Тайны села Бортницы. Часть 3. Аркадий Бобров

2
239

Аркадий Васильевич Бобров был очень набожным человеком, ратовал за сохранение храма и села. Вместе с братом Геннадием Аркадий решил рядом с отцовским домом поставить новый дом. Они выписали лес и сами построили дом точно такой, как у отца Василия, только без ворот и навесов. Купили новую мебель: столы, стулья, кровать. Аркадий увлекся пчеловодством так, что выписывал через Посылторг матки разных пород.
Так, у кавказских пчел был длинный хоботок. Они могли собирать пыльцу и нектар с любого цветка. Когда вокруг Бортниц поля были засеяны клевером, Аркадий собирал по тонне меда в год. Племянница Любовь не раз приезжала с семьей к старому дяде, чтобы помочь качать вручную мед. Это достаточно трудоемкий и долгий процесс. Еще при жизни Аркадий построил добротную баньку, поставил крепкие столбы и обнес земельный участок частоколом, сделал новые современные ульи для зимовки пчел на улице. После смерти Аркадия осталось 23 улья. Раньше, когда у Аркадия Васильевича были силы, их было гораздо больше. И сегодня Любовь может квалифицированно ответить на любой вопрос по пчеловодству. Ведь она сохранила все труды прошлых поколений и вот уже 10 лет продолжает дело предков по содержанию пчел и сохранению пасеки в Бортницах.


Всю свою сознательную жизнь с 30-х годов Аркадий Васильевич вел дневники. Записи он делал три раза в день: утром измерял температуру воздуха, ветер и осадки. У бани он повесил термометр, смастерил флюгер, повесил баночку под осадки, делал сам замеры и заносил показания в дневник на протяжении всей жизни. Все его дневники племянница бережно хранит в чемодане, как память об этом святом человеке.
Из записей в дневниках достоверно известно, что храм закрыли в 1961 году, когда взорвали звонницу. Аркадий писал: «Ушел в лес, чтобы не видеть этого святотатства». Храм грабили все желающие. Одна из ценных икон попала к учителю начальных классов, который отобрал ее у маленьких детей. После разграбления храма дети приставили иконку к ограде и забрасывали ее камнями. Иконка была, видимо, с окладом и следы вмятин от драгоценных камней остались на ее лицевом фоне. Сзади на иконе была надпись «Дар Бортницкой церкви от князя Артемия Волынского». У кого теперь хранится эта иконка-дар – неизвестно. Усадьба Артемия Петровича Волынского, видного политического деятеля времени царствования Петра I и Анны Иоанновны располагается примерно в 10 километрах по прямой от села Бортницы. Князья Волынские на стыке XVII–XVIII веков владели имением в местечке Батыево и многочисленными землями в округе. Не зря просторные земли на этом направлении крестьяне соседних сел называли в то время Волынским полем.
Благодаря знатным российским фамилиям на родниковской земле построено немало храмов. При разрушении части храмов в Родниковском районе многие ценные иконы были сданы по описи в храм села Филисово. Сколько было вынесено мытарств, чтобы возвратить в Успенский храм конфискованные иконы! Аркадий нашел в архиве этот перечень и к неудовольствию служителей храма в Филисове забрал все имущество своей церкви. В начале 90-х была создана община прихода. Цинковое железо на крышу и купола храма Аркадий купил на свои родовые сбережения. Железо было настолько качественное и толстое, что кровельщики ругали старосту из-за трудностей соединения листов кровли. Простоит она теперь еще 100 лет. Побеленный храм сразу заиграл на зелени листвы и просторов полей. В честь святой великомученицы Екатерины была отделана зимняя церковь с отоплением. Теперь она чистая, убранная, светлая. Здесь не сохранилось фресок. Еще в советское время Аркадий провел в храм электричество от колхозной фермы. С ее разрушением храм остался без света. В селе сохранился щитовой дом, который колхоз поставил для доярок. Аркадий выкупил дом для церковных нужд.
Любовь нашла тетрадь, в которой по датам записано, сколько заплачено рабочим за ремонтные работы в храме из личных средств рода Бобровых. На летнюю церковь с фресками этих денежных средств уже не хватило. Сохранились даже записи расчета с батюшкой за проведение служб из личных средств Аркадия. Многие жители окрестных деревень оказали в то время посильную денежную поддержку храму. Приход в селе небольшой, но службы проходят 1-2 раза в месяц и реже в зимний период.
Вокруг храма староста сам поставил деревянную ограду, поскольку каменная была разрушена в советское время, постоянно косил траву, приводил храм в порядок вместе со служителями церкви. Он содержал практически 3 дома, оформлял все церковные документы, частенько оплачивая в городе расходы из своих средств. Аркадий трудился и в глубокой старости, не покладая рук. 20 лет он содержал двух коров, пока одна случайно не погибла. Будучи уже достаточно пожилым старцем, староста запасал дрова для дома батюшки, храма и своего очага. Летом он готовил старые упавшие стволы для вывоза из леса, обрубал и убирал сучья, а зимой возил дрова из леса на больших деревянных санях, впрягаясь в них вместо лошади. Он укладывал по 4 бревна в сани и тащил их по снежному полю. Затем колол дрова и выкладывал поленницы у дома священника и в храме. И лишь потом заботился о себе.

Аркадий, практически как настоящий лесник, переживал о лесе и очищал его от завалов. То, что Аркадий жил очень скромно, говорит и его одежда на фото. Он варил в печи в чугунках каши, которых хватало ему в зимний период на несколько дней. В доме хранил картофель, овощи с огорода, которые использовал свежими и варил в долгие зимние дни, сам доил корову, сам делал творог и простоквашу. А еще собирал терновник и яблоки в огородах на местах заброшенных и утраченных домов, сушил лесную калину и рябину. Аркадий не использовал чай, он пил только воду из родника или заваривал в ней собранные сушеные ягоды. Поддерживать здоровье помогал ему свой мед, который он собирал летом. Мед был тоже источником дохода и очень славился среди селян своим качеством и вкусом, но труд по уходу за пчелами стоил куда дороже всех полученных денег. Аркадий сам копал огород, сажал огурцы, капусту и помидоры, солил их на зиму. Все лето он готовил корове сено, сушил его, скирдовал и укладывал во дворе на сеновале. Племянница с семьей помогала заполнить сеновал на зиму, приезжала постоянно раз в неделю, зимой, конечно, реже, снабжая Аркадия самыми необходимыми продуктами из магазина: хлеб, песок, масло, соль, пшено, горох, помогала продать мед, купить нужные в хозяйстве товары, а летом приезжала, что побольше накосить сена для коровы, привести в порядок огород и дом. Зимой Аркадий сам торил тропку в Никониху в магазин за хлебом. Как-то раз он пришел в магазин, а хлеб уже разобрали. Он только вздохнул и сказал, что придет завтра. И это в мороз, снегопад и пургу! Как настоящий верующий, Аркадий вел аскетичный образ жизни, мало требовал для себя, помогал людям в трудную минуту, никого никогда не бранил, ни на кого не таил обиду, лишь много трудился и молился.
В храм села Бортницы воры залезали семь раз, безжалостно ломая старые кованые двери. Аркадий Васильевич ремонтировал и реставрировал двери каждый раз сам, чтобы запереть храм на ночь. Все древние, намоленные, возвращенные в храм иконы были украдены. Среди воров были и местные жители. Однажды воры пришли к А. Боброву в дом в поисках денег, икон и золота, пробили монтажкой церковному старосте голову, ей же сломали ему ребра, привязали к кровати, забрали выручку с храма, пенсию, а в горнице разломали все заготовки воска в поисках наживы. Работая на пасеке, Аркадий оставлял ключ от дома на окошке бани. Он видел, кто приходил грабить дом даже днем, но не смог догнать местного вора. В милицию староста никогда не обращался, если крали его личные вещи, кроме церковного имущества. Он считал, что каждого грабителя постигнет Божья кара. Так оно и вышло: те, кто постоянно клянчил и с угрозами отнимал у деда пенсию на выпивку, ушли разными страшными путями в иной мир. Аркадий Васильевич никогда не жаловался племяннице, что за три года до смерти молодые местные парни постоянно вымогали у него деньги самым бессовестным образом. Рассказали об этих фактах ей селяне, служители храма и работники сельского магазина. Однажды группа мужчин из Никонихи направилась вечером в дом Боброва в Бортницы. Любовь приехала, чтобы лично убедиться, что на старика оказывают давление посторонние люди. Факт подтвердился. Наглец вернул лишь крошечную часть из всех неоднократно взятых денежных средств. Но, вероятно, после этого случая старику пригрозили, и он стал уходить в лес от вымогателей. Скорее всего эта нерешенная проблема ускорила смерть пожилого человека.
2008 год был годом сплошных летних дождей. А еще это был год страшных событий для рода Бобровых. В июле больной старший брат Геннадий потерялся в Родниках. Он был очень дружен с Аркадием и назвал таксисту не домашний адрес, а попросил отвезти его в Бортницы. Таксист не довез Геннадия до села. Он высадил его под дождем на размытой водой дороге и показал пенсионеру через поле на купола храма. Геннадий не пошел по дороге, а направился в село по вспаханному полю. Он застрял в низине и за ночь застыл в вязком месте почти на краю деревни. Это было 29 июля 2008 года.
На похоронах брата Аркадий попросил Любовь помочь обкосить пасеку. Племянница купила ему современную косу, но из-за дождей не смогла выехать в Бортницы на протяжении двух недель. 13 августа Любовь все-таки проехала в село, но дом оказался заперт. Не появился Аркадий и к вечеру. Любовь заглянула в коровник, и увидела там тощую буренку, еле стоявшую на ногах от голода. Видно было, что ее не выпасали и не кормили все эти две недели. Дом открыли и по дневникам Любовь обнаружила, что последняя запись была сделана 5 августа, после поминок девятого дня брата Геннадия. Она сразу обратилась в милицию. Нашли Аркадия Васильевича грибники. Он сидел у столба на высоковольтной линии, прикрытый срубленной березкой от дождя. Следов насилия не было. Аркадий не мог заблудиться, он знал каждый куст в лесу. Причина смерти осталась загадкой.
Возможно, Аркадий тяжело переживал в себе уход из жизни брата, с которым был так близок последнее время. Сердце последнего старосты села Бортницы не выдержало такого испытания. Отпели Аркадия в храме, который он так любил и берег всю свою жизнь!
Племянница не забросила дела дяди Аркадия. Она привела в порядок дом и пасеку, поддерживает чистоту в храме, а самое главное — решила вопрос о подъездных путях к Бортницам. Еще в начале XIX века село Бортницы принадлежало помещику Г.В. Карцеву, после революции вошло в состав Болотновского сельсовета, затем в селе создали сельскохозяйственную артель «Победа», а позднее организовали колхоз. Раньше в Бортницах было два порядка домов (90 дворов), один из них был за рекой, работали начальная школа, магазин с хранилищем, кузня, конный двор и большая ферма. В 1951 колхоз «Победа» присоединили к колхозу «Возрождение». Центральной усадьбой колхоза считалась в то время Котиха, так как к ней был хороший подъезд. А вот настоящей дороги до Бортниц так и не проложили до сего времени. Дорога проходит по полю и увязнуть на нем в непогоду легко.
Только в 2017 году, благодаря постоянным хлопотам Л. Решевой в разных инстанциях Ивановской области, был построен железобетонный мост через Паршу за 16 млн. рублей. Любовь собрала подписи с трех деревень и отправила письмо президенту В.В. Путину.
В 2016 году была выделена федеральная субсидия, и к новому, 2017 году, мост был готов! Беда еще в том, что дорога в Бортницы пролегает через поля колхоза и три дола. Провести дорогу через колхозные земли немыслимо дорого и проблематично. Ручьи (бывшие большие речки) размывают временную дорогу в каждое половодье. В двух ручьях проложены трубы, и там можно проехать. Третий ручей был благоустроен прошлый год, вновь благодаря хлопотам Л. Решевой, помощи администрации Парского сельского поселения (завезли щебень), председателя СПК «Возрождение» (приобретение и укладка труб), сбору селян, прихожан и служителей храма (на подсыпку боем кирпича на переезде через трубы). Показателен тот факт, что люди отзываются на хорошие дела. Даже из Санкт-Петербурга сын учительницы Блюдовой Валентины Ивановны из Бортниц прислал пенсию на подсыпку ям дороги до села Бортницы. 4 тысячи прислал отец Андрей из Иванова, прослуживший в храме при Аркадии Боброве 20 лет, 5 тысяч дал внук матушки Иоанны. Помогла церковь и сами селяне соседних деревень. Так с Божией помощью было сделано важное и полезное дело.
Сегодня приход храма Бортниц присоединен к приходу Парского храма, и батюшка теперь один на два храма.
Продолжение следует…
Л. Котова

2 КОММЕНТАРИИ

  1. Прочитала с большим удовольствием,очень интересно,много исторических фактов,спасибо за статью.

  2. Моя вся семья из Бортниц.Очень интересная статья и какая молодец Любовь Решетова,все взяла в свои руки, и в результате в Бортницах сейчас действует очень красивый храм.В детстве мы из ,Родников на велосипедах ездили в гости в село к своим родственникам и хотелось бы сейчас вернуться туда хоть на миг.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here