Парской школе – 150… Много это или мало? С точки зрения человеческой – много, истории — как солнечный блик. Вот только что он был и – пропал.
Есть школы и старше — скажете вы. Есть. Но такая в наших краях одна. Единственная и неповторимая, с такими крепкими историческими корнями, вынесшая на своих плечах очень многое.
Сто пятьдесят лет тому назад в школу пришли первые учителя, первые ученики. И по сию пору первого сентября заливисто зовет звонок учеников и учителей в классы.
1866 – 2016… А между этими датами в стране ох как много всего произошло! Первая мировая, революция, Великая Отечественная, создание атомной бомбы, полет Ю. Гагарина в космос, правления Сталина, Брежнева, Ельцина. Да много всего еще. А Парская школа как стояла, так и стоит.
Здание, правда, другое, новое. Но суть не меняется. Она – центр, вокруг которого кипит жизнь не только педагогов и учеников, но и всего села.
Давайте и мы заглянем в эту необыкновенную школу, взбежим вслед за учениками по ступенькам, откроем дверь, заглянем в классы…
…И сразу же в вестибюле целая стена сюрпризов к юбилею. Ребята и учителя постарались на славу. Здесь и традиционные поздравления, и поздравления необычные. Например, выпускник 9 класса Илья Корчагин посвятил любимой школе стихотворение собственного сочинения.
Идем дальше? Идем! Зря кто-то думает, что с приходом лета жизнь в школе замирает. Да ни на секунду! Вот сейчас – лагерь, подготовка к юбилею, потом – ремонт, потом еще что-то. И так нескончаемым потоком. Начнем рассказ о школе со слов об Учителе с большой буквы, учителе – легенде. О человеке, про которого говорят: «Учитель от Бога».
Я говорю сейчас о Татьяне Александровне Тороповой.
Тридцать два года она была в должности директора, да еще какого! Именно при ней школа занимала в районе лидирующие позиции. Здесь победы и в районных, и в областных соревнованиях, открытие «Школы здоровья». В 2001 году были школой года. В 2007 – стали школой года среди школ области, вошли в двадцатку лучших – стали десятыми. Получили миллион рублей на оборудование и спортинвентарь. Зональные, областные, районные семинары – тоже при ней.
Ее общий педагогический стаж – 45 лет.
Эстафету директорства подхватила не менее талантливый педагог – Любовь Юрьевна Малкова. Сейчас она работает в Департаменте образования, застать ее сложно, но в небольшом интервью Любовь Юрьевна с теплотой вспоминала Парскую школу. Сын окончил школу с золотой медалью, сейчас — защитил диссертацию. Дочь окончила школу с серебряной медалью, затем – Текстильную академию. Любовь Юрьевна желает всем учителям не останавливаться на достигнутом, постоянно совершенствоваться, а ученикам – впитывать в себя каждое мгновение урока!
А вот следующего директора – Анжелу Григорьевну Кубрак – мне повезло застать в школе. Сейчас она работает в Москве в частной гимназии, но школу не забывает, говорит о ней так:
— «Мне бы хотелось, чтобы она процветала, развивалась, была центром поселения, брала на вооружение все новое, но вместе с тем продолжая те традиции, которыми сильна».
Сейчас во главе Парской школы стоит молодой энергичный руководитель Татьяна Викторовна Ларина. Даю ей слово:
— «Для каждого человека формула успеха своя. Но есть и нечто общее для всех — «Хочу», «Могу», «Надо». У каждого в жизни есть шанс на успех. И использовать этот шанс – значит открыть для себя первый элемент в формуле успеха и дальше написать свою.
В выборе профессии большую роль сыграла моя мама, учитель начальных классов. Глядя на неё, мне казалось, что воспитывать и учить детей — это самое интересное и простое в жизни. А мама всегда говорила: «Готовить обеды, шить, вязать должна уметь каждая женщина. А вот учить и воспитывать детей доверят не каждому». Я не осознавала смысла этих слов, пока сама, окончив университет, не стала работать с детьми.
Когда в сентябре 2015 г. мне пришлось принять руководство школой, то сразу вспомнилась расхожая фраза: «Власть — это такой обоюдоострый клинок, который направлен как на подчиненного, так и на управляющего». И вот пошли, вернее, помчались дни моей жизни в качестве директора. Фраза Ф. Ницше: «Все, что нас не убивает, делает нас сильнее», – работает! В этом я убедилась на себе.
А трудностей было много. Школа, требующая ремонта и нового оборудования, нехватка кадров. Надо отдать должное предыдущим директорам, они многое сделали для поддержания школы «на плаву». И я должна взять то ценное, что было в ее руководстве и, если не преумножить, то хотя бы не растерять.
Что же нужно делать, чтобы этот мир, удивительный мир школьных лет, стал незабываемым временем в жизни каждого ученика моей школы? Чтобы в школу хотелось идти, чтобы из школы не хотелось уходить? Эти вопросы являются насущными для каждого директора, да, впрочем, и для любого педагога.
Школа всегда должна шагать в ногу со временем, быть конкурентоспособной. А это значит, что нужно определить свои цели, поставить перед собой задачи, работать сообща и много, чтобы помочь ребенку познать мир.
Моя мечта — чтобы моя родная сельская школа стала одной из лучших не только в районе, но и в области и оставалась такой всегда».
Пожелаем молодому директору дойти до следующего юбилея с минимальными потерями и заглянем в музей.
Виктор Васильевич и Надежда Дмитриевна Пастуховы всегда на посту и согласились ответить на некоторые мои вопросы.
Общий педстаж супругов – 78 лет:
— Что главное в педагогической работе для вас?
— К каждому уроку готовиться надо, как к первому. Творчески и каждый раз по-разному. Классы ведь разные, и дети – разные. Иначе – зачем все это?
— Были ли у вас любимчики? Ведь их в классе не очень жалуют.
— Скажем так, любимые ученики.
— А как смотрите на сегодняшнюю ситуацию в образовании?
— Платное образование развращает учащихся. Раньше ценились знания, теперь – деньги. Вот в 1968 году было одно высшее образование, и дети были заинтересованы в знаниях. В ВУЗы поступали почти все ученики, цель ставили перед собой. В 80-е политика государства изменилась, упор был сделан на профессиональную подготовку. Нужны были рабочие. Из 15 учеников 14 пошли работать, в чести были ученические производственные бригады.
— Какие традиции в школе?
— Конечно, дух коллективизма, товарищества. В прошлом году встречались выпускники 1975 года. Так знаете, даже из Хабаровска, из Геленджика приехали.
И традиционно, конечно, сильный директорский состав.
С улыбкой они вспоминали смотры художественной самодеятельности учителей, в которых были победителями, и особенно мужское трио, которое исполняло «на бис» песню «Зорька алая».
Виктор Васильевич рассказал, по моей просьбе, о третьей Книге Памяти участников Великой Отечественной войны Парского сельского поселения. В ней – 3300 фамилий. Это же готовые материалы к урокам не только истории, но и многим другим.
В кабинете русского языка я застала Веру Павловну Котыгину, «аксакала», как она себя в шутку назвала.
Это правда «аксакал», но очень творческий и креативный, не отстающий от веяний времени, а иногда и идущий на шаг впереди. Ее любят и уважают в школе за такт, выдержку, профессионализм. Судите сами. Вера Павловна — Дипломант Всероссийского конкурса воспитательных систем образовательных учреждений, Победитель муниципального конкурса профессионального мастерства «Панорама методических идей», да и просто любимый учитель многих выпускников.
Например, Ильи Корчагина, который в интервью со мной сказал, что Вера Павловна долго и упорно готовила его к конкурсу «Живая классика», в котором он занял первое место. А в школу, по его словам, всегда ходил «с душой, прогуливать уроки не хотелось совсем, да и зачем? Это же второй дом, все свои, родные. И если бы открыли 10 класс – не задумываясь, с радостью остался бы».
А что скажет еще один наставник Ильи, Анастасия Владимировна Мартынова, завуч с 2014 года, выпускница Парской школы 2007?
— Знаете, традиция нашей школы – это верность ей. Я, например, в другую школу и не пошла бы, мне просто не хочется. Мы были 40-й, юбилейный выпуск. И помню, как Т.А.Торопова сказала нам на выпускном вечере, что наш юбилейный выпуск лучше всех в районе сдал ЕГЭ.
И еще одно воспоминание, Ольги Геннадьевны Горкушиной, учителя математики:
«Вспоминая своё школьное детство, я как будто заново проживаю те минуты, когда шла с мамой в 1 класс, такая маленькая и немного растерянная. Для меня школа началась в 1972 году. Первой учительницей была Шохнина Алевтина Сергеевна. Начиная с первого класса, помню то, что мы учились почти всё время с каким-нибудь классом, т.е. были сдвоенные классы.
Л.В. Иванова, которая была классным руководителем моего класса, начала воспитывать у меня любовь к математике, а продолжила Торопова Т.А., Голубева Т.Н. И вот я уже сама учитель математики в Парской школе.
Навсегда остались в памяти пионерская комната, где всегда была открыта дверь и было шумно от детворы. Работала пионерская дружина, все было серьезно. Как торжественно проходили сборы, линейки: «Знамя внести!» «Знамя вынести». Под звуки барабана и горна все классы строились. Вокруг все нарядные, в парадной форме! А когда повяжут галстук, чувствуешь, что все стали смотреть на тебя как-то по-другому, по-взрослому. Все эти и пионерские, и комсомольские собрания воспитывали в нас чувство патриотизма, ответственности, коллективизма, учили общаться.
В наше школьное время были уроки НВП, где разбирали и собирали автомат и учились стрелять. Этому учил нас Новиков Лев Николаевич.
Запомнилась спортивная жизнь — это работа секций, туристические слеты, соревнования по различным видам, и, конечно, учитель физкультуры Лузин Михаил Владимирович.Спасибо тебе, школа!»
Спасибо, и с юбилеем тебя, Парская школа! Школа, где сильны традиции коллективизма, товарищества, верности и братства. В твоих коридорах и классах скоро зазвучит смех всех твоих выпускников, нынешних учеников и педагогов. Счастья тебе и процветания!
Пройдись по тихим школьным этажам…