Чтобы помнили! История рода Калинкиных

0
278

Какая интересная наука — история, особенно история «живая». Беседуешь с людьми и открываешь такой клад информации,
который не найдешь ни в одном учебнике и архиве. Обыватель привык верить тому, что ему внушалось годами, преподносилось в печати, по радио и по телевидению как истина. Сегодня народ уже стал другим. Он не доверяет безоговорочно пустым обещаниям, рассуждениям, преподносимым с удобной стороны властьимущими. Как только люди начинают думать, искать информацию в интернете, архивах, беседовать с первоисточниками — правда сама раскрывает свои страницы.

Сегодня вы познакомитесь с еще одним знаменитым родом Родниковского района — Калинкиными. Именно в честь одного из его представителей была названа маленькая улица Калинкинская в самом сердце нашего города, расположенная между домами в мкр. Шагова.
Рассказал историю своего рода Юрий Тимофеевич Калинкин — известный и неординарный человек, инженер и рационализатор бывшего комбината «Большевик». А начнем рассказ с далекого прошлого.
Дед Юрия, Матвей Максимович Калинкин (1874 г.р.) жил в деревне Борщево в крайнем доме к селу Родники. В Борщеве на тот период было больше 50 домов. В 1894 году Матвея взяли в царскую армию, в которой он отслужил 18 лет. В 1912 году он демобилизовался и лихим кавалеристом с высшим окладом прибыл в деревню. Вернулся Матвей в чине капрала, унтер-офицером.
На Первую мировую войну его не взяли, но он готовил и поставлял лошадей, которых растил и очень любил. В 1916 году ему представилась возможность стать полицейским урядником села Родники, но брат Иван его отговорил, нарисовав печальную перспективу в преддверии революции. Повешенным прилюдно Матвею быть не хотелось. Поэтому служить в полицию он не пошел, ни с кем не делился подробностями своей службы в царской армии, а вот революционеров и участников маевок, которых искали конные урядники с нагайками, скрывал у себя в доме. Такие разные между собой по идеологическим соображениям братья были очень дружны, никогда не ссорились и предупреждали друг друга об опасности.
Дед Матвей прожил 73 года, похоронив жену в 1943-м, и умер в 1947 году. Он много рассказывал внуку Юрию о своем любимом брате. Его знаменитый младший брат, Иван Максимович Калинкин (1876 г.р.), революционер, большевик, в честь которого названа улица Калинкинская, жил в этой же деревне чуть поодаль. Ткацкий мастеровой, на фабрике Красильщиковых он пользовался огромным авторитетом среди рабочих и был избран ими депутатом в 5-ю Государственную Думу, но прошел в Думу не он, а Н.Р. Шагов. Иван вернулся из центра настоящим революционером. Он вместе с М. Фрунзе готовил боевые рабочие отряды к будущему революционному сражению для свержения царизма. Михаил Фрунзе часто бывал в Борщеве в доме у Ивана Калинкина.
Иван помог сыну Матвея, Тимофею, поступить учиться в Родниковское училище рядом с Красной больницей. В те годы училище стало школой. Когда Иван умер, мальчика сразу отчислили из школы. Подростку было не понятно, почему так с ним поступили. Помня историю отца Тимофея, Юрий очень долго не вступал в партию, от которой напрямую зависел карьерный рост образованного и перспективного человека. Его математический ум всегда анализировал ситуацию времени. Сегодня партийный билет Юрий Тимофеевич хранит со всеми наградами и благодарностями. Среди коммунистов всегда были люди с чистой совестью и горящими сердцами. Но вернемся ненадолго в прошлое…


Революционер Иван Максимович Калинкин умер 20 марта 1920 года, а Юрий Тимофеевич родился 20 марта 1937 года (20 марта по календарю — это международный день счастья, день Земли, леса и равноденствия).
Держу в своих руках пожелтевшую копию официального некролога из Иваново-Вознесенского ежегодника от 1921 года, в котором об Иване Максимовиче Калинкине написано так: «Иван Максимович Калинкин, ткацкий подмастерье фабрики Красильщиковых работал в партии еще до февраля 1917 года. С момента февральской революции был одним из первых руководителей рабочих, пользуясь средь них популярностью. До июля 1919 года работал на самых ответственных постах. Крестьянин, рабочий, он умел самым простым языком говорить с массами и был незаменим. Участвовал в подавлении Ярославского мятежа. Затем работал по кооперации, борясь с засилием меньшевиков в Кинешемском Союзе кооператоров, с честью выйдя из этой работы. За время борьбы Иван потерял здоровье и был отпущен домой для восстановления здоровья и домашнего хозяйства, но спустя некоторое время, 20 марта 1920 года умер от тифа. Он отдал революции все, что имел: силу, знания, жизнь».


Незадолго до смерти революционера проводили домой с почестями и подарком: плуг с предплужником в хозяйстве всегда был нужен и ценен. Род Калинкиных всегда отличался отменным здоровьем. Физической силы Ивану было не занимать. Как-то на гулянке в деревне подвыпивший юноша стал задирать людей. Иван сорвал с него картуз, приподнял угол бани и заложил туда головной убор. Парень его вытащить не смог и успокоился. Тогда Иван снова свободно достал вещь и отдал пьяному буяну.
По официальной версии И.М. Калинкин умер от тифа, но родственники считают по-другому: революционеру помогли уйти в мир иной, ведь в их семьях никто другой от тифа не умер. Дочь Дуня вспоминала, как однажды Иван пришел с собрания сильно раздраженный, бросил револьверы на кровать и сказал ей почти крылатые слова: «Ну, Дуняша, мы при царе хорошо не живали, а вам и при большевиках не жить».
Перегибы на местах появились сразу после мирной революции в Родниках и бороться с ними Ивану было невмоготу. Раскулачивать практически всех более или менее зажиточных крестьян он не захотел, так как сам вырос в крестьянской семье и рано познал тяжелый крестьянский труд. Это было серьезное расхождение с жесткими указами власти. Иван тяжело переживал бурные споры на собраниях и практически сгорел на революционной работе в свои 44 года. Уже после войны отец Юрия Тимофеевича пытался узнать истину у больного старого большевика Карпова, но тот посоветовал ему не задавать лишних вопросов и не ворошить прошлое. Значит не все было так гладко в первые десятилетия новой власти.
А 31 октября 1925 года при загадочных обстоятельствах после удачной операции на желудке умер друг Ивана Максимовича — М.В. Фрунзе. Есть версия — передозировка наркоза. Но есть и другие, более страшные догадки: политическая борьба к этому времени уже обострилась, соратники Ленина и партии большевиков потихоньку устранялись самыми разными способами. Особо в этом направлении отличился 1925 год. Сталин всегда боялся умных, отважных, решительных и любимых народом большевиков, революционеров старой закалки.
А жизнь продолжалась. Сын Матвея, Тимофей (1906 г.р.) стал хорошим обувщиком-сапожником. Жил в городе Родники на 1-ой Огнестойкой улице. Он работал мастером-технологом в сапожной мастерской. Жена Тимофея была родом из Кутилова. В семье росли трое детей: дочь Валентина 1934 г.р., сын Александр 1935 г.р. и сын Юрий 1937 г.р. Дети не ходили в детский сад — их просто не принимали, так как отец и мать не были работниками комбината. Одно время отец Юрия возглавлял небольшой кожевенный заводик, который в то время находился на месте автозаправки слева по дороге на Иваново. Это был 1946 год. Там семье дали надел земли под картошку, но цыганские кони вытоптали весь урожай. Жаловаться было бесполезно. А год был голодный, семья бедствовала. Когда в семье пекли из толченого зерна лепешки, девятилетнего Юрия отправляли зимой на лыжах к деду Матвею в Борщево с лепешками за пазухой. Дед очень любил Юрия за доброту, исполнительность и любознательность. Родители крестили Юрия тайно в Пархачевской церкви. Батюшка, который провел таинство крещения в 1937 году, был родственником маршала Василевского. Окрестные селяне очень ценили его за то, что он никогда не брал лишнего и помогал людям в горе и радости.
Когда Родниковскому комбинату «Большевик» в 1944 г. был вручен орден Ленина, рабочие получили по 1 кг сливочного масла. Дети на улице гуляли и ели черный хлеб с маслом. Юрий уходил, чтобы не смотреть на это. Голод давал о себе знать.
1-ая Огнестойкая улица была застроена в начале 30-х… Раньше на улицу привозили блоки, чтобы построить каменные, надежные дома, соответствовавшие названию улицы, но война 1941 года забрала мужчин на фронт. Отцу Юрия повезло — на фронт его не взяли, он выполнял важную работу — ремонтировал обувь и валенки с фронта и вновь их отправлял на фронт. Рабочих не хватало. Его учениками были очень юные подростки, за которыми надо было следить, чтобы не допустить брака. Помогал отцу и маленький Юрий. За это мальчика кормили в столовой сапожной мастерской на Павловской улице, в которой работала его мама. Старшие сестра и брат научили мальчика грамоте, поэтому в Аленушкиной школе ему было легко учиться. В военные годы детям давали по 50 граммов драгоценного ржаного хлеба. Учительница разносила хлеб на подносе. Однажды поднос случайно был выбит учеником-непоседой. Школьники собирали хлеб и плакали. Дома детей от голода спасала корова. Юрий рано научился косить, сушить и убирать сено, заботиться о животном.
Сплетение родниковских судеб всегда удивительно. В 4-м классе Юрия учила добрейшая женщина, которую он вспоминает с особым трепетом и любовью — Мария Васильевна Кургузова. Это ее сын геройски погиб при форсировании Днепра в 1943 году. Юрию Павловичу Кургузову посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза. Мария Васильевна сразу отметила талант и музыкальные наклонности своего ученика Юрия Калинкина. На уроках пения мальчик хорошо пел русские народные песни и военные песни тех лет, а учительница задумчиво слушала его со слезами на глазах. Это был 1948 год.
На 1-ой Огнестойкой улице по соседству с Калинкиными стоял знаменитый дом № 22 семьи Волковых. Эта трудолюбивая семья была инициатором строительства у домов укрытий от налетов врага. Выпускник школы Василий Волков, будущий Герой Советского Союза, командир противотанковой батареи, вместе с малышней улицы копал ямы и укрывал блиндаж дерновиной. А в пустой тачке он катал малышей вместе с 4-х летним Юрой. Вскоре его забрали на учебу в военное училище. Лишь в 1946 году Василий Степанович приехал на побывку домой со звездой Героя Советского Союза и множеством других наград, поседевший в свои 20 лет. Вся улица приходила слушать рассказ героя о его фронтовых подвигах. Затем Василий Волков уехал по направлению на учебу в академию им. Фрунзе, успешно закончил ее и был назначен начальником военного училища в Минске.
Продолжение в следующем номере…
Л. Котова

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here