Накануне праздника Пасхи каждая современная российская семья, независимо от религиозных воззрений и в соответствии с уровнем доходов, стремится организовать достойный праздничный стол. Хозяйки бегают по магазинам, запасают продукты, благо ассортимент предлагаемых товаров сейчас кажется довольно широким.
Этот факт, кстати, широко используется защитниками нынешней российской действительности в их спорах со сторонниками социализма и Советского Союза. «Что, — говорят они, — хотите назад в СССР, в магазины с пустыми полками и продажей по талонам?».
Понятно, конечно, что талоны (карточки) с нормированным отпуском товара по столько-то грамм (штук) в одни руки были в СССР или в трудные годы коллективизации и войны, или в 80-х, когда от социализма, по сути, осталась одна вывеска.
Что же касается товарного изобилия, то здесь советские магазины даже в лучшие годы, конечно, существенно проигрывали современным российским. Но вот по качеству…
* * * * *
Диетологи накануне праздников, помимо традиционных советов не переедать и не перепивать, добавляют ещё рекомендации — какую еду купить, чтобы не попасть в больницу, призывая внимательно читать состав продуктов питания, особенно на предмет различных Е-добавок.
Так, Е-102, или тартразин, более известный, как каменноугольный деготь, которым пичкают различные сладости — конфеты, карамели, бисквитные рулеты, мармелады, мороженое, йогурты, может спровоцировать приступ бронхиальной астмы и ухудшение зрения.
Бесчисленные Е — загустители, эмульгаторы, подсластители, ароматизаторы, красители, консерванты в той или иной степени являются вредными для здоровья. И яркий цвет продуктов, перенасыщенный запах и высокие сроки годности сигнализируют об опасности.
Вся эта «химия» буквально хлынула на наши прилавки с начала 90-х годов, и именно она создала иллюзию пищевого изобилия, которого не было в СССР.
* * * * *
Между тем Советский Союз был, например, одним из мировых лидеров по производству колбасы. За её качеством, особенно в 60-70-годы, следили особо.
К примеру, рецептура популярной «Докторской» колбасы, получившая название из-за своих диетических качеств, согласно ГОСТу от 1974 года, была следующего состава: 23% говядины высшего сорта, 70% свинины, 3% яиц, 2% коровьего молока и 2% крахмала или муки. В других колбасах ненатуральные ингредиенты также не использовались.
Высокое качество и низкая цена делали эти и другие продукты дефицитными. А примерно со второй половины 70-х годов дефицит стал создаваться ещё и искусственно – сначала из «экономических», спекулятивных соображений, а затем, при Горбачёве, уже и с политическими целями.
Вернёмся, однако, к истории создания советских колбасных изделий. Строгие требования к качеству этих продуктов были прописаны еще в апреле 1936 года, когда нарком пищевой промышленности А. Микоян издал приказ о начале производства колбас «Докторской», «Любительской», «Чайной», «Телячьей» и «Краковской», «Молочных сосисок» и «Охотничьих колбасок». За соблюдение рецептуры спрашивали строго. К примеру, «Докторскую» делали только из отборных продуктов, поскольку она была разработана специально для людей, чье здоровье было подорвано «в результате Гражданской войны и царского деспотизма».
Этому предшествовала большая организационная работа. 1 августа 1930 года приказом Народного комиссариата здравоохранения был создан Государственный научно-исследовательский институт питания. В начале 30-х годов А. Микоян отправляется в США для заимствования опыта организации крупного промышленного производства продуктов питания.
«Вернувшись из США, в беседе со Сталиным я поставил вопрос о том, чтобы приступить и у нас к массовому производству домашних холодильников, причем организовать производство на нескольких наших наиболее крупных машиностроительных заводах, что впоследствии и было сделано», – позднее напишет А. Микоян.
Одновременно с этим Микояну удалось убедить И. Сталина, что становление советской пищевой промышленности вписывается в общий процесс индустриализации. В результате ещё до Великой Отечественной войны в СССР было введено в эксплуатацию 178 хлебозаводов, 17 крупных мясных комбинатов, 33 молочных завода, 22 чайные фабрики, 8 беконных фабрик, 10 сахарных заводов, 41 консервный завод, 9 кондитерских фабрик и многое другое.
Ставилась задача не только накормить быстрорастущие города, но и обеспечить людей качественной едой. Видному ученому института питания СССР профессору О. Молчановой ставится задача исследования физиологии питания и поручается написание книги «О вкусной и здоровой пище», первое издание которой вышло в свет в 1939 году.
* * * * *
И всё-таки, если в советское время колбаса и была в дефиците, то сейчас, несмотря на кажущееся изобилие, её просто НЕТ. Продукты, которые заполнили полки магазинов, попадают под категориею эрзацев. На смену ГОСТам пришло техническое обоснование, которое практически целиком подчинено интересам бизнеса (советские ГОСТы сейчас сохранились только в Беларуси).
Во многих современных колбасах мяса не более 40%, а остальное – это эмульсии шкуры и жиров, крупа манная, крахмал картофельный и кукурузный, мука ячменная, рисовая, овсяная, перловая, маргарин, масло подсолнечное и так далее.
Если бы по таким рецептам варили б колбасу в СССР, то на каждого человека приходилось бы тогда 120 кг продукта в год (при Горбачёве выходило по 40 кг), и о дефиците речи бы не велось в принципе.
А всё потому, что сейчас продукты производят не для потребителя, не для удовлетворения потребностей людей, а для получения максимальной прибыли в карманы отдельных частных лиц. А чтобы получить эту максимальную прибыль как можно быстрее, совсем незачем мудрить с ГОСТами и качеством. Достаточно упаковать дерьмо в яркий фантик и втридорога втюхать его доверчивому покупателю.
В этом и есть разница между социализмом и капитализмом. Точно такая же, как между настоящей микояновской колбасой и современными сосисками, которые станет есть далеко не каждая уважающая себя собака. М. Сметанин