Пройдет еще пара-тройка десятилетий, и жизнь тех поколений, которые работали на славном комбинате «Большевик», станет уходящей историей
города. В нашем быстротечном и постоянно меняющемся мире вряд ли теперь найдешь то постоянство, в котором жили поколения прошлого века.
Поднимая страну из руин после двух войн, люди росли духовно сами, учились, приобретали профессиональные навыки. Благодаря их упорному и ударному труду расцветал комбинат и строился город. Рассказывая о тружениках великого текстильного предприятия, мы отдаем дань уважения тем, с кем пришлось работать, общаться, дружить и гордиться общими достижениями предприятия. Сегодня наш разговор будет о женщине, которая многие годы совершенствовала и выводила красильно-отделочное производство на первые места в районе и области. Знакомьтесь, Мирошниченко Тамара Ефимовна. Ее жизненный путь – это целая эпоха со всеми бедами и победами. «Я — сама эпоха», — говорит о себе Тамара Ефимовна. И в этом есть большая доля правды!
Тамара Ефимовна родилась в поселке Червоный Сумской области 1 сентября 1932 года. Мама маленькой Тамары, Мирошниченко Марина Алексеевна, была домохозяйкой. Она воспитывала 5 детей: Надежду 1921 г.р., Марию 1924 г.р., Виктора 1927 г.р., Тамару 1932 г.р., Галину 1937 г.р. Папа, Мирошниченко Ефим Петрович, работал бригадиром на железной дороге. Мама Марина воспитывала еще двух девочек от рано умершей родной сестры, мужа которой убили на фронте. Девочкам было 5 и 6 лет. Поскольку Ефим Петрович был опытным работником, ему часто приходилось менять место жительства вместе с семьей, переезжая по железнодорожной ветке страны в разные ее регионы и поселки.
Война застала семью в Курской области в селе Комаровка. Немецкие части заняли Комаровку быстро и неожиданно для жителей. Из домов их выселили. Советские части находились всего в 4 км в соседнем селе, но переходить линию фронта было опасно. Семьи с детьми уходили в лес, собирали там, что находили, просили милостыню в соседних поселениях, а когда в октябре стало невмоготу, дети вчетвером пошли копать картошку на свой огород. Взрослые их инструктировали, что «если будет звучать немецкая речь «Айн, цвай, драй» — идите смело: это немецкие снаряды летят на позиции Красной армии, но если услышите воющий свист, падайте и лежите». Но дети, как всегда, все перепутали: когда свистело – они бежали и падали, заслышав чужую речь. Немецкий офицер, живший в доме Мирошниченко, видел голодных детей, ищущих картошку в сырой земле, и разрешил ночью матери Марине осторожно увести задворками свою корову. Молоко спасло жизни родных и приемных детей. Почти два года семья скиталась без родного дома. После великого сражения на Курской дуге в 1943 году семья вернулась в полуразрушенную Комаровку и жила до страшного 1947 года. Это был самый голодный год после войны. Старшая сестра Тамары Надежда уже работала дежурной по станции в Белоруссии. Она приехала, посмотрела на истощенных сестер и сразу забрала к себе под Минск Марию, Виктора и Тамару.
Школу юная Тамара закончила в Белоруссии в 1947 году и свободно владела 3-мя языками (русским, белорусским и украинским). Виктор по возрасту ушел служить в армию и попал в Ленинград. Там он создал семью и навсегда остался в самом красивом городе России. После школы Тамара тоже уехала поступать в Ленинградский институт текстильной и легкой промышленности им. С.М Кирова и поступила на химико-технологическое отделение. Преподаватели, принимавшие вступительные экзамены, были поражены способностями и знаниями девочки из глубинки и в ходе обучения прислали благодарности учителям белорусской школы за качество подготовки выпускников.
После окончания института Тамару, как молодого специалиста, направили в Юрьев-Польский на фабрику «Авангард». Это небольшое предприятие славилось своей продукцией и ее качеством. Сюда же молодым специалистом приехал по направлению из Иванова, после окончания Химико-технологического института, Николай Николаевич Кларк. В родниковской семье молодого Николая оставались еще три брата. Мать, воспитывавшая одна детей и работавшая на «скорой помощи», дала всем своим детям высшее образование. Встреча молодых специалистов оказалась решающей в их дальнейшей судьбе. Молодые расписались без колец, свадебных костюмов и застолий – это была роскошь для того времени. Большая любовь прошла за годы проверку на прочность и только окрепла. Николай и Тамара прожили вместе 60 лет!
Николай Кларк всегда мечтал вернуться в Родники на свое большое предприятие и приложил к этому все усилия. Он помогал встать на ноги всем братьям. Его английская фамилия Кларк (Clark или Clarke) происходит от латинского слова clericus «писец, секретарь», которое слегка изменилось в английском произношении на слово clerk «клерк, священник». Впервые она отмечена в английских источниках в начале XII века. Эту фамилию носят известные музыканты, певцы, спортсмены, художники, инженеры, мотогонщики, актеры, экономисты и люди других профессий. Род Н.Н. Кларка — очень древний и известен даже в Италии, где сегодня живет с семьей один из братьев Николая – Лев Николаевич.
Для возвращения в родной город Николай съездил в Министерство легкой промышленности и написал там мотивированное заявление. Через определенное время разрешение было получено, и молодые переехали в Родники. Директор комбината Б.С. Броцкин с удовольствием принял молодых текстильщиков и предоставил им рабочие места в отделочной фабрике под руководством начальника производства Кувалдиной Н.А. Н.Н.Кларка сразу взяли мастером в отделочный цех, а Тамара Ефимовна сама выбрала красильный цех, где зарплата была выше, чем в предложенной лаборатории. С жильем в то время было туго. Молодая семья дружно жила 8 лет у свекрови на Родниковской улице вместе с младшими братьями Николая. Жили очень бедно. Плохо было и с одеждой, и с тканями. Тамара — мастерица на все руки, помогала семье мужа, шила майки и другое белье для ребят. В течение нескольких лет молодожены старались заработать средства, чтобы одеться и обуться, поддержать семью свекрови Клеопатры Васильевны. Ее муж был репрессирован до войны. Причину ареста женщина так и не узнала. В годы войны старшие мальчики ходили зимой в лес за дровами. Лесник их выследил и шел за ними до дома. Когда он зашел в дом и увидел еще двух дрожащих малышей на холодной печи, махнул рукой и ушел. Родниковские дети войны рано познали цену труда и военного кусочка хлеба.
После рождения дочки Оленьки (в 1958 г.) Тамара на 2 месяца съездила к родителям. Вот такой срок тогда давали по уходу за ребенком, а затем были ясли и сад. Родители Тамары так и жили в Комаровке после войны. Только через долгих 8 лет молодая семья получила двухкомнатную квартиру на поселке Гагарина в доме № 3. В семье уже родилась вторая дочка Леночка. Со временем Т.Е. Мирошниченко перевели старшим инженером в технический отдел производства, а Н.Н. Кларк стал начальником лаборатории красильного производства. В 1970 году Н.А. Кувалдина ушла на пенсию и передала красильно-отделочное производство Т.Е. Мирошниченко. Директор комбината «Большевик» В.Я. Тарарыкин подписал приказ на назначение и не ошибся. На протяжении длительного периода красильно-отделочное производство под руководством Т.Е. Мирошниченко было передовиком на комбинате.
С 1985 года она становится заместителем главного инженера комбината «Большевик». Умная, внимательная, ответственная, грамотная, корректная в отношениях с людьми, Тамара Ефимовна решает вместе с директорами производств самые сложные вопросы. К мнению практика и профессионала прислушиваются и рабочие, и руководители разных рангов предприятия.
Наступает самый сложный период перестройки. Предприятие начинает лихорадить из-за политических и экономических реформ в стране, приведших к разрушению отлаженных связей с поставщиками и потребителями в бывших советских республиках. Перебои в снабжении, нехватка хлопка, материалов и красителей, временная остановка оборудования, отсутствие зарплаты – все эти трудности нарастают, как снежный ком. А красильно-отделочное производство еще держится, выпускает продукцию. Товары швейного и красильного производства предлагаются работникам комбината и жителям города в специализированном магазине предприятия. Каждый день управления на комбинате в тот период превращается в борьбу за сохранение производственных мощностей и рабочих мест. Чем все закончилось — мы видим сегодня. Неграмотное руководство страны в 90-е годы привело к сокращению рабочих мест на комбинате с 11000 до 1000 человек, к неоднократному переименованию текстильного флагмана. Люди уволились с предприятия, уехали на заработки, ветераны ушли на пенсию. В 1994 году и Тамара Ефимовна вышла на заслуженный отдых.
Но и сегодня боевая и трудовая слава бывшего комбината «Большевик» не погасла. Работники комбината всегда с гордостью показывают свои награды. Грамоты, медали, знаки отличия – все эти награды бережно хранятся в семье ветерана труда Тамары Ефимовны. Юбилейные медали в честь Победы над фашистской Германией вручались Н.Н. Кларку. Он попал в категории «труженики тыла», «дети войны», а вот Тамара Ефимовна не подошла по возрасту. На запрос, что дети семьи Мирошниченко работали в колхозе после войны, был дан типичный канцелярский ответ: «Дети у нас не работают!» Зато награды Тамары Ефимовны — медали «За доблестный труд», медали ВДНХ «За успехи в народном хозяйстве СССР», медаль «100 лет со дня рождения Ленина», медаль «Ветеран труда» и орден Дружбы народов, врученный в 1986 г., ярко сияют на столе в лучах утреннего солнца. А еще у Тамары Ефимовны очень много книг. Этим было богато наше время. Когда жизнь стала более обеспеченной (в 70-е-80-е годы), семья практически каждый год посещала любимый Ленинград и Черноморское побережье.
Для Тамары Ефимовны самый ценный дар в жизни – две ее дочери – Ольга (1958 г.р.) и Елена (1965 г.р.), три внучки и правнучка. Тамара Ефимовна дала своим детям высшее образование (педагог и технолог текстильного производства). Елена создает уникальные индивидуальные костюмы для девушек-гимнасток, которых никогда не будет в массовой продаже, а внучки радуют своими успехами в развитии и обучении.
Встречаясь на улице с бывшими руководителями фабрик, производств и отделов комбината «Большевик», отчетливо понимаешь, что эти люди честно работали на государство, не заимели для себя особых богатств и накоплений, жили так же просто, как и основное население города. По-прежнему поражает трезвость их суждений, ответственность, духовный и моральный облик, которые остались намного чище, чем у наших современников. Они думали не только о работе, но и о людях, с которыми работали плечом к плечу, решали общие проблемы вместе на рабочих местах, собраниях и комитетах. За это их ценил и уважал народ в отличие от сегодняшних руководителей, которые в погоне за большой прибылью забывают о самом главном богатстве – о людях.
Тамара Ефимовна Мирошниченко прошла огромный путь в работе от специалиста красильного цеха до высших должностей управления текстильным предприятием. Она с благодарностью вспоминает всех тех, с кем ей пришлось работать вместе. И это отзывается ответным теплом и словом тех, кто знает эту скромную и простую женщину.
Работники бывшего комбината «Большевик» всегда будут гордостью города, а наша задача – рассказывать о таких людях, чтобы потомки знали и помнили их имена!
Л.Котова