Златоглавое Подмосковье

0
46

Удивительна наша Русь! Ее разрушают, а она восстанавливается; ее раздирают на части, а она только сплачивается; пытаются уничтожить, а ее святыни и реликвии обретаются чудесным образом из пепла, руин и забвения. Откуда такая сила? Ответ прост — наша сила в нашей православной вере. Свою подпитку православная вера черпает из монастырей.
Одна из таких обителей расположена среди лесных массивов чуть в стороне от городов Серпухов и Чехов. Она довольно известна и называется Вознесенская Давидова пустынь. Почему эта обитель носит название Вознесенская Давидова пустынь? Вот что рассказала нам экскурсовод монастыря.
Преподобный Давид, игумен Вознесенский, Серпуховской чудотворец, происходил из рода князей Вяземских и носил в миру имя Даниил. После 20 лет он почувствовал призвание к подвижнической жизни и пришел в Пафнутиев Боровский монастырь. Этот монастырь во имя Рождества Пресвятой Богородицы был основан преподобным Пафнутием Боровским в 1444 г. Старец Пафнутий сразу заметил юного Даниила, который поступил в Боровскую обитель. Прп. Пафнутий совершил над Даниилом монашеский постриг и нарек Давидом в честь преподобного Давида Солунского, святого отшельника, жившего в VI веке. Здесь прп. Давид нашел духовное руководство и покровительство в лице великого светильника русского монашества прп. Иосифа Волоцкого, принял 13.02.1460 г. монашеское пострижение и 17 лет жил с ним в одной келье. Прп. Давид покинул Боровский монастырь с желанием основать свою обитель в пустынной местности на берегу реки Лопасни за 65 верст от Москвы, в 25 верстах от Серпухова, куда он пришел 31.05.1515 г. с иконою Знамения Богоматери, двумя монахами и двумя послушниками.
Земли, на которых основан монастырь, принадлежали князю Василию Стародубскому, куму царя Василия III. Здесь прп. Давид поставил кельи, возвел первые деревянные храмы и посадил липовую рощу. Тем же летом Иосиф Волоцкий посетил и благословил основание монастыря. После смерти святого Давида с 1657 года его начали величать чудотворцем за исцеление немощных, помощь в женских делах и других случаях. Он являлся людям в образе высоко седого старца с посохом и наставлял их. За 50 лет монашеской жизни прп. Давида вся округа считала отцом и кормильцем окрестного населения. Память его совершается 2, 31 октября и 23 мая (день обретения мощей).
Более чем через 100 лет в Смутное время 1619 г. литовцы и казаки разорили монастырь. В 1625 году его возродили, и сам Михаил Федорович Романов даровал ему льготы. Уже в 1700 г. пустынь владела 95 крестьянскими дворами. Позднее в результате петровских реформ доход монастыря упал, пустынь приписали к Чудову монастырю, владения забрали в казну, затем присоединили к Златоустовскому монастырю, лишая братию ее доходов.
В 1792-1796 годах митрополит Московский Платон и настоятель иеромонах Макарий установили в Давидовой пустыни общежительный устав. Здесь погребены полководец генерал Д.С Дохтуров (1816), представители знаменитых княжеских и дворянских фамилий Оболенских, Ромодановских, Васильчиковых, Головкиных. Обитель действовала до октября 1929 года. Братию частично репрессировали, а остальные покинули пустынь. Открылась обитель в 1995 году. Монашескую общину возглавил настоятель иеромонах Герман, который был убит через 10 лет.
В 1997 г. были обретены мощи прп. Давида, чудом не разоренные и сохранившиеся под спудом храма. Всего в монастыре собрано более 200 частиц мощей угодников Божиих. По просьбе паломников для нас был вынесен в ковчеге и показан аналог Гвоздя Распятия Христова с его частицей. Все паломники смогли приложиться к иконам Спасителя и Богородицы с мощевиками частиц Хитона Спасителя и Ризы Богородицы, посетили возрожденные по сохранившимся фото церкви и храм.
Красота собора и внутреннего убранства храмовых помещений вызывает только восхищение. Часы на колокольне мелодично играют каждые полчаса. Голоса певчих монахов в удивительном многоголосии так прекрасны, что хочется стоять и слушать это трогательное пение без музыки, потому что это и есть сама музыка, идущая от души и от сердца.
А время течет неумолимо. И вот уже паломники подъезжают к Кресто-Воздвиженскому Иерусалимскому Ставропигиальному женскому монастырю, расположенному рядом с поселком санатория Горки Ленинские и селом Лукино городского округа Домодедово Московской области. Обитель встретила нас тишиной, зеленью хвои и осенним запахом скошенной травы. Порядок и чистота, огромная трапезная, ухоженная гостиница, приветливые монахини в церковных лавочках, разноцветные флаги до храма говорят о том, что здесь проводится большое количество мероприятий. Здесь же находится российский реабилитационный центр «Детство». История монастыря такова; «В середине 19-го века известная помещица Александра Головина, овдовев и потеряв свою единственную 15-летнюю дочь, подарила всё своё имение в селе Лукино (более 500 гектаров земли) женской православной общине, для того, чтобы здесь молились об упокоении душ её мужа и дочери.
Женскую общину с богадельней преобразовали в женский монастырь по указу митрополита московского Филарета в 1887 году. Сразу же после революции обитель была разорена, и с 1921 года вместо детского приюта для девочек, тенистого парка и фруктового сада, пасеки и иконописной мастерской возникли табачная фабрика, общежитие и кинотеатр.
Вознесенский храм монастыря — самый большой и светлый, начали восстанавливать в 1979 году перед Олимпиадой. Главная святыня монастыря, Иерусалимская икона Божией матери греческого письма, находится в Иерусалимском храме. Икона эта была подарена обители митрополитом Филаретом Московским, а после закрытия и разграбления монастыря она стала поддоном для угля. Потом её решили и вовсе сжечь. Когда икону понесли на костёр, одна женщина по имени Анастасия распростёрла руки и закричала: «И меня тогда вместе с иконой в костёр!» Что-то произошло, казнь отменили, и икону, которую во время крёстных ходов несли 10-12 человек, эта женщина и двое ребятишек положили на сани и отвезли в село Мячково, где она хранилась 50 лет до её возвращения в монастырь. В источниках написано, что в 1866 г. она остановила эпидемию холеры».
Этот уютный монастырь с тремя красивыми храмами был возвращен Московской патриархии в 1992 году для возрождения монашеского служения делу милосердия и благотворительности. Здесь с детьми работают волонтеры, а коллектив монахинь шефствует над детским домом в Пскове. Фиолетово-сиреневая Крестовоздвиженская церковь в конце монастыря на холме — красавица на фоне русской природы. С вершины холма, на котором стоит монастырь, открывается великолепный вид. Маленькая звонница и колокольня в 26 метров — украшения, придающие цельность всему ансамблю зданий.
Вплотную к обители примыкает Реабилитационный центр «Детство». Женский монастырь — это место, где душа отдыхает и набирается сил. В нём нет суеты, в нём нет великодержавной злобы, нет ничего лишнего, кроме доброты и святых молитв.
В Серафимо-Знаменский женский монастырь нам пришлось идти от шоссе далеко вглубь леса, и, когда сосны расступились, все увидели среди хвойного бора уютный маленький монастырь, совсем не похожий на другие величавые сооружения. Конструкция и архитектура его главного Знаменского храма была необыкновенно хороша и напоминала хрустальный дворец из сказки о царе Салтане. Нас уже ждали. Матушка провела для паломников изумительную экскурсию об истории этого места. Серафимо-Знаменский скит связан с жизнью схиигумении Фамарьи (Марджановой). В 1907 году матушку, бывшую тогда игуменией Бодбийского монастыря святой Нины в Грузии, переводят для служения в Россию. Она становится игуменией Покровской общины сестер милосердия в Москве. В создании Серафимо-Знаменского скита на землях Покровской общины в 1910-1912 гг. матушке активно помогала великая княгиня Елизавета Федоровна. На территории скита расположены 12 небольших домиков-келий — по числу 12 апостолов, и каждый имеет собственное название, а число насельниц было 33.
В 1924 году скит был закрыт. Сестры жили тремя общинами: в Аносиной Борисоглебской пустыни, в Серпухове, в Марфо-Мариинской обители, впоследствии переехали в Перхушково с матушкой Фамарью. В 1931 году матушка Фамарь находилась в ссылке в Иркутском крае, но, благодаря хлопотам брата, режиссера Константина, в 1934 году вернулась. Скончалась матушка в 1936 году.
В декабре 1994 года в храм была перенесена чтимая икона «Знамение Пресвятой Богородицы, освящены престолы. К 2000 году в скиту сохранилась лишь половина зданий в полуразрушенном виде, еле угадывалась былая красота храма, построенного архитектором А. В. Щусевым. За последние 10 лет был воссоздан облик одного из уникальных монастырей Подмосковья. Проведены подъездная дорога через лес, вода, электричество и газ. Монастырь активно занимается сельским хозяйством. Его постоянно посещают гости, паломники и православные верующие.
Екатерининскую пустынь — Свято-Екатерининский действующий мужской монастырь в городе Видное Московской области мы увидели в наступающих сумерках.
Окна главного собора излучали золотистый цвет и в подсветке он казался легким и воздушным. Пустынь была основана примерно в 1658 г. и названа в честь великомученицы Екатерины Александрийской. Cвоим возникновением монастырь обязан чуду, произошедшему с царём Алексеем Михайловичем после охоты в этих местах. Святая Екатерина осчастливила его своим чудесным явлением и возвестила о рождении дочери. Событие это произошло 26 ноября (7 декабря) 1658 года. Обитель жила и процветала. Война 1812 года не причинила ей вреда, пожары и погромы революции 1905 года тоже не коснулись. Беда пришла позже. 13 сентября 1908 года в монастыре был убит настоятель игумен Мартирий.
В 1918 г. монастырь был отдан для размещения сестер эвакуированного из Польши Красностокского женского монастыря, а затем быстро закрыт. 164 монахини организовали здесь трудовую артель. Летом 1931 г., когда хлеба убрали, но полевые работы были в полном разгаре, пришла бумага из Москвы: в 24 часа очистить помещения монастыря. Большинству ехать было некуда. Первые аресты монахинь последовали сразу же после закрытия монастыря. Настоятельницу монастыря игуменью Елену и несколько сестер выслали в Казахстан сроком на 3-5 лет. Некоторые умерли в заключении. С 1931 г. на его территории располагалась детская воспитательная колония, а в 1938-1953 годах действовала Сухановская особо режимная тюрьма. В конце 1938 года снесли две старинные башни и установили вышки для часовых. Над стенами нарастили железную арматуру, монастырь опутала колючая проволока. Святые врата наглухо замуровали.
В январе 1939 года секретная политическая тюрьма приняла своих первых подследственных. Рассказывают, что в Екатерининском соборе был устроен крематорий. С 1931-го по 1991 год монастырь принадлежал НКВД-КГБ-МВД. В 1958 году в Сухановке разместилась областная тюремная больница. В 1991 г. монастырь передали Русской Православной церкви, восстановили весь архитектурный ансамбль. Сегодня это памятник федерального значения.

Как богаты те земли, которые сохранили свои святыни! Постоянный поток туристов и страждущих помогает восстанавливать полуразрушенные строения известных и безызвестных зодчих. Современному поколению, зомбированному в гаджетах, так не хватает сегодня духовности, культуры, понимания происходящих в мире событий. Хочется, чтобы это наследие Руси не кануло снова в лету, и наследники — новые поколения — были его достойны!
Л. Котова

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here