрасный пруд. Правда, тропинки, окружающие его, не блещут чистотой и, кроме того, почему-то покрыты колдобинами и какими-то кротовьими норами… Но главное не это, а то, что на противоположной стороне пруда относительно недавно появилась деревянная часовенка – как память об ушедшем соборе. А может быть, как символ его возрождения в недалёком или далёком будущем?
Здесь же – весьма интересные деревянные дома, покрытые оригинальной резьбой. К слову, в центре Родников — немало незаурядных построек, выполненных из дерева. Возраст некоторых из них превышает сотню лет.
Встреча с тинейджерами
В этом месте мне привелось попасть под ливень, и под навесом автобусной остановки я познакомился с представителями местной молодёжи – «тинейджерами», как их называет пресса. Они сразу и безошибочно определили мой акцент – не просто «не родниковский», а именно московский («Ну, это же сразу слышно!»), порадовались за добрые слова об их городе и предложили своему новому знакомому-москвичу, то есть, мне, несколько новых адресов для осмотра. А тут ещё позвонила сама Елена Малкова (она в это время работала на выезде в соседнем городе) и настоятельно порекомендовала посетить городской парк с зачарованным названием «Летний сад».
Скажу сразу: это настоящее украшение города. Зелёные насаждения разных пород, удобная планировка, обилие аттракционов, а главное – пруд, который так и хочется назвать озером. Южная часть пруда, судя по береговой инфраструктуре, предназначена для купания; в северной – растут водоросли, и слышится пение лягушек.
«Родниковские мезонины»
Гостеприимный дом Елены Малковой находится на восточной окраине города. Застройка здесь деревянная, или, если быть более точным, малоэтажная, в которой кирпичные здания почти полностью растворяются в деревянной застройке. И здесь самое время поговорить об особенностях родниковских домов. Как я уже сказал, их завершения сразу вызвали у меня ассоциацию с особого рода мезонинами, спрятанными под крышами. Получился некий синтез традиционных домов со светёлками и не менее распространённых зданий, покрытых двускатными кровлями.
В родниковском варианте в щипце чердачного этажа расположен прямоугольный (иногда – квадратный) проём, в котором находятся привычные атрибуты традиционной светёлки: окошко и декоративный балкончик. Это не самостоятельный объём, а нечто диаметрально противоположное — своего рода, «выемка». По сути, получается та же светёлка, но, как бы «наоборот». Преимуществом такого варианта является то, что мастер-резчик получает в своё распоряжение не только небольшую светёлку, а и все широкие плоскости треугольного щипца. В Родниках они также обильно покрыты разнообразной резьбой. Иногда на фасаде можно видеть дату постройки дома. Если говорить о силуэте в целом, родниковский вариант решения второго этажа принципиально отличается от всем знакомой светёлки. Именно по этой причине я – весьма условно, исключительно для себя – назвал его «мезонином», да так потом и остановился на этом термине.
В самый разгар процесса фотографирования мною «родниковских мезонинов» Елена Малкова напомнила мне, что впереди у нас – ещё одно удивительное место, находящееся совсем недалеко от города. И мы поехали в Парское.
О себе. Мержанов Сергей Борисович, родился в 1959 году. В 1982 году окончил Московский архитектурный институт. Образование позволило на протяжении всей жизни заниматься разными отраслями архитектурной деятельности. В НИИ, связанном с проектированием жилья, был переводчиком-референтом; в НИИ теории и истории архитектуры готовил к печати информационные издания; в Департаменте архитектуры Министерства строительства работал над созданием нормативных документов. От всей этой научно-теоретико-административной работы пришёл к практике – вот уже более двадцати лет проектирую музейные и выставочные комплексы. По-прежнему – насколько позволяет время и здоровье – езжу по России, не переставая восхищаться неповторимостью и многообразием наших городов и сёл.