После открытия храма в селе сменилось три священника. Первым настоятелем открывшегося вновь храма стал отец Моисей. Вместе с ним приехал молодой прислужник Андрей, который позднее стал священником и начал проводить службы в храме.
Аркадий купил на свои деньги у колхоза щитовой дом для батюшки, чтобы обустроить его быт. В этом доме шли первые молебны, пока храм готовился к своему открытию. Зимой, из-за экономии дров в храме, службы также проходили в доме священника. Отец Моисей был очень строгим. Он обходил сам дома и предупреждал, во сколько будет служба. Женщины откладывали все дела, так как опоздания не допускались. Женский хор в четыре голоса с подпеванием прихожан очень красиво звучал в храме.
Помогала отцу Моисею матушка Иоанна. Она служила псаломщицей при храме почти 20 лет, ходила сгорбленная с палочкой, обихаживала и храм, и дом священника, и огород. Прихожане знали ее как монахиню Арсению, позднее принявшую схиму. Схимомонахиню Иоанну (это имя было взято от первой церкви в честь Иоанна Богослова) любили и почитали во многих приходах Родниковского благочиния, где матушка не раз читала наизусть Псалтыри и пела молитвы.
Судьба этой верующей женщины потрясает своим смирением и невыносимыми тяготами. Вот какую необыкновенную историю о матушке Иоанне рассказал нам в поездке по святым местам отец Алексей: «С 1989 года по 2001 год в селе Бортницы проживала монахиня Арсения, а потом Иоанна (в честь Иоанна Богослова).
Монахиня Иоанна была удивительным человеком. С 16 лет она не ела мяса, а монашество приняла в зрелом возрасте, после того, как вышла замуж, родила сына. У нее был богатый опыт в жизни. Люди приходили и приезжали к старице за советом с Родников и всего района. Вечерние богослужения начинаются с 18 часов и идут до 22 и даже до 24 часов. Отец Андрей в храме не пропускал имена всех святых, которых нужно было помянуть в данный день, читались все каноны, поэтому службы продолжались долго и шли по полной программе. Когда отец Андрей уезжал и службы не было, матушка Иоанна сама вычитывала все ночами: и вечерню, и утреню, и часы. Она выпевала все молитвы всем святым. «Если православные полюбят молитвы, как любили их сами святые, то остальное приложится», — так считает батюшка.
Матушка Иоанна была очень смиренным человеком. Еще во Владимирской области она часто слушала в храме, как поют певчие. Дожила матушка Иоанна почти до 90 лет и знала все гласы: стихирный, тропарный, восклицания и другие.
Однажды в 30-е всех активных служителей церкви арестовали прямо в храме. Это было похоже на чей-то заведомый донос. На допросе следователь спросил матушку, не проклинает ли она его. Матушка ответила, что молится за него, чтобы ей снизили срок. Его ответ был таков: «Минимально могу снизить только до пяти лет».
Матушку сослали в Сибирь и дали пять лет лагерей. Ехали в Сибирь в холодных неотапливаемых вагонах поздней осенью вместе с зеками. Православные были в ужасе от ругани и матерщины осужденных, боялись пошелохнуться, чтобы не вызвать ярость уголовников. Матушка только молилась. Однажды, чтобы не допустить драки, матушка предложила рассказывать арестантам истории. Это были житейские истории из Ветхого завета без имен. Благодаря этим историям главная паханша не только не трогала верующих, но и кормила их своим пайком. Она так прониклась доверием к матушке Иоанне, что просила сама каждый день рассказывать новые истории.
Пять лет были тяжелым испытанием. Однажды матушка Иоанна пошла в лес собирать ягоды. К ней выбежали медвежата и стали играться. Потом появилась медведица. Только благодаря молитвам, матушка осталась жива при этой опасной встрече. Медведица с медвежатами спокойно удалилась в тайгу. Женщина не рассказывала позднее о своей жизни в ссылке и считала, что раз Господь дал такой крест — отсидеть пять лет в лагерях, значит, так надо.
После возвращения из одной ссылки ее через некоторое время арестовали во второй раз вместе с маленьким сыном. Их повезли во Владимирский централ на черном «воронке». Мальчик так плакал и кричал в машине, что следователь не выдержал, остановил машину и высадил мать с ребенком. Написал ей расписку, что она свободна и вычеркнул фамилию из списков. Впоследствии этот единственный сын матушки Иоанны стал атеистом, а она всю жизнь молилась за него.
Сын уехал в Питер, а матушка посвятила себя Богу. У сына родился внук Дмитрий, который стал последователем матушки Иоанны и воплотил в себе все ее добрые черты и вселенскую любовь. Он часто приезжал к ней в Бортницы. Матушка научила его церковному чтению и пению. Даже если внук был слегка уставшим с дороги, в первую очередь они сначала благодарили вместе Николая Угодника за благополучный приезд в родной дом, читая акафист святителю и Божией Матери. Со своим другом Дмитрий читал и акафист св. Екатерине, престол которой был в храме.
Матушка рассказывала верующим много интересных историй. И вот одна из них. «В Кольчугине Владимирской области девушка готовилась к свадьбе. Шила сама себе платье, подшивала его и проглотила иголку. Вместо свадьбы — похороны. Обрядили девушку во все свадебное, как невесту. Одели обручальное кольцо, золотые серьги, хотя свадьба не состоялась, и похоронили. Это заметил неблагонадежный человек, который решил осквернить ночью могилу. Он решил снять кольцо, но палец невесты слегка раздуло и кольцо не снималось. Он дергал руку с таким усилием, что руки девушки разошлись в стороны, невеста села в гробу и по грабителю быстро выбежала наверх. Оказалось, что у девушки от случая с иголкой случился летаргический сон. Вор растормошил тело, девушка проснулась, пришла в себя и выбралась из могилы. А у вора случился разрыв сердца. Матушка услышала эту историю от женщины-прихожанки о ее дочери.
За всю свою долгую жизнь матушка Иоанна никого ни разу не осудила. Даже о пьянице, еле идущим по дороге, она говорила просто: «Да, винцо-то любит». Назвать человека пьяницей, значит, осудить его. А это уже только Божье дело!
Служила она при храме до 85 лет.
Позднее матушка Иоанна поселилась в женском монастыре в Дунилове. Там она и встретила свой последний час в молитве и святости. По другим сведениям матушка Иоанна провела в сталинских лагерях один год на севере и три года на Дальнем Востоке. В любом случае для женщины это было тяжелейшим испытанием.
Вместе с монахиней Иоанной на клиросе пела монахиня Христина.
Верующие знали ее как Эсфирь Васильевну Сосенкову. Женщины сделали очень много для поддержания богослужений в Бортницком храме. Еще восемь лет вместе с ними жила в Бортницах молодая послушница Галина (ныне матушка Конкордия). В это лето она гостила в селе два дня, молилась и помогала наводить порядок в храме. Сегодня послушница Галина служит в монастыре в Дивееве.
В 1991 году отец Моисей ушел в Николо-Шартомский монастырь, и настоятелем храма в те годы стал иеромонах Никодим (Зыков). В 2006 году в селе оставалось всего четыре жителя из восьми домов. Затем долгие годы настоятелем этого храма был Андрей Егоров. Сегодня его красивые фоторепортажи можно найти на его станичке в соцсетях, а видео — на канале «Барс».
После смерти Аркадия Боброва настоятель покинул храм. Через неделю после смерти последнего старосты храма из рода Бобровых в Бортницы пришел служить из шуйского монастыря иеромонах Антоний, который уверял, что в храме служил брат маршала Василевского. Он писал на сайте в своем обращении к братьям и сестрам: «Транспортная и пешеходная доступность от храма — 8 км. Предпоследнего жителя села я отпел в декабре, а последнюю жительницу забрали родственники в январе.»
Ранее священник жил рядом с храмом в селе Бортницы, затем перешел в соседнюю деревню. Он обратился к верующим через интернет с просьбой «помочь купить ему дом в Бортницах для служения в храме, для постройки навеса для дров, для замены старых окон на новые теплые, старых входных дверей в зимний придел на новые теплые, и с другими просьбами, связанными с ремонтом и содержанием храма». И небольшие суммы, действительно, поступали для храма. Пошли ли они на дело – неизвестно. Служил иеромонах Антоний в храме 5 лет, уважением прихожан не пользовался за свои вредные привычки. Вскоре он был снят с должности по жалобам посетителей храма, сам храм был передан в ведение священника из Парского.
В прошлом году в день празднования памяти великомученицы Екатерины благочинный Родниковского округа протоиерей Андрей Ефанов служил Божественную литургию в храме села Бортницы.В престольный праздник в храм прибыли жители окрестных деревень и паломники. Отец благочинный поздравил настоятеля храма — иеромонаха Протолеона (Белозерцева) и прихожан с праздником и в проповеди говорил о необходимости исполнения заповедей Бога, тогда жизненный путь становится путем спасения, чему пример — святая великомученица Екатерина.
Летний престольный праздник Успения Пресвятой Богородицы теперь проходит в чисто убранной летней церкви 28 августа. Именно здесь сохранилась главная фреска — Успение Пресвятой Богородицы. Возможно, найдутся спонсоры, и когда-нибудь у храма появится новая звонница с колоколами. Тогда серебряные переливы вновь зазвучат и расплывутся по волынским полям и лугам, радуя души тех, кто радел и радеет за процветание храма в глубинке Родниковского района.
Л. Котова
Очень интересно,в Борницах жили наши дедушка,бабушка,мама,спасибо за статью