В Родниковском районе что ни село, то жемчужина древней культуры. Но все ли горожане знают истоки этой культуры, чьими руками была создана красота сельских поселений, какие люди населяли затерянные в лесах центральной России небольшие поселения, чьими трудами и талантами эти поселения прославили наш Родниковский район, Ивановский регион и даже Россию.
Надо отдать дань уважения тем людям, которые по зову души самостоятельно или со школьниками собирают реликвии и документы об истории родного края. Эта кропотливая исследовательская работа дает уникальный материал, который маленькими пазлами складывается в огромный пласт истории и культурного наследия, сохранившихся до наших дней.
Сегодня мы отправимся в путешествие на запад от города Родники в древнее село Острецово Каминского сельского поселения. Село расположено по прямой почти в 12 км от города в живописной местности и в 1,5 км от чистейшей и красивой реки района Тезы.
Село небольшое, компактное, которое очень красиво смотрится вблизи и издалека во все времена года. Украшение села — его храм Троицы Живоначальной, который православные сумели сохранить в годы воинствующего атеизма. Численность села, и так небольшая, постепенно падает. Живой тому пример — статистика за десятилетие. По переписи 2002 г. население села составляло 571 человек, а в 2010 г. по данным другой переписи — 538 человек. Новая перепись населения скоро покажет нам еще один результат.
В давние времена село было вдалеке от торговых путей. Это, видимо, и сказалось на дальнейшем развитии поселения, в отличие от села Парского. Как утверждали старожилы, название села Острецово произошло, вероятно, от остроконечных деревянных укреплений вокруг поселения — острецов для защиты от диких животных, а позднее — и от набегов кочевников. Поселение составляло несколько деревянных изб. Заливные луга, дары леса, охота и рыбалка были основными занятиями селян у быстрой и богатой рыбой реки Тезы.
Поселенцы пришли на эти земли из густо населенных Новгородских земель, других государственных образований и создали в IX веке свои первые поселения в глухом дальнем северо-восточном углу Руси, где позднее появились Владимиро-Суздальское и Московское княжества. Настоящей пахоты в то время не велось — землю освобождали от деревьев, лишь рыхлили, и прямо в золу производился посев. Участок использовали до истощения, а потом бросали и расчищали новый. Сводились леса, строились дома. Из деревушек появлялись села и деревни.
Хронологические сведения о развитии села практически отсутствуют. Доподлинно известно, что лишь в 1770 в селе началось строительство Свято-Троицкого храма. Средства на храм выделил известный в России купец и меценат Трофим Илларионович Лялин. Храм в селе Острецово считается самым древним из наиболее сохранившихся в первоначальном виде храмов Ивановской области. В то время село было окружено множеством деревень, православные жители которых и составляли основной приход храма. Среди сохранившихся поселений еще числятся: в 1км — Дягилево, Беловское; в 2 км — Бутырки, Пестово, Турдеево, Прислоново; в 3 км — Аксеньково, Варвариха, Мокеево, Дружиниха, Саниха; в 4 км — Афонасово, Ворсино, Карлово, Глазково, Кабаниха, Межи; в 5 км — Свистково, Юдинка.
Самым большим населенным пунктом рядом с селом Острецово было село Межи на бурной и стремительной речке Межица, впадающей в Тезу. В прошлых веках оно относилось к Острецовской волости Нерехтского уезда. В дореволюционные годы село было невелико: в 1907 году в нем насчитывалось 19 домов и 89 жителей, была церковноприходская школа. В конце 20-х годов после перехода из Середского уезда в Родниковский район село стало центром Межевского сельсовета, в который входило 11 селений с 247 дворами и 1284 жителями.
С образованием Родниковского района 20.02.1924 г. в составе Иваново- Вознесенской губернии произошло объединение волостей, а 19.04.1925 г. в Родниковский район из Середского уезда была передана Горкинская волость с селом Острецово. 26.09.1927 г. все волости были упразднены и образованы 18 сельсоветов: Болотновский, Воронцовский, Гарский, Горкинский, Горко-Павловский, Деревеньковский, Котихинский, Куделинский, Майдаковский, Мальчихинский, Мелечкинский, Парский, Пархачевский, Сосновский, Филисовский, Хрипелевский, Ширяихский, Ямановский.
Острецовского сельсовета здесь не найдете. Только 14.01.1929 года, когда Родниковский район вошел в состав Шуйского округа новой Ивановской Промышленной области, появились Красновский, Малиновский, Межевской, Михайловский, Острецовский, Самулихский сельсоветы. А преобразования продолжались дальше.
11.03.1936г. Родниковский район вошел в Ивановскую область.18.06.1954 г. в результате укрупнения упразднены Болотновский, Красновский, Межевской, Сосновский, Самулихский, Гарский сельсоветы; Ширяихский и Ямановский объединены в Тайманихский, а Мелечкинский и Пархачевский — в Малышевский сельсовет. В марте 1959 года был ликвидирован Горкинский сельсовет.
А дальше еще удивительнее — 01.02.1963 г. Родниковский район исчез вовсе, а его территория вошла в Вичугский сельский район, за исключением города Родники и поселка городского типа Каминский. Так и хочется узнать, какие умы кроили это административное покрывало с 1924 года, бесконечно растрачивая государственные средства налогоплательщиков на бумагу и новые печати? И это еще не предел.
Вновь образовали Родниковский район 12.01.1965 г. в составе: город Родники, пос. Каминский и 14 сельсоветов: Воронцовский, Горко-Павловский, Деревеньковский, Котихинский, Куделинский, Лежаховский, Малышевский, Мальчихинский, Михайловский, Острецовский, Парский, Тайманихский, Филисовский и Хрипелевский.
В районе с 25.02.2005 г. существовало 7 муниципальных образований: 1 городское и 6 сельских поселений (Каминское, Малышевское, Острецовское, Парское, Филисовское, Пригородное), а рабочий посёлок Каминский относился к категории сельских населённых пунктов. С 10.12.2009 г. Малышевское и Парское сельские поселения объединены в Парское; Пригородное и Филисовское — в Филисовское, а Каминское и Острецовское — в Каминское сельское поселение. Из года в год редеет население района, но пока в селе Острецово стоит храм, населенный пункт не изменит своего наименования. Замечательные материалы и доклад о своей Малой Родине написали Земсков Андрей и Сироткин Александр — ученики Острецовской основной общеобразовательной школы под руководством учителя истории Л.Н.Осокиной, старший воспитатель дошкольных групп МОУ «Острецовская средняя общеобразовательная школа» Е.В.Высоцкая. Сохранилась рукописная история становления и развития колхоза «Россия», фотографии передовиков хозяйства, сельских тружеников и их рабочих будней, запечатленных на фотографиях прошлого века. Часть этого бесценного архива для общего ознакомления с историей села Острецово предоставлена для читателей активистом и старожилом села Николаем Лебедевым.
История любого села неразрывно связана с историей его храма. Свято-Троицкий храм — уникальное сооружение, хранит о себе много интересных фактов.
Место для храма выбрано не случайно — на возвышенности, откуда он далеко виден в ясную погоду, а малиновый звон нескольких колоколов был слышен на расстоянии более 25 верст. В XIX веке Острецово числилось большим торговым селом.
В центре села, на торговой площади, проводились ежегодные ярмарки. Самые богатые торговцы были Арефьевы и Балеевы. Торговали овсом, кирпичом, калачами, валенками и разнообразной одеждой. В селе было пять чайных, трактир, три пивных, магазин, крендельная, сапожная, постоялый двор и тюрьма. На ярмарки в старину сюда съезжались купцы из самых крупных поселений и с Волги. Богатые дары несли и в храм.
Так в 1880 г. в храм пришло 1389 человек для исповеди и причастия, а всего при храме насчитывалось 154 двора. В 1911 году во время последней реставрации все фрески храма были заменены на новые росписи, исполненные по эскизам известного художника Виктора Васнецова. Как указано в храмовой надписи от 1911 года, храм возводился с 1770 г. на месте старой сгоревшей деревянной церкви. Каменное строительство было тяжелым и долгим. Старожилы говорили, что церковь построена на костях крепостных. Храм был освящён в 1770 году местным епископом. Первоначальные росписи храма были исполнены в стиле древнерусской иконографии. Несмотря на длительное строительство на рубеже двух веков (1770-1811), службы в храме с 1770 года шли регулярно. Гости села, именитые князья и купцы, дарили храму церковную утварь и иконы в серебряных и позолоченных окладах с дорогими каменьями и жемчугом.
При храме в 19 веке была приходская школа и богадельня. Приход состоял в основном из крестьян, военных — 20%, купцов — 5%, духовенства — 2%.
Большие чугунные плиты на полу с датой 1809 г. лишь подтверждают тот факт, что при строительстве храм менял стиль в сторону классицизма. Высокая колокольня, стоящая к западу от храма, выстроена в 1-й половине XIX века в формах позднего классицизма, как и 4 угловые башни ограды. А вот северные и южные ворота сооружены уже в конце 19-го века при перестройке ограды. Последними к колокольне в духе эклектики был пристроен дом причта, а к храму — небольшая крестильня.
Белокирпичная церковь Троицы — это четырёхстолпный пятиглавый храм, который украшен с трёх сторон (кроме восточной) тосканскими портиками с фронтонами. Крупные световые барабаны с купольными ярусными чешуйчатыми главами луковичной формы делают храм светлым и легким.
Интерьер расписан масляными красками в 1911 г. мастерами В.М. Васнецовым и М.В. Нестеровым. На западной стене около входа сохранились надписи. С южной стороны: «Сооружён сей святой храм во имя святой Троицы с благословления архиепископов Суздальских в 1770 году попечением помещика Трофима Илларионовича Лялина с крестьянами». С северной стороны: «Обновлен сей св. Храм в 1911 году с благословления преосв. Тихона епископа Костромского и Галичского при благоч. свящ. Отце Василии Потапове и настоят, церк. свящ. отце Василии Лебедеве при ктиторе В.П. Орлове».
Интересен тот факт, что роспись церкви выполнена в стиле модерн, для которого характерны манерная утончённость и сдержанный колорит на тёмно-синих, глубоких зелёных, красновато-коричневых тонах с позолотой в орнаменте. Отдельные сцены по иконографии и манере исполнения повторяют стенопись Владимирского собора в Киеве (на сводах храма и притвора, в барабане, в северной и южной апсидах, в изображении евангелистов).
Ряд композиций выполнен в духе позднеакадемической живописи («Сошествие Св. Духа», «Вход в Иерусалим», «Благословление детей»). Изображения отдельно стоящих святых стилизованы в духе древнерусской живописи. Изысканный орнамент на арках, пилонах и в обрамлениях с растительными и геометрическими мотивами, кресты и маковки храмов подчеркивают талант русских живописцев и архитекторов.
Продолжение в следующем номере…
Л. Котова