115 лет тому назад в Нижегородской губернии родился легендарный советский лётчик-испытатель, совершивший первый в мире беспосадочный перелёт через Северный полюс, любимец миллионов граждан СССР и личный друг И.В. Сталина, Герой Советского Союза Валерий Чкалов, проживший на свете всего 34 года.
Валерий Павлович Чкалов родился 20 января (2 февраля) 1904 года в селе Василёво Балахнинского уезда Нижегородской губернии (ныне — город Чкаловск Нижегородской области) в семье рабочего и домохозяйки.
В 1916 году окончил начальную школу и поступил в Череповецкое техническое училище, однако в 1918 году училище было закрыто. Валерий вернулся домой и стал работать с отцом подручным молотобойца, а затем кочегаром на речном пароходе.
В 1919 году Чкалов впервые увидел самолёт и, загоревшись мечтой об авиации, в возрасте 15 лет вступив добровольцем в Красную Армию, начал работать учеником слесаря-сборщика военных самолётов в Нижнем Новгороде.
В 1921 году Валерий поступил в Егорьевскую военно-теоретическую школу ВВС, а после её окончания в 1922 году был направлен на дальнейшую учёбу в Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков, где совершил свой первый самостоятельный полёт на самолёте Avro 504.
В 1923-1924 годах Чкалов завершил своё «авиаобразование» прохождением курса в Московской военно-авиационной школе высшего пилотажа, где осваивал боевые самолёты-истребители — английский Martinsyde и немецкий Junkers, и в Серпуховской высшей авиационной школе стрельбы, бомбометания и воздушного боя.
* * * * *
В июне 1924 года военный лётчик-истребитель Чкалов был направлен для прохождения службы в Ленинградскую краснознамённую истребительную авиаэскадрилью имени П.Н. Нестерова.
И вот тут проявился его дерзкий, смелый и «рисковый» характер, за что Валерий получал взыскания и неоднократно отстранялся от полётов. Широко известен случай, когда Чкалов пролетел под Троицким мостом в Ленинграде.
В 1926-1928 г.г. Чкалов служил в г. Гатчина Ленинградской области, а затем был переведён в Брянск. Здесь он совершил аварию, был обвинён в воздушном «лихачестве», нарушениях дисциплины и осуждён военным трибуналом за «злоупотребление властью» на один год лишения свободы с увольнением из Красной Армии. Однако, по личному ходатайству наркома обороны и председателя Реввоенсовета СССР К.Е. Ворошилова, менее чем через месяц наказание было заменено на условное.
* * * * *
Будучи в запасе, в 1929-1930 г.г. Чкалов работал в Ленинградском Осоавиахиме (сейчас ДОСААФ), где руководил школой планеристов и был лётчиком-инструктором.
В ноябре 1930 года Чкалов был восстановлен в армии и направлен на работу в московский Научно-исследовательский институт ВВС РККА. За два года работы в НИИ он совершил более 800 испытательных полётов, освоив технику пилотирования 30 типов самолётов.
В 1933 году Валерий Чкалов был переведён лётчиком-испытателем Московского авиационного завода №39 имени Менжинского. Здесь участвовал в испытаниях новейших на то время истребителей И-15 и И-16, тяжёлых бомбардировщиков «ТБ-1», «ТБ-3». В это же время Валерий Павлович стал широко известен как автор новых фигур высшего пилотажа — «восходящего штопора» и «замедленной бочки». 5 мая 1935 года за успешное испытание новых образцов военной авиатехники Валерий Чкалов был награждён высшей наградой СССР — орденом Ленина.
* * * * *
Осенью 1935 года лётчик Г.Ф. Байдуков предложил Чкалову организовать рекордный перелёт из СССР в США через Северный полюс и возглавить экипаж самолёта. Весной 1936 года Чкалов, Байдуков и А.В. Беляков обратились в правительство с предложением провести такой перелёт, но И.В. Сталин указал другой план маршрута: Москва — Петропавловск-Камчатский.
Перелёт экипажа Чкалова из Москвы на Дальний Восток стартовал 20 июля 1936 года на самолёте АНТ-25 и продолжался 56 часов до посадки на острове Удд в Охотском море. Общая протяжённость беспосадочного рекордного маршрута составила 9 375 километров. На борт самолёта была нанесена надпись «Сталинский маршрут», сохранённая и при следующем перелёте — через Северный полюс в Америку.
За перелёт на Дальний Восток весь экипаж был удостоен звания Героев Советского Союза с вручением ордена Ленина.
10 августа 1936 года И.В. Сталин лично приехал на Щёлковский аэродром встречать возвратившийся самолёт. С этого момента Чкалов приобрёл всенародную известность в СССР.
* * * * *
Однако, несмотря на этот успех, Чкалов продолжал добиваться разрешения на осуществление своей главной мечты — перелёт в США через Северный полюс.
В мае 1937 года разрешение было получено. Старт самолёта АНТ-25 состоялся 18 июня. Полёт проходил в значительно более сложных условиях, чем предыдущий (отсутствие видимости, обледенение и т.д.), но 20 июня самолёт совершил благополучную посадку в городе Ванкувер, штат Вашингтон, США. Протяжённость перелёта составила 8 504 километра.
За этот перелёт весь экипаж (Чкалов, Байдуков, Беляков) был награждён орденами Красного Знамени.
* * * * *
Любопытно, что, несмотря на всесоюзную известность и будучи одним из символов СССР и советского человека, Чкалов почти до конца жизни оставался беспартийным и вступил в ВКП(б) только в 1936 году, после первого рекордного перелёта. А в декабре 1937 года В.П. Чкалов был избран депутатом Верховного Совета СССР от Горьковской области и Чувашской АССР. Тогда же, по просьбе жителей Василёва, их посёлок был переименован в Чкаловск.
Последнее воинское звание Чкалова — комбриг (по современным меркам — среднее между полковником и генерал-майором).
* * * * *
С 1927 года и до конца жизни В.П. Чкалов был женат на ленинградской учительнице О.Э. Ореховой. У них было трое детей — сын Игорь, дочь Валерия и дочь Ольга, которая родилась в 1939 году, уже после гибели своего отца.
* * * * *
Валерий Павлович Чкалов погиб 15 декабря 1938 года при проведении первого испытательного полёта нового истребителя И-180 в Подмосковье, на Ходынском поле. Сам полёт прошёл нормально, но при заходе на посадку двигатель самолёта неожиданно заглох. Чкалов до последнего момента управлял машиной и пытался сесть, но самолёт зацепился за электропровода и врезался в землю. Чкалова выбросило из кабины, и от полученных травм через два часа он скончался.
Причиной аварии считаются большое количество неисправностей в новом самолёте, спешка и плохая организация при его подготовке к полёту, а также неблагоприятные погодные условия (25-градусный мороз).
Похоронен Валерий Чкалов в Москве, в Кремлёвской стене.
* * * * *
Имя Чкалова до сих пор носят 1 778 проспектов, улиц и переулков в России и за рубежом, а также три станции метро, железнодорожная станция, аэропорт и многие другие объекты и населённые пункты. С 1938 по 1957 год Чкаловской называлась Оренбургская область.
* * * * *
По воспоминаниям современников, любимым девизом Чкалова был такой: «Если быть, то быть первым».
* * * * *
Также широко известен диалог В.П. Чкалова с американским корреспондентом после перелёта в 1937 году в США:
— Вы богаты?
— Да, очень богат.
— В чем выражается Ваше богатство?
— У меня 170 миллионов.
— Рублей или долларов?
— 170 миллионов человек, которые работают на меня, так же, как и я работаю на них.
М. Сметанин