Продолжение. Начало в предыдущем номере.
Героическая оборона Кинешмы, Солдоги, Решмы, победа в Юрьевецком сражении, разгром элитных польских частей в 1609 году оказали решающее влияние на весь ход общероссийских событий. Защитники земли русской не дали возможности полякам и изменникам напасть на Кострому и Нижний Новгород. Уничтоженный отряд Лисовского не смог принять участия в попытках врагов летом 1609 года штурмом овладеть городами Москва и Владимир. Силы врага были отвлечены и от блокированной тогда поляками Троице-Сергиевой Лавры, где героически защищались от неприятеля монахи и ополченцы.
В течение лета 1609 года большая часть территории современной Ивановской области была освобождена от неприятеля. Весной следующего 1610 года были освобождены Гаврилова слобода (будущий Гаврилов Посад) и Суздаль.
Все события 1609 года стали важным этапом подготовки освободительного похода на Москву.
Своим полным освобождением от врагов и изменников Российское государство обязано Дмитрию Пожарскому и Кузьме Минину. Осенью 1611 г. посадский человек, торговец мясом Кузьма Минин в Нижнем Новгороде обратился к народу с призывом создать ополчение против захватчиков и собрать для этого материальные средства. Минин не мог быть воеводой из-за своего низкого происхождения. На роль полководца требовался дворянин из княжеского рода. Выбор пал на лечившегося от ран, полученных в боях с поляками, Дмитрия Михайловича Пожарского из рода князей Стародубских. Делегация дворян, духовенства вместе с Кузьмой Мининым прибыла осенью 1611 года в село Мугреево-Никольское (ныне Южский район). Князь дал согласие на просьбу нижегородцев встать во главе ополчения.
Войско формировалось зимой 1611-1612 г. Ополчение двинулось из Нижнего Новгорода к Москве окольным путем – вверх по Волге через Балахну, Городец, Пучеж, Юрьевец, Решму, Кинешму, Плес, Кострому, Ярославль. Путь его лежал по поволжским землям Ивановского края. Одна из остановок войска Минина и Пожарского была в Юрьевце, где часть жителей присоединилась к войску (отряд служилых юртовских татар). Люди пополняли войско новыми силами, продовольствием, а также казной в Юрьевце, в Кинешме, в Плесе, в Костроме и Ярославле. Летом 1612 г. в последнем был сформирован «Совет всей земли». Освобождение Москвы от поляков произошло в ноябре 1612 г. В память об этих событиях был установлен осенний праздник в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы, 4 ноября по новому стилю, который отмечается в государстве как День Народного Единства.
Почему Пожарский избрал не прямой путь через Суздаль, а двинулся вдоль берега Волги?
В то время большая часть современной территории области входила в Суздальский, Владимирский, Костромской, Юрьевецкий, Луховской, Шуйский и Кинешемские уезды. Суздаль присягнул самозванцу Лжедмитрию II в числе первых в начале октября 1608 года. Остальные города некоторое время выжидали, затем на сторону Лжедмитрия II перешел Владимир, за ним последовали Балахна, Юрьевец, Гороховец, Муром, Лух и Шуя. Только Нижний Новгород остался верен посаженному в Москве царю Василию. Однако, уже в декабре 1608 года в присягнувших врагу городах и селах из-за бесчинств поляков возникли восстания крестьян, посадских людей и части местного дворянства. Города и земства взаимодействовали между собой. И это имело огромное значение для борьбы с иноземцами и «тушинцами».
Так, в декабре 1608 г. Шуйское самоуправление призвало другие земли к выступлению против изменников и иноземных оккупантов. Шуяне послали грамоту в Ярополчскую волость (район города Вязники), которая под их влиянием отказалась признать самозванца. Отряд суздальского воеводы Федора Плещеева взял город и сжег шуйские посады, но отметил, что защитники Шуи «бились с ним насмерть». На восстание против изменников поднялись жители Луха, Юрьевца, Гороховца и других городов. Представители простонародья — решемский крестьянин Григорий Лапша, посадский человек Иван Кувшинников, холуйский откупщик Илья Деньгин, воевода Федор Васильевич Боборыкин, бывший летом 1608 года письменным головой и командиром костромского отряда, губной староста Гороховца Федор Наговицын и юрьевчанин, чарочник, сотник и сытник Федор Григорьевич Красный поднимали народ на борьбу, не жалея своей жизни, в то время как многие богатые бояре предали царствующую особу и Россию, перейдя в стан врага.
На территории современной Ивановской области находились многочисленные вотчины и поместья князей Шуйских, Скопиных, Лыковых, Пожарских, Ф.И. Шереметева и других сторонников царя Василия, которые имели здесь многочисленную и верную поддержку среди верхушки крестьянства, посадских людей и местного дворянства. В 1612 году Дмитрий Пожарский повел ополчение не на Суздаль, а вдоль Волги потому, что в этих местах у патриотов был не только боевой опыт, но и четкие организационные структуры, земская солидарность, глубокая вера в Бога, дарующая победу.
Когда тушинский лагерь распался, Лжедмитрий II бежал в Калугу, шайки поляков продолжали грабить поселения. Это было практически время безвластия.
В тот далекий нелегкий период первую попытку поднять патриотические силы государства сделал молодой и талантливый полководец Михаил Васильевич Скопин-Шуйский — родня царя Василия Шуйского. Он договорился со шведами. Русско-шведское войско под его командованием в 1609–1610 г.г. освободило от поляков новгородские, псковские и тверские земли. В марте 1610 г. Скопин-Шуйский торжественно прибыл в Москву и вскоре скончался (вероятно, он был отравлен на пиру). Жители нашего края считают М.В. Скопина-Шуйского своим земляком, так как вотчиной княжеского рода являлось село Кохма. Юношеские годы будущий полководец провел на берегах Уводи. 23 апреля 2010 г. в Кохме открыли памятный знак в честь героя-земляка.
И ивановцы, и вся Россия особо и глубоко чтят память Д. М.Пожарского. В 1998 г. в его вотчине — селе Мугреево был установлен памятный знак в связи с 420-летием замечательного полководца, а в ноябре 2012 г. открыт еще один памятник в виде поклонного креста.
Две всероссийские научные конференции с названием «Смутное время: итоги и уроки», прошедшие в 2010 и 2012 годах в Иванове, Шуе и Кохме, показали, насколько события 1612 г. актуальны для всех поколений России и ее потомков.
Однако новая царская власть в конце Смутного времени (1613-1618) не была так благосклонна к своим освободителям. С воцарением на трон Михаила Романова военные действия в России вела исключительно польская шляхта. Банды Лисовского грабили деревни, выжигали городские посады. За ними с переменным успехом гонялись царские воеводы. С Лисовским надо было кончать, и такое поручение было дано Д.М. Пожарскому. Окружение царя Михаила было заинтересовано в том, чтобы воевода осрамился и не поймал грабителя. 29 июня 1615 г. Пожарский с отрядом дворян, стрельцов и несколькими иностранными наемниками, всего не более тысячи человек, двинулись из Москвы.
Лисовский на какое-то время засел в городе Карачеве. Узнав о быстром продвижении отряда Пожарского через Белев и Волхов, Лисовский сжег Карачев и отправился к Орлу. По пути к Пожарскому присоединился отряд казаков, а в Волхове — две тысячи конных татар. Рано утром на Орловской дороге головорезы внезапно встретились с головным отрядом Пожарского, которым командовал Иван Пушкин. Отряд Пушкина не выдержал скоротечного встречного боя и отступил. Отошел и другой русский отряд, под началом воеводы Степана Исленьева. На поле битвы остался лишь сам Пожарский с шестьюстами ратниками. Пожарский долго отбивал атаки более чем трех тысяч поляков, а потом приказал установить укрепление из сцепленных обозных телег и засел там.
К вечеру вернулся воевода Исленьев, а ночью подошли остальные беглецы. Утром Пожарский, видя вокруг себя большую рать, начал преследование Лисовского. Тот за сутки проделал 159 верст, подошел к Волхову, где был отбит воеводой Федором Волынским. Тогда Лисовский пришел к Белеву, сжег его и направился было к Лихвину, но потерпел здесь неудачу и занял Перемышль, воевода которого оставил город без боя и бежал со своими ратниками на Калугу. Пожарский остановился в Лихвине. Здесь к нему присоединились несколько сотен ратников из Казани. После непродолжительного отдыха князь возобновил преследование Лисовского. Поляки сожгли Перемышль и прошли на север между Вязьмой и Можайском. Пожарский после нескольких дней невероятно быстрой погони тяжело заболел. Он передал командование вторым воеводам, а сам на телеге был отвезен в Калугу. Без Пожарского войско потеряло боеспособность. Отряд казанцев самовольно ушел в Казань, а воеводы с оставшимися ратниками побоялись продолжать преследование поляков-бандитов. Лисовский почти без потерь ушел в Литву. Но молниеносные рейды не прошли для него даром. В октябре 1616 г. в походе Лисовский внезапно упал с коня замертво — обширным инфарктом или инсультом закончилась его жизнь.
С 1617 года русское государство пережило еще один разоряющий города и поселения поход 22-летнего королевича Владислава с войском на Москву. Русские воеводы и жители бились насмерть почти за каждый город. Местные партизаны уничтожали поляков-грабителей. И что же в итоге?
1 декабря 1618 г. в Деулине было подписано перемирие сроком на 14 лет и 6 месяцев, то есть до 3 января 1632 г. По условиям перемирия полякам отдавались уже захваченные ими города Смоленск, Белый, Рославль, Дорогобуж, Серпейск, Трубчевск, Новгород-Северский с округами по обе стороны Десны, Чернигов с областью, а также ряд городов, контролируемых русскими войсками, среди которых были Стародуб, Перемышль, Почеп, Невель, Себеж, Красный, Торопец, Велиж с их округами и уездами. Причем крепости отдавались вместе с пушками и «пушечными запасами». Эти территории переходили к врагу вместе с населением. Право уехать на Русь получали только дворяне со служилыми людьми, духовенство и купцы.
Царь Михаил отказался от титулов князя Ливонского, Смоленского и Черниговского и предоставлял их королю Польши. Польский король Сигизмунд отказался от титула царя Руси. Историки писали, что заключить такой позорный мир в то время, когда у поляков не было ни одного шанса взять Москву и были все шансы потерять армию от голода и холода (вспомните 1812 год), мог только сумасшедший! Смутное время закончилось!
Народно-освободительное движение на современной Иваново-Вознесенской земле на протяжении 1609 -1610 г.г. стало фундаментом будущей победы и восстановления российской государственности. Можно только гордиться славной историей Ивановского края, которую необходимо хранить и передавать всем последующим поколениям. Это яркая страница в истории Российского государства!
При описании истории прошлого Ивановского края использованы материалы из статей зав. кафедрой истории ИвГУ К.Е. Балдина, Е. Потехиной и материалы, собранные в интернете.
Л. Котова