Скромные герои своего времени

0
96

Нельзя жизнь прожить без мечты и идей, без знаний, работы и веры в людей

Сколько красивых деревенек было на карте Родниковского района до войны. На возвышенностях и у речек разбегались домики селян среди лесных массивов и ухоженной пахотной земли, на которой веками работали наши деды и прадеды.  Знали они всю окружающую их местность, рыбные и грибные места. Ходили пешком на дальние расстояния, занимались охотой, разводили разную живность, содержали коров и лошадей, собирали ягоды и дары леса, делали запасы на зиму, жили без пенсий, дружили родом, деревнями,  а еще весело гуляли на свадьбах, именинах и годовых праздниках.  Именно на празднике познакомили Павла Терентьевича Маркова с юной красавицей Ольгой Николаевной Прусовой. Создал Павел крепкую семью, и укрепился род Марковых на земле сыновьями и дочками. У одного только Ивана Павловича  родилось семеро детей (трое умерли в младенчестве), среди которых самым талантливым оказался Ростислав Иванович Марков.

Родился Ростислав 1 декабря 1935 года в деревне Суровцово Сосновского сельсовета  Родниковского района. В деревне того времени числилось 35 домов, расположившихся в 2 ряда в живописной местности. Немного в стороне от деревни протекает чистейшая река Люлех. Вкус ее воды всегда был необыкновенным. Это отмечали все гости и рыбаки, побывавшие на реке. В то время ее глубина, согласно замерам, составляла 10 метров. Ее широкие разливы становились настоящим бедствием весной для населения окружающих деревень, когда не было возможности ни пройти, ни проехать. Никакого автобусного сообщения в 30-е годы не существовало. Граница Палехского района в то время располагалась в 1 км от деревни Суровцово. До школы дети в деревнях чаще находились дома. Сады и ясли оставались  пределом мечтаний женщин-колхозниц.

Школа четырехлетка располагалась в селе Сосновце, и дети ходили из деревень пешком на приличные расстояния. Четыре учителя готовили начальные классы. В предвоенные годы в классах училось 28-30 человек. Учителя обходили дома в деревнях и сами набирали себе учеников. У Ростислава был старший брат Борис. Уроки братья учили вместе. Разница в возрасте в 2 года не помешала Ростиславу освоить до школы счет и грамоту. Учительница была в восторге от успехов дошкольника. Мальчик оказался одаренным учеником и учился в школе практически на «5». Дети приходили в школу из деревень Чудиха, Долгово, Хмельники, из самого Сосновца и соседних деревень Палехского района. Шестеро мальчишек 1935 года ходили из деревни Суровцово в Сосновец гурьбой все военные годы. Отца Ростислава, Ивана Павловича (1903 г.р.), направили на фронт вместе со всеми мужчинами из деревни в первые дни войны. Он дошел практически до Берлина и с наградами вернулся домой в 1945 году. Отец был отличным трактористом и обслуживал половину пахотных земель Родниковского района. В те годы было всего две МТС. Трактористы работали по 12 часов, и, немного поспав,  вновь  шли за километры к своим тракторам, чтобы засеять  или  убрать на полях будущий урожай хлеба и овощей.

Ростислав Иванович с горечью вспоминает свое военное детство. У бабушек в деревнях пенсий не было, колхозникам платили за работу натуральными продуктами: горохом, картошкой, зерном с учетом трудодней. В летний период ребята запасали на болоте ветки кустарника и перевозили их для отопления изб в осенние холода, помогали взрослым на полях в сборе каждого колоска. После четырехлетки на работу юных подростков не брали. Надо обязательно было закончить семилетку. В Сосновце семилетки не было. Эти школы располагались в других селах на приличном расстоянии: до Парского – 9 км, до Майдакова – 5 км,  и еще за рекой чуть дальше  — в селе Васильевском. В Майдаково Ростислав пошел учиться из деревни один. Его бывшие одноклассники из разных деревень собирались в Поддорожнове и шли все вместе в майдаковскую школу. Квартиру в то время снимать было дорого, и подростки каждый день после школы возвращались обратно домой в пургу и в дождь, в любую непогоду и распутицу. Однажды весной по дороге из школы Ростислав увидел, что протока перед деревней более чем на 100 метров вся залита водой. Мама уже беспокоилась о сыне и вышла встречать Ростислава у кромки воды. По колено в воде подросток добрался до моста через протоку и когда вновь сошел с него в воду и рыхлый снег, хлипкий мостик  уже поплыл по течению. Половодье стояло неделю. Учеба была отложена. Зато какие щуки, налимы и окуни ловили мужчины деревни позднее в бочагах, где жировала рыба, когда сходила вода!

Закончив Майдаковскую семилетку, Ростислав с одноклассником Александром Тюхтиным решили учиться дальше и задали документы в Шуйское училище. Четыре экзамена Ростиславом были сданы на оценки 5,5,4 и 3. Тройка не давала возможности получить стипендию, а прожить без нее было нереально тяжело. Отец вернулся домой живым, без инвалидности, которая давала льготы детям войны. Ходить домой после учебы на дальнее расстояние стало невозможно, а снимать квартиру не было средств. Ростислав забрал документы и, приехав в Родники, задал их в профтехшколу. Он попал в 12 группу ткацких поммастеров. Комбинат предоставил для учащейся молодежи в здании Нарпита бесплатное общежитие. Здесь жизнь закипела по-новому. Ростиславу повезло. Его прикрепили к опытному поммастеру, с которым Ростислав быстро нашел общий язык. За 3 года обучения юноша приобрел все навыки работы на ткацких станках и не раз замещал старших работников при необходимости в производстве до призыва в армию. После окончания училища надо было подыскивать жилье. Выручил родной дядя. В маленькой половине дома Ростислав спал до армии на полу, сворачивая на день свою лежанку до вечера. В дырявых ботинках, старой шинельке паренька увезли в Москву. Служить юноше выпало в охране Кремля. Впервые за всю жизнь Ростиславу выдали добротную красивую армейскую одежду, хромовые сапоги, а все старые вещи  утилизировали. В новой армейской форме Ростислав был неузнаваем: высокий, с яркими голубыми глазами, он обращал на себя внимание на любом боевом посту. За этот период службы Ростислав посмотрел весь Кремль, его соборы и музейные экспонаты, побывал на сталинской даче и в летних лагерях для детей кремлевских работников. Не раз на посту  в Кремле Ростислав Иванович встречал В.М. Молотова, который очень поздно возвращался усталый к себе домой.

После армии Ростислав вернулся в Родники, устроился на работу и пошел учиться на 3 года в школу рабочей молодежи (ШРМ) при училище комбината. Но паренек очень хотел поступить в текстильный институт и стать инженером. Вскоре его мечта сбылась – директор комбината В.Я. Тарарыкин и главный инженер Т.К. Яковлева набирали молодых рабочих комбинат для обучения в Ивановском текстильном институте. Два друга Калинкин Ю.Т. и Марков Р.И.  сдали экзамены и были приняты на факультеты «механики и автоматики» и «технологии» соответственно. Вскоре к ним присоединились только что вернувшийся из армии Седов С.А. и паренек из Каминского. Всех их поселили в комнату старого общежития рядом с институтом. Стипендию назначили мизерную — 22 рубля 30 копеек. Студенты вечно были полуголодными, а что привозили из дома, делили поровну на всех. Помощи Ростиславу ждать было неоткуда: бабушка умерла, родители поднимали в деревне двоих детей. Средства, заработанные на комбинате перед поступлением в ВУЗ, закончились. Студентов выручала картошка, которую они собирали каждую осень в колхозах и привозили понемногу в общежитие. Дешевые конские котлеты ребята покупали в столовой общежития сельхозинститута, расположенного по соседству. Килька, хлеб и маргарин с картошкой на ужин навсегда остались в памяти будущих молодых специалистов комбината «Большевик». Выпуск студентов ИвТИ 1960-1965 г.г. стал одной из значимых дат в жизни Ростислава Ивановича Маркова.

Большую поддержку Ростиславу в годы его учебы в институте оказала жена Нина Николаевна. Она поддерживала его материально своей зарплатой, прекрасно понимая, что эти временные трудности окупятся сторицей чуть позднее. Еще раньше, работая по соседству в ткацких цехах, молодые вместе выходили со смены с комбината и шли в одну сторону до перекрестка к своим улицам. У мамы Нины в семье было восемь детей. Нина была старшей в семье. Она работала на себя, обшивала малышей и помогала своей семье, чем могла. Свадьба была очень скромной, но судьба подарила юноше-студенту замечательную скромную, спокойную, работящую и хозяйственную девушку, с которой он прожил счастливые годы, пока нелепая трагедия не оборвала жизнь Нины Николаевны. Родители вырастили и воспитали достойное поколение: сына Александра (1962 г.р.) и дочь Ольгу(1968 г.р.).

С возвращением на комбинат после учебы в ИвТИ Ростислав Иванович сначала был назначен  мастеров в 3-ем ткацком цехе, затем 9 лет отработал начальником 2-го ткацкого цеха, потом избран секретарем парткома ткацкой фабрики, а через год был назначен  зам. секретаря парткома комбината «Большевик». В этой должности Ростислав Иванович проработал 8 лет, затем был переведен в председатели контрольной комиссии райкома КПСС. Через 5 лет Р.И.Марков оставляет работу в Райкоме. Его назначают начальником цеха вентиляции ткацкой фабрики, где он проработал оставшиеся 5 лет до пенсии (1995г.) Двадцать лет Ростислав Иванович преподавал в Родниковском техникуме ткачество. В тяжелые годы перестройки Ростислав Иванович работал в структуре по охране объектов города при ОВД, затем начальником охраны в фирме «Лорес». Но болезни помаленьку давали себя знать. Сегодня Ростислав Иванович находится на заслуженном отдыхе и с глубокой благодарностью вспоминает всех людей, которые дали ему путевку в жизнь, были его наставниками и товарищами по работе, вспоминает замечательный совместный отдых с рабочими и друзьями на лыжах зимой и на природе летом.

Скромный, мягкий, обходительный, интеллигентный, начитанный, умеющий ценить время, людей, юмор, он был хорошим руководителем, грамотным специалистом и тем замечательным человеком, с которым спокойно работали рабочие всех профессий. Он не умел кричать на подчиненных, но всегда выносил справедливые решения  и требовал порядка. Именно таким запомнили сослуживцы. Он вышел в руководители с самых низов, познал все тяготы крестьянского труда, нищету, голод и послевоенную разруху, был требователен к себе и никогда не упрекал других, если считал, что чего-то не успел предусмотреть сам. Вы не найдете в этом человеке ни  зависти, ни ханжества, ни высокомерия, ни надменности. Его поступки определены временем, ситуацией, строем, а  воспитание – советским патриотизмом и уважением к окружающим. Руководители советской эпохи – это люди, которые прошли все ступени саморазвития от сохи и станка до кресла начальника и видели в подчиненных брата, соратника, партнера, человека труда, а не временщика-наемника современной России. Только в советский период карьерный рост человека зависел от его профессионализма, а не от кумовства, связей, блата, коррупции и купленных дипломов. Ростислав Иванович — яркий представитель советской интеллигенции и эпохи, которая давала любому рабочему человеку надежду на стабильность, бесплатное образование, работу без тревоги за семью и будущее своих детей!

Л.Котова

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here