Только за две последних недели на головы российских обывателей обрушилась информация сразу о трёх дичайших резонансных супер-преступлениях, заставивших бушевать весь интернет, и даже выплеснувшихся на центральные телеканалы, где у нас обычно всё стабильно и позитивно, кроме Украины.
Тысячи информ-сообщений, фотографий и видео, сотни статей, миллионы комментариев… Напомним вкратце, что же произошло.
* * * * *
25 октября 2019 года. В воинской части министерства обороны РФ в закрытом посёлке Горный в Забайкальском крае 20-летний солдат срочной службы расстрелял из автомата Калашникова десять своих сослуживцев, из которых 8 были убиты и двое ранены.
Стрелявший арестован. По его версии и словам его адвоката, причиной случившегося стала дедовщина в части. По мнению же родственников убитых, все они — прекрасные люди, которых теперь оплакивают, а причина трагедии — в неадекватности стрелявшего.
Сейчас интернет-активисты с обеих сторон подписывают две петиции: одну с требованием «наказать убийцу по всей строгости закона», а другую — с призывом его же «оправдать и признать жертвой дедовщины».
* * * * *
31 октября 2019 года. 36-летний житель города Нарьян-Мар Ненецкого автономного округа зашел в местный детский сад «Сказка», прошёл мимо охраны и видеокамер, беспрепятственно, в отсутствии воспитателей и персонала, зашёл в спальню во время тихого часа, где убил до этого неизвестного ему шестилетнего мальчика. После этого, также беспрепятственно, покинул детское учреждение.
После задержания этот персонаж, оказавшийся хроническим алкоголиком и наркоманом, сообщил, что «прочитал заклинание в книжке про вечную жизнь. Вечная жизнь близким и богатая жизнь себе и им. В садике надо было убить ребенка, чтобы заклинание сбылось».
* * * * *
7 ноября 2019 года. Житель Санкт-Петербурга 63 лет от роду — кандидат исторических наук, доцент госуниверситета в собственной квартире, во время «личного конфликта», застрелил из хранившегося у него обреза свою сожительницу и бывшую студентку 24 лет.
После убийства доцент в течение двух(!) дней пил спиртное и попутно распиливал пилой на части тело своей гражданской жены. При этом 8 ноября к нему в гости пришли друзья, убийца спрятал тело, а они как бы ничего не заметили. Трезвым, естественно, никто не был.
В субботу 9 ноября учёный муж всё же допилил труп и пошёл выбрасывать его части в реку, но будучи пьяным, и сам свалился в воду, после чего был задержан.
Убийца — крупный специалист по военной истории, один из основоположников движения военно-исторической реконструкции в России, кавалер ордена Почётного легиона Франции, член научного совета Российского военно-исторического общества (председатель — министр культуры РФ Мединский). Любил публично наряжаться в костюм Наполеона.
* * * * *
Вот такие три «преступления века» за две недели!
Обращают на себя внимание здесь несколько обстоятельств.
Во-первых, это действительно тягчайшие умышленные преступления. Не падающие по непонятным причинам самолёты, не затопленные неизвестно из-за каких дождей иркутские города и деревни и не горящая «просто так» сибирская тайга. Это вам не Конан Дойл и не Агата Кристи. Здесь всё очевидно и как на ладони.
Те же, кто всё это натворил, поражают спонтанностью своих действий и немотивированной глупостью. Убийцы не готовились к своим преступлениям и совершали их так, как будто делают что-то обычное, вроде ежедневной чистки зубов по утрам. А будучи задержанными, даже не пытались отрицать содеянное.
Также удивляет и поведение окружающих, особенно в истории с детским садом. Казалось бы, столько всего — охрана, работники, видеокамеры, «тревожные кнопки», телефоны, сигнализации, железные двери, заборы, решётки и т.п., а зайти среди бела дня в детское учреждение и совершить злодейство, оказывается, ничего не стоит.
Да и в остальных случаях, и не только в этих, но и сплошь, и рядом сейчас очень распространена позиция «каждый сам за себя». Я живу в своей квартирке или в домике со своей семьёй, плачу ипотеку, кредиты, езжу на работу, с работы домой и больше ничего знать и замечать не хочу! Пусть всюду взрывают и убивают, пусть с каждым днём вокруг всё больше несправедливости и нищеты — меня это не касается!
* * * * *
Обычно у нас после подобных резонансных ЧП с верхних этажей власти срочно летят начальственные предписания с требованиями ещё больше ужесточить охрану, провести проверки, наказать всех виновных и невиновных…
Но это не только не помогает, а, наоборот — с каждым годом количество «громких» преступлений, пожаров, катастроф и наводнений растёт, ужас становится нормой жизни.
В чём же дело? А дело в том, что начальники, обязанные «усиливать» и «совершенствовать», на деле не предпринимают никаких реальных действий в этом направлении. И не потому, что они такие бездушные или бестолковые, а потому, что нынче везде господствует личный (частный) интерес.
Сначала эти граждане набьют собственные карманы, обеспечат всех своих родственников на поколения вперёд, напокупают кучи квартир, особняков и вилл, в том числе за границей, откроют параллельный с госкреслами бизнес, а уж потом, может быть, и займутся исполнением своих должностных обязанностей.
Если на это останутся время и силы, и главное, если работа не помешает бизнесу. А если помешает, то тем хуже для работы…
* * * * *
Значит, получается, для того, чтобы сделать жизнь большинства простых людей спокойной и безопасной (как это было в далёкие советские времена), а также решить огромное число других важнейших проблем, система, основанная на частном интересе отдельных «успешных» граждан, должна быть отправлена на свалку истории.
М. Сметанин