Сегодня многие граждане широко используют просторы интернета для работы или досуга. Но не все делают это с осторожностью. Поэтому зачастую попадают в ловушки мошенников. Исходя из жизненной практики, можно выделить несколько распространённых методов интернет мошенничества:
Различные благотворительные пожертвования в сети. Обладатель сайта запускает информацию о том, что необходимо спасти животное или ребёнка и начинается сбор денег. Иногда даже создаются дубликаты действующих благотворительных систем.
Обман с целью выяснения реквизитов банковской карты, с которой впоследствии списываются деньги.
Афёры относительно сексуальных и порнографических индустрий. Здесь зачастую используют тему знакомства с иностранцами. Чаще всего злоумышленник записывает видео интимного характера с участием потерпевшего, после чего вымогает денежные средства в различных суммах.
Заражение компьютера либо мобильного устройства различными вирусными программами. Достаточно пройти по ссылке спама, и все системы компьютера или телефона рискуют оказаться взломанными.
Построение финансовых пирамид путём вложения небольшой инвестиции и привлечения других людей в систему.
Аферы по спасению друга. Обычно взламывают страницы друзей в социальных сетях, и от их имени просят помощи.
Мошенничество в интернет-магазине. Человеку предлагается пройти по ссылке, где с него требуют некую сумму денег за регистрацию. Иногда жертву просят внести предоплату за покупку. Часто такой товар, который человек получает, оставляет желать лучшего.
Возможно ли доказать факт совершенного преступления?
Прежде чем обращаться в полицию, необходимо собрать доказательства. Такими могут выступать, к примеру:
Платежные документы, подтверждающие оплату;
Подтверждения администрации платёжных систем об оплатах;
Квитанции курьерских служб, если мошенничество заключается в поставке некачественного товара;
Видео и аудио-записи разговоров с мошенниками;
Вся возможная информация о мошенниках: скриншоты документации, реквизиты карт, кошельков и т.п.
Пользователи социальных сетей всё чаще бьют тревогу по поводу действий телефонных аферистов, которые маскируются под службу технической поддержки Сбербанка России. За определённую плату провайдеры позволяют своим клиентам маскировать исходящий номер соединения, подставляя любые цифры как в федеральном (семерка и 10 знаков), так и коротком форматах. При этом sms-«лохотрон» и провокационные звонки можно организовать из любой точки мира – хоть из колонии общего режима, хоть с острова Пхукет. Главное, чтобы под рукой был компьютер и качественный интернет — проводной или мобильный 4G.
Схема телефонной аферы
Сначала на телефон с номера 900 поступает короткое сообщение (смс). «Банк» информирует своего клиента, что по лицевому счёту проходит списание денежных средств, например, на сумму 15 000 рублей. Клиенту предлагается либо подтвердить операцию, отправив в ответной смс одну комбинацию цифр и символов, либо отказаться от проводки, отправив другой кодовый набор. В конце клиента предупреждают, что если он не предпримет никаких действий в течение 10 минут, то списание произойдёт в автоматическом режиме.
И не зря злоумышленники написали про срок в 10 минут. Пока испуганный клиент судорожно перебирает в уме возможные причины списания (непогашенный кредит? недоимка по налогам? долг по алиментам?), 600 секунд истекли. И тут раздается уже обычный телефонный звонок. Опять же с номера, похожего на номер технической поддержки Сбербанка. Вежливый мужской или женский голос представляется специалистом службы безопасности Сбербанка и уведомляет, что технические специалисты зафиксировали подозрительную активность в отношении карточного счёта клиента. Угроза вовремя установлена и обезврежена, но для пущей безопасности необходимо провести сверку реквизитов карты. Просят назвать её 16-значный номер, дату истечения срока действия и… CVV-код на оборотной стороне. Доверяя якобы «службе техподдержки» старейшего банка страны, клиенты добровольно выкладывают данные своей карты и теряют деньги.
Что делать, если мошенникам все же удалось получить с вас деньги?
Самый простой совет — не паниковать при получении смс и звонков. Вывести вас из равновесия и заставить принимать неадекватные решения – одна из целей злоумышленников. Помните, что настоящая техподдержка никогда не станет первой требовать от вас каких-либо действий (отправка смс, ответный звонок и т.д.). Она может лишь сообщить о неисправности, технических работах, изменении тарифа, поздравить с днем рождения или 8 Марта.
Звонки от специалистов Сбербанка клиентам тоже достаточно редки. При обнаружении подозрительной активности по счёту карты, скорее всего, её просто заблокируют в автоматическом режиме. Могут прислать смс с предложением обратиться в офис. В любом случае техподдержка никогда не станет выяснять у вас номер карты – она его и так видит.
Как безопасно платить кредитной картой в интернете?
Интернет-торговля с каждым днём становится все популярнее, и это не удивительно — удобно совершать покупки дома, сидя на диване. А как в большинстве случаев оплачиваются интернет-покупки? Правильно, с помощью банковской карты. Это очень просто – достаточно ввести при оплате заказа на сайте номер карты, фамилию и имя держателя, срок действия карты и код безопасности CVC2/ CVV2. И всё, покупка оплачена! Но данный способ оплаты наряду с неоспоримыми удобствами таит и опасности – без соблюдения необходимой осторожности данные вашей карты могут попасть в руки мошенников. Зная основные правила безопасности при оплате товаров и услуг через интернет, вы сможете уберечь свои деньги от мошенников.
Прежде всего, крайне не рекомендуется оплачивать покупки с чужих компьютеров. Используйте для этого только свой личный компьютер. Это позволит сохранить конфиденциальность ваших персональных данных и информацию о карте.
Для совершения покупок используйте только проверенные сайты и интернет-магазины!!!!!
Используйте специальные инструменты
Уже давно придуманы виртуальные банковские карты. Они позволяют полностью обезопасить ваш интернет-шопинг. Такая карта может быть пополнена ровно на ту сумму, которая необходима для совершения покупки. И если даже данные такой карты попадут к мошенникам, то снять деньги они с неё не смогут. Оплачивать покупки вы с легкостью можете и со своего электронного кошелька, например, Webmoney, Яндекс.Деньги или Qiwi. Это также гораздо безопаснее. Если сайт предлагает оплату через PayPal, выбирайте и этот вариант — во-первых, данные вашей карты не будут оглашаться, во-вторых, в случае разногласий с продавцом вы сможете открыть диспут и вернуть деньги. PayPal особенно пригодится для зарубежного шопинга и для покупок на eBay.
Всегда помните, что «береженого Бог бережет». Не вводите ПИН-код вашей карты на сайте, если эта информация не нужна для совершения покупок.
Подтверждением платежа является ввод кода безопасности карты CVC2 /CVV2 – это 3 или 4 цифры, нанесенные на оборотной стороне вашей карты. Если на счету вашей карты большая сумма денег, воздержитесь от покупок по ней или установите ежедневный лимит на совершение операций. Это можно сделать в Интернет-банке или обратившись в отделение его офиса.
Подключите услугу смс-информирования. Она позволит контролировать все операции по карте в режиме онлайн. Конечно, в большинстве случаев за смс-информирование необходимо будет вносить ежемесячную плату в размере 30 – 60 рублей, но, поверьте, спокойствие того стоит.
Проверяйте итоговую сумму в корзине. Интернет-магазины могут по-умолчанию выбирать самый дорогой способ доставки, дополнительную страховку или расширенную гарантию.
Следуйте этим простым правилам и покупайте безопасно!
Необходимую консультацию или помощь вы всегда можете получить у сотрудника полиции по раскрытию преступлений, связанных с использованием высоких компьютерных и мобильных технологий- оперуполномоченного уголовного розыска МО МВД России «Родниковский» старшего лейтенанта полиции Гусева И.М.