Возраст восемьдесят лет напоминает песочные часы, которые неумолимо отсчитывают дни-песчинки жизни, улетающие безвозвратно в пространство даже без дуновения ветерка. Кого-то это огорчает, однако сам факт того, что человек дожил до такого почетного возраста, должен непременно радовать! Ведь это замечательная возможность наблюдать, как взрослеют и набираются мудрости дети, растут внуки и правнуки, которые заставляют забыть о всех недугах и усмиряют сердечные боли.
Восемьдесят лет — много это или мало? Если, не торопясь, вспоминать год за годом военное детство, прекрасные школьные дни, яркие мгновения жизни в пионерском лагере, напряженную, творческую работу пионервожатой, незабываемые встречи с разными интересными людьми, трудовую деятельность, выполненные задачи, полученные благодарности и награды — то получается, что прожито так много… А с другой стороны, пока у юбилярши по-прежнему молодой задор в глазах, если она, как и прежде, оптимистична, активна и общительна, то 80 лет — это не возраст! Это просто опыт, мудрость, навык решать сложные задачи и привычка брать ответственность на себя. Все эти замечательные качества присущи женщине, о которой мы сегодня хотим рассказать.
Знакомьтесь: Бурова Нина Александровна.
Родилась Нина Александровна 2 августа 1939 года в семье рабочих-текстильщиков Александры Иосиповны и Александра Ивановича Шутовых. Нина не была первенцем, в семье рос уже сын Владимир 1935 г.р., но родители были несказанно рады появлению голубоглазой дочки в милых локонах-кудряшках. В начале Великой Отечественной войны в дружной и работящей семье родился мальчик Женя. Малыш не перенес тяжелых испытаний военного времени и умер младенцем в годы войны.
Позднее Александра Иосиповна рассказывала не раз, как во время войны возила детей по сугробам утром в сад по очереди: сначала младшего, а потом старших детей, боясь опоздать на работу. Детей оставить было не с кем. Муж, Александр Иванович, воевал на фронте. Опоздание на работу в военное время грозило жестким наказанием. Маленькая Ниночка помнит, как тяжело заболел Женя, как умер у мамы на руках, как трудно было с питанием и всегда хотелось есть. Из-за работы мамы по двенадцать часов в день дети, уже немного подрастая, часто оставались дома одни: кроха Нина под присмотром старшего брата Володи. Из еды у них был один холодный вареный картофель, который малыши делили пополам. Александра Иосиповна доверяла старшему сыну получать хлеб по карточкам. Стоять в длинной очереди за хлебом у нее не было ни сил, ни времени. Надо было протопить избу, чтобы дети не замерзли в течение дня одни. Владимир брал с собой сестру Нину, и дошкольники в любую погоду стояли, чтобы принести домой такие желанные кусочки черного ржаного хлеба.
Однажды в очереди Вова обнаружил пропажу карточек. Потеряли ли дети карточки, или, возможно, их просто украли у неопытных малышей, пока они томились в длинной очереди на Павловской улице, уже не выяснить.
Такие истории случались частенько — карманники и воры не дремали даже в то тяжелое время. Людские страдания их не интересовали. Хлебный магазин располагался в то время напротив базара. Маленькая Ниночка растерялась и не знала, что делать — братик плакал в голос, боясь идти домой, но еще тяжелее она переживала вечером безутешные слезы мамы — в семье совсем не осталось еды. Мать с детьми выручили соседи Лосевы — они поделились своим хлебом, который показался детям в этот день самым лучшим пряником. Нина Александровна с малых лет познала в нужде и горе поддержку тех, кто жил и работал рядом. Именно это человеческое качество ценила она потом в людях превыше всего.
После окончания войны, когда вернулся отец, Нина долго к нему привыкала. Ведь она знала его только по фронтовым фото и не помнила в силу своего раннего возраста. Мирная жизнь потихоньку налаживалась. В 1952 году родился еще один брат Слава. Большой семье жить в маленьком доме на улице Фрунзе стало тесно. Родители решили построить свой дом. Место для застройки выделили на Железнодорожных улицах. Стройка пришлась как раз на юность Нины Александровны. Молоденькой девушке хотелось быть красиво одетой. Любая обновка в то время была счастьем и огромной радостью. В семье копили деньги дочке на зимнее пальто, но эти деньги пришлось отдать печнику. До сих пор Нина Александровна не может без слез вспоминать этот жизненный момент утраты своей несбывшейся мечты.
Рядом с семьей Шутовых активно строились соседи, к которым однажды приехал из деревни для трудоустройства на комбинат племянник Юрий Буров. Он сразу заприметил стройную, голубоглазую, в очаровательных локонах, веселую, озорную Ниночку. Парень так влюбился, что уже не представлял свою жизнь без этой девушки. В 1959 молодые сыграли скромную свадьбу.
Общительную пару всегда окружали хорошие друзья. Нина Александровна была очень активной, доброжелательной, искренней, добросердечной. Такой запомнили ее дети, когда она работала пионервожатой на Ворсине. Такой она осталась и в настоящее время. Подруги детства, которых с каждым годом становится все меньше, ее не забывают. Женщины дружат до сих пор и общаются при каждой возможности.
В начале 60-х маленький и уютный город Родники становится огромной строительной площадкой, на которой быстро растет частный сектор и каменные многоэтажки. В 1962 году Юрий решает построить свой дом. Задумано — сделано. И уже в 1965 молодая семья переехали в новый красивый дом. Юрий и Нина работали на комбинате «Большевик». Муж был отличным поммастером ткацкого производства, Нина трудилась рядом в проборном отделе. За работу Нина Александровна получила немало грамот. Одну из них и красивый голубой шарф ей вручили на празднике в День работников текстильной и лёгкой промышленности в старом деревянном Летнем театре в Летнем саду, принадлежавшем в то время комбинату. Необыкновенно нежный подарок Нина берегла все эти годы, так дорога была ей эта награда!
Жить даже в мирное послевоенное время было трудно, да и с деньгами не густо, но жили очень просто и дружно: в общие выходные собирались с соседями на улице, ходили в Летний сад, в сосны. Даже детей не разделяли на своих и чужих и в каждом доме их угощали тем, что есть в семье, могли присмотреть за малышами, помочь делом и советом. Не было заборов, но воровать у соседей было последним делом. Люди жили большой дружной семьей. И то время — самое дорогое для Нины Александровны. Нет момента тяжелее — терять с годами тех, кто всегда был рядом в горе и радости, помогал бескорыстно и верил тебе, как самому себе.
Любимым хобби Нины Александровны в свободное время всегда были цветы. Она очень любила заниматься ими, выписывала семена, менялась сортами с друзьями и знакомыми, и до сих пор ее окна привлекают внимание ярко цветущими геранями, орхидеями. А в огороде с весны до осени поочередно цветут все любимые пышные и ухоженные растения.
В 2002 году случилось несчастье: пожар поглотил дом. Семья даже не ожидала, что столько людей откликнутся на неожиданное горе. Кто-то приносил деньги, кто-то — еду и вещи, кто-то помогал восстанавливать дом. Нина Александровна до сих пор благодарна всем тем, кто помог ее семье. А вот у мужа, Юрия Федоровича, тогда что-то «надломилось».
С этого момента он стал потихоньку слабеть, а потом случился инсульт. Мужчина все переживал молча, в себе, оберегая жену. Затем случился второй инсульт, и пять лет Нина Александровна не отходила от мужа. Они прожили вместе 50 лет, справили золотую свадьбу. В семье за долгую жизнь бывало всякое, но Нина Александровна помнит только хорошее и очень скучает по супругу.
Нина Александровна прожила трудную, с испытаниями и счастливыми моментами, замечательную жизнь. И сегодня ее настоящее богатство — это две красавицы-дочки, четыре внучки, два правнука и две правнучки. 2 августа ей исполнится 80, и многочисленная родня придет поздравить любимую, родную и по-прежнему красивую маму, бабушку и прабабушку.
С юбилеем Вас, Нина Александровна! Здоровья, счастья, радости и лет до ста без старости!
Л. Котова