Смутное время на территории нашего Ивановского края

1
748

Героическая борьба народа и печальные итоги Смуты 1604-1618 г.г.

Теперь уже никого не удивишь тем, что вместо 7 ноября — «красного дня календаря» мы отмечаем нововведенный праздник победы народов России над интервентами в начале XVII столетия.

События Смутного времени не обошли Ивановский край стороной, даже наоборот, жители будущего ивановского региона внесли свой значительный вклад в общую борьбу против врагов, угрожавших существованию самого российского государства.
Смута, начавшаяся с вторжения в 1604 г. на Русь поляков во главе с Лжедмитрием I, провозгласившим себя царевичем Дмитрием, чудесно спасшимся младшим сыном Ивана Грозного, нанесла непоправимый урон городам и поселениям нашего края. Замечательный фильм на эту тему достоверно показал натуру Григория Отрепьева, выходца от черного духовенства. Странствующий чернец целый год служил в Спасо-Евфимиевом монастыре в Суздале, затем двенадцать недель в Спасо-Кукоцком монастыре села Сербилово (в нескольких километрах от Гаврилова-Посада). Из провинциальной обители он бежал в Польшу, где объявил себя преемником на русский престол. Местные жители знают о самозванце, который некоторое время здесь жил. Его возвращение не затронуло наш край. После восстания и убийства Лжедмитрия I в Москве царем избрали Василия Ивановича Шуйского. Его род шел от суздальских князей, владевших старинными селами Васильевское, Парское, Палех и многими другими. Новый самозванец (Лжедмитрий II) в годы правления Шуйского с войском из поляков, литовцев и русских изменников напал на Москву, основал осадный лагерь в подмосковном селе Тушино, за что и получил меткую кличку «тушинский вор». Сегодня нам кажется странным, как многие города, не разобравшись в обстановке, в очередной раз поверили и присягнули очередному самозванцу Лжедмитрию II. Среди них были Шуя, Юрьевец, Лух. Суздальский изменник, воевода Ф.Плещеев в своем письме польскому гетману Яну Сапеге в феврале 1609 г. подробно описывает поход казаков и поляков из полка Лисовского под руководством пана Жичевского по захвату Плеса, сел Иваново и Кохма. Именно из этих сел совершались грабительские набеги на окрестные поселения. Само село Иваново входило в огромный Суздальский уезд. Вспомним, что старинное название улицы Станко — Панская — произошло от места квартирования здесь польских панов.


Интересной археологической находкой в 1940 году во время очистки дна реки Уводь в районе площади Пушкина стал боевой шлем с изящными металлическими крылышками, а в 1990-х годах во время земляных работ на улице Станко был найден западноевропейский меч. У местных крестьян такого оружия никогда не было. Им было трудно противостоять в одиночку против насилия, ограбления и бесчинств поляков. Именно этот фактор стал причиной восстаний против интервентов в нашем крае. Во главе защитников народа встали выходцы из низов — крестьянин из села Решма Григорий Лапша, житель Холуя Илья Деньгин и другие ополченцы.
Среди дворян, сохранивших верность законному царю В.Шуйскому, был Федор Васильевич Боборыкин. Именно он был послан из Москвы на Волгу для объединения народных отрядов. В Юрьевце ополченцев возглавил Федор Красный, имевший чин чарочника.
Русское войско направилось на Шую, но, не дойдя до города, вступило в бой. Больше полдня около села Дунилово 11.02.1609 г. шла битва. Ополченцы разбили войско тушинцев. Изменник Ф. Плещеев бежал в Суздаль. Монахини Свято-Успенского Дуниловского женского монастыря поставили на месте битвы часовню святителю и чудотворцу Николаю.
17 февраля под стенами Суздаля объединенные отряды Лисовского, Плещеева и Юрьев-Польского воеводы Ф.М. Болотникова разбили ополченцев. После этого Лисовский штурмом занял Шую и Лух. А отряд пана Мартина Собельского, дислоцировавшийся в селах Иваново и Кохма, вместе с казаками пана Жичевского из отряда Лисовского в те же дни захватил Плес. Отряды восставших отступили к Кинешме и Юрьевцу. Часть их под началом И. Деньгина отошла к Холую и Стародубу Ряполовскому, продолжая угрожать Суздалю. Это обстоятельство не позволило Плещееву выступить для подавления восстания в Костроме.
6 марта 1609 года польские и казацкие отряды панов Жичевского и Собельского, а также Петра Апухтина захватили и выжгли Холуй и Стародуб, двинувшись затем на подавление восстания в Ярославле. Жители Холуя дали бой противнику на Стекольной горе, но силы были неравны. 30 апреля недалеко от Нерехты в ожесточенном бою поляки разгромили еще одно русское ополчение.
Особую опасность для ополченцев представляло обученное и хорошо вооруженное войско пана Лисовского, смелого, жадного, жестокого грабителя и убийцы мирных жителей, бежавшего от наказания из Польши к Лжедмитрию II. Именно это подкрепление помогло тушинцам снова занять Шую, Лух и сжечь Холуй. Но на своем пути они встретили упорное сопротивление патриотов Кинешмы, которых было в разы меньше против обученных европейских стервятников. В конце мая отряд Лисовского подошел к Кинешме. У кинешемского воеводы Федора Боборыкина было всего две-три сотни посадских людей, некоторые из них впервые взяли в руки оружие. Численность поляков и казаков составляла примерно 2000 человек.
Защитники города вместе с воеводой Боборыкиным решили биться насмерть. Первое сражение произошло 25.05.1609 г. на подступах к городу около дороги на Лух. Кинешемцы потерпели поражение, пал смертью храбрых воевода Ф.Боборыкин. Другая неудачная для защитников города битва состоялась на берегу реки Кинешемка. Остатки ополченцев укрылись за стенами города. На следующий день 26 мая (8 июня по новому стилю) поляки ворвались в город. Ополченцы отступили к Преображенскому собору. В нем заперлись женщины, старики и дети. Польско-литовские интервенты убили защитников и сожгли храм вместе с укрывшимися в нем людьми. Город был сожжен и разорен.
В 1612 году на братских могилах ополченцев были поставлены часовни. Часовня на братской могиле по Лухскому тракту установлена в 1855 году. Предположительно, что под нею и находятся останки славного воеводы Федора Боборыкина. Дата рождения Федора Боборыкина неизвестна. Дворянский род Боборыкиных ведет свое начало от Андрея Ивановича Кобылы, который считается основателем многих родов, в том числе и Романовых. В истории России ХVII века оставили свой след сразу пять воевод Боборыкиных, которые не только служили при дворе, но закладывали города и крепости, принимали иноземных послов и отсылали посольство. Федор Боборыкин — яркий представитель старинной военной русской династии, верой и правдой служившей царю и отечеству.
После ухода поляков в память этих событий был основан Вознесенский женский монастырь (впоследствии, в екатерининские времена он стал приходской церковью). В обители нашли приют и утешение вдовы и сироты убитых воинов. На протяжении многих столетий жители в праздник Вознесения Господнего приходили в особом траурном уборе — серых кафтанах, темных платках и лишь по окончании обедни переодевались в цветные платья. Долгие века православный народ хранил траур по защитникам города.
Кинешемцы трепетно относятся к памяти о героической защите города ополченцами времен Смуты. В середине XVIII века на Торговой площади (это пл. Революции) на могиле защитников города была установлена часовня. Через сто лет поставили часовню над другим братским захоронением воинов, павших в битве на Луховском тракте (ул. Вичугская). Ежегодно в день поминовения павших воинов — 8 июня на бывшей Торговой площади Кинешмы служат по ним панихиду. Одна из улиц города названа в честь Федора Боборыкина. В центре Кинешмы 22 сентября 2012 г. был открыт конный памятник Федору Боборыкину.
После захвата и сожжения Кинешмы десять дней А. Лисовский со своими воинами стоял на останках города, а затем решил расправиться с жителями Юрьевца. Сначала он направил им письмо с требованием присягнуть Лжедмитрию II и целовать крест в знак покорности самозванцу. Горожане отказались. В июне 1609 г. отряд Лисовского прибыл в Юрьевец, но город оказался пуст. Не в силах противостоять многочисленному отряду поляков жители со всем оружием, боеприпасами, продовольствием, ценностями и плавсредствами переправились на другой берег Волги.
Итог Кинешемского сражения огромен — значительная часть польского отряда была уничтожена. Лисовский утратил стратегическую инициативу. При переправе Лисовского через Волгу и нападении его отрядов на крепость Солдога, захватчики были встречены ополчением двух юных дворян — Куломзина и Шушерина. Они вместе со своими воинами пали смертью храбрых в неравном бою, но измотали и задержали врага. Ценой своей жизни герои заслонили грозному врагу дорогу на Кострому и фактически спасли этот русский город от страшного разорения.
Восстания на территории современной Ивановской области сыграли свою роль в развитии событий. Отвлечение крупных тушинских сил и отрядов А. Лисовского на борьбу с «мужицкой ратью» помогло выстоять осажденным Москве, Троице-Сергиеву монастырю, позволило нижегородцам захватить стратегически важный Муром и подступить к Владимиру, а также дало возможность воеводе Ф.И. Шереметеву подавить тушинские отряды в Среднем Поволжье и выступить с войском к Нижнему Новгороду. Кроме того, Кинешма и Юрьевец оставались тогда под контролем восставших.
На территории Ивановской области есть немало мест, связанных с героическими подвигами нашего народа в Смутное время. Так, в современном Фурмановском районе народная память сохранила ряд свидетельств о героических подвигах наших предков, боровшихся с польскими отрядами. У современного села Михальково в начале XVII века находился Космодемьянский мужской монастырь. Предание гласит, что в 1609 году три дня монахи монастыря держали осаду, а затем вышли и погибли в открытом бою, так как силы были не равны. А сколько монастырей и деревень типа Новинки сожгли поляки в разных районах нашего края!
На северной окраине поселка Дуляпино есть местечко, которое называют Монастырским лесом. В 1609 году здесь находился мужской монастырь, который литовцы и поляки разграбили и сожгли, убив монахов, когда искали дорогу на Кострому. Кинешемские отряды патриотов под командованием Ф. Боборыкина не позволяли Лисовскому переправиться на левый берег Волги на помощь полякам, запертым в Ипатьевском монастыре.
Изменник, ростовский воевода Иван Наумов привел к Лисовскому подкрепление. Но в это время с низов Волги уже шли корабли и войско под командованием Федора Шереметева. Лисовский выступил навстречу Шереметеву, прошел через опустошенную им Кинешму, Решму, вновь разорил их, причем героическую Решму ему пришлось брать приступом.
Перелом событий произошел под Юрьевцем. Именно здесь наиболее ярко проявились духовные силы народа в борьбе за независимость и государственную целостность.
Город Юрьевец-Повольский был основан в 1225 году святым благоверным князем Георгием (Юрием) Всеволодовичем Владимирским на месте обретенной им иконы святого великомученика Георгия Победоносца. С тех пор св. Георгий почитался в качестве небесного покровителя Юрьевца. В этом благочестивом городе в XVII столетии насчитывалось 6 монастырей и 14 храмов. По преданию икона Св. Георгия на городских воротах наводила на Лисовского страх, и он приказал сжечь уже пустой город. Православные считают, что в юрьевецком сражении соединились Русь земная и Русь небесная.
По свидетельству многочисленных очевидцев, на помощь русским воинам пришел и преподобный Макарий Унженский, основавший близ села Решма Макариев-Решемский монастырь, существующий и поныне. Здесь он закончил свои дни почти за два века до событий Смуты. В дни героической борьбы наших земляков за свободу и независимость своего края имя преподобного Макария было знаменем и символом сопротивления.
Жители покинули Юрьевец и переправились на луговую сторону Волги, где соединились с вооруженными крестьянами из окрестных селений. Самый большой отряд из крестьян был сформирован в селе Ёлнать. Из Нижнего Новгорода под Юрьевец пришла сотня под командованием М.И. Соловцова, отряды стрельцов Богдана Износкова и Тимофея Остренева. Позже к ним присоединились отряды юрьевчан и жителей Городца под руководством Б.Наговицына, дворянская конная сотня письменного головы Афанасия Молвянинова и посаженные на суда казаки Посника Смагина. Общее руководство было доверено М.И. Соловцову. Защитники не допускали захватчиков на левый берег Волги с острова Мамшин, расположенного между Решмой и Юрьевцем. Остров использовался как перевалочный пункт. Бой шел и днем, и ночью. Пленные поляки свидетельствовали, что «более всего им наносил поражение старец Макарий, которого они видели среди правоверных и разъезжающего по Волге. Попавшие под грозный взгляд старца поляки теряли зрение. Поразить его стрелой никому не удавалось. Стрелы обращались против врагов». Арьергард Лисовского под командованием И.Ф. Наумова был разгромлен. Спаслись в основном те, кто, бросив оружие, ушел с острова вплавь. Находящиеся на берегу польские роты Лисовского, Будилы и Подгорецкого спешно отошли на семь верст от острова и подготовились к бою. В тот же день Лисовский отбил атаку повстанцев под командованием Б.Наговицына. Наговицын попал в плен. Сам Лисовский с остатками отряда Наумова по правому берегу Волги ушел вверх по течению…
Продолжение читайте в следующем номере
Материал подготовила Л. Котова

1 КОММЕНТАРИЙ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here