Парфюмерные магазины заполнены сегодня импортными товарами, качество которых, мягко говоря, не всегда отвечает заявленным требованиям. Иногда некоторые продукты косметики вызывают просто страшную аллергию, чес, зуд, выпадение волос и прочие неприятности. Этих явлений старшее поколение никогда не испытывало от старой дореволюционной и советской косметики. Почему? Давайте окунемся в историю прошлых столетий и узнаем истину.
Кто из старшего поколения помнит душистое «Детское мыло», нежное мыло «Кармен», «Балет», «Душистый горошек», зубной порошок «Рекорд», мягкий крем «Детский», духи и мыло «Красная Москва»? Все это продукция знаменитой, первой в России, парфюмерной фабрики «Свобода», на продукции которой выросли наши бабушки и дедушки, папы и мамы. Сегодня ассортимент объединения «Свобода» просто огромен, роскошен и доступен всем слоям общества.
Знаменитая фабрика «Свобода» возникла на базе парфюмерной фабрики Товарищества «А.Ралле и Ко» в Москве в 1843году и основана французом, купцом А.А. Ралле. Парфюмеры из Италии и Франции создавали в Москве уникальные рецепты, а 40 рабочих изготовляли по ним удивительные духи, одеколоны, помады, туалетное мыло и пудру. В 1855 году к «Торговому дому А.Ралле» присоединился владелец хрустального завода Ж.Дютфуа. Его утонченные флаконы пользовались спросом даже на Ближнем Востоке. Более 100 запахов предлагались любителям ароматов. До нас дошли духи «Русская фиалка», «Серебристый ландыш» и ряд других ароматов. Ноу-хау Ралле стали его «зимние духи». Их называли «духи для меха». Ралле радовал своих поклонниц духами с насыщенным шлейфом ароматов. Эти духи на свежем морозном воздухе приобретали чистую хрустальную ноту. Это был особенный шарм. «Духи для меха» называли «Парфюм де фурор». Ими модно было душить перчатки, шляпки и меха. Эта мода распространилась в Москве, Петербурге и в Европе.
В 1856 году Ралле продал свое производство компаньонам (французам Бодрану и Бюжону) с условием, что фабрика всегда будет носить его имя. Образовался торговый дом, именуемый «Товарищество «А. Ралле и Ко».
По причине болезни Ралле в 1857 году уезжает во Францию, а управление фабрикой принимает Эдуард Бо, который заключает договора с владельцами южных плантаций по выращиванию эфиромасличных культур. Выпуск новых цветочных одеколонов принес товариществу небывалый успех. Товары продавались в Европе, Средней Азии, на Среднем и Дальнем Востоке. Реклама того времени гласила, что в магазинах товарищества Ралле можно приобрести «…более ста запахов цветочного о-де-колона во флаконах по 60 копеек и по 1 рублю». Любителям ароматов предлагались знаменитые «Нильская лилия», «Букет Наполеона», «Русская фиалка», «Серебристый ландыш», «Источник любви» и еще несколько десятков романтических названий. В 1855 году компания добилась престижного звания поставщика Двора Его Императорского Величества.
Товарищество «Ралле и Ко» совершенствовалось, реконструировалось, выпускало к 1878 г. 675 наименований парфюмерных товаров и получило 60 высших наград (в том числе на Парижской выставке в 1900 году была получена высшая премия — «Гран-при»). Это была единственная российская компания, получившая четыре раза Государственный герб России — высший наградной знак за высокое качество продукции. В декабре 1896 года компания меняет название на «Товарищество высшей парфюмерии А. Ралле и Ко» с основным капиталом 1 млн. рублей. Отделения Товарищества и магазины были открыты в Екатеринбурге, Ташкенте, Тифлисе, Харькове, Варшаве, Кисловодске, Одессе, Иркутске, Вильно, Москве, Ессентуках и Пятигорске. Кроме двора Его Императорского Величества Императора Всероссийского, товарищество «Ралле и Ко» стало эксклюзивным поставщиком Шаха Персидского и его Высочества князя Черногорского.
В 1907 году Эрнест Бо (1881-1961), сын руководителя компании Эдуарда Бо, становится ведущим парфюмером компании. Он стал первым употреблять самые дорогие натуральные эссенции для ценителей тонких и богатых ароматов и создал ряд превосходных новых духов. Первая мировая война и революция заставила Эрнеста Бо эмигрировать во Францию. Именно он в 1920 году в эмиграции создал знаменитые духи «Шанель N5».
В 1917 году Товарищество «Ралле и Ко» национализировали и дали название «Государственный мыловаренный завод №4». В 1922 году завод был переименован и получил более благозвучное имя — «Государственная мыльно-косметическая фабрика «СВОБОДА». 100-летний юбилей фабрики пришелся на годы войны. Помимо изделий основного профиля фабрика выпускала глицерин для авиации, взрывчатые вещества, горючие смеси, гильзы, запалы для гранат. После войны с конвейера ежедневно шло более полумиллиона единиц продукции – мыло, крема, вазелин, душистый глицерин, косметические средства и знаменитые зубные пасты «Мятная», «Особая», «Московская», «Лесная», «Чебурашка», «Ягодка». К середине 1980 количество выпуска составляло миллион тюбиков в сутки.
Сегодня «СВОБОДА» — это современное мощное российское косметическое предприятие, состоящее из 4 производств: мыловаренное, тубное, косметическое и производство зубных паст и шампуней. Ассортимент выпускаемой продукции насчитывает более 300 наименований высочайшего качества: туалетное мыло, средства по уходу за кожей лица и тела, за волосами и кожей головы, за полостью рта, детская косметика и косметические изделия специального назначения. Отличительной чертой объединения являются высочайшее качество косметической продукции и доступные цены. Продукцию многих серий обожают наши дети. Мыло, крема, пенки, гели, шампуни «Тик-так», «Король Лев», «Disney Baby», «Алиса», «Малыш» доступны любой семье. Кремы для рук «Янтарь», «Вечер», «Люкс», «Силиконовый», «Элегия», кремы для рук и ног «Эффект» даже сегодня полностью соответствуют ушедшему знаку качества, а великолепные подарочные наборы пользуются повышенным спросом и подходят для любого возраста. Знаменитый «Локон» и краска «Гамма» — лидеры продаж для салонов красоты и парикмахерских. Это очень здорово, что российское объединение «Свобода» сохранило все свои позиции в новом веке, а его продукция – самая доступная и дешевая в мире.
«Немытая Россия» — это не о нас!
Материал подготовила Л.Котова