21 декабря исполняется 140 лет со дня рождения Иосифа Виссарионовича Сталина.
Данный юбилей — прекрасный повод для того, чтобы понять — кем же был этот человек, и какой была «эпоха Сталина»? А самое главное — что такое «Сталин сегодня», и что мы можем взять из уроков Сталина в наш завтрашний день.
Этот человек, а, вернее, эта историческая личность, спустя вот уже почти более полувека после ухода из жизни, вызывает полярную реакцию у сотен миллионов людей во всём мире.
* * * * *
Для одних Сталин — это олицетворение правды, справедливости, суровости по отношению к врагам, вождь трудящихся всех стран, гениальный человек, сумевший «принять Россию с сохой, а оставить с атомной бомбой», возглавивший страну в период самой страшной войны в истории человечества, и сделавший так, чтобы эта страна одержала в ней победу.
А в последние годы, с лёгкой руки некоторых бездумных почитателей Сталина, он превратился уже в «красного императора», «отца народов», который практически в одиночку вёл страну от победы к победе, не зная ошибок и промахов.
Для других же Сталин — это злодей, кровавый тиран, лично виновный в гибели «десятков (а то и сотен!) миллионов ни в чём не повинных людей», который создал в СССР «империю ужаса», обстановку всеобщего страха, лжи и доносительства.
Сейчас многие противники Сталина не отрицают достижения социализма в 30-50-е годы, но всегда прибавляют: «А какой ценой?!», намекая на то, что цена эта выше всех достижений, и не стоили эти достижения таких жертв…
* * * * *
Кто же прав?
Да по большому счёту — никто.
Нельзя оценивать Сталина, как и любую другую историческую личность такого масштаба, по обывательски, как родственника или соседа по подъезду, перетряхивая его семейные тайны или историю болезней. Сталин — это действительно историческая личность мировой величины. Никакой не «император», и не «вождь» (хоть порой при жизни его так и называли), а, в первую очередь, руководитель Коммунистической партии, марксист, ученик В.И. Ленина, выдающийся политический и военный деятель первого в мире государства трудящихся.
А «кровавым тираном» Сталина считают сейчас либо современные враги трудящихся, которые смертельно боятся неизбежного возвращения социализма, либо недалёкие люди, повторяющие вслед за этими врагами все их антисоветские сказки.
Но, с другой стороны, преувеличивать роль личности в истории тоже нельзя. Сталин (как и любая другая масштабная фигура) не был героем-одиночкой, как полицейский Макклейн из фильма «Крепкий орешек». Он был выразителем воли приведшего его на вершину власти общественного класса — пролетариата, класса, выражающего интересы всех трудящихся и возглавляемого пролетарской партией.
Поэтому вернее будет говорить не столько о том, «что сделал Сталин», сколько о том главном, что было сделано (или не сделано) «в эпоху Сталина» или под его руководством.
Попробую расставить свои «плюсы» и «минусы».
* * * * *
ПЛЮСЫ:
— до Великой Октябрьской социалистической революции, с 1895 года (с 15-летнего возраста!) Сталин активно участвовал в революционном движении. В 1901 году вступил в РСДРП. В 1904 году стал одним из главных организаторов большой стачки в г. Баку, неоднократно арестовывался и отбывал ссылки;
— накануне Октябрьской революции вошёл в состав Военно-революционного центра ЦК РСДРП(б) (Бубнов, Дзержинский, Свердлов, Сталин, Урицкий), который непосредственно руководил подготовкой и проведением вооружённого восстания в Петрограде в октябре 1917 года;
— в результате победы Октябрьской революции государственная власть впервые перешла от «денежных мешков» в руки Советов — избираемых самими трудящимися открытым голосованием в трудовых коллективах своих представителей, была отменена частная собственность на землю, фабрики, заводы, банки, железные дороги и др.;
— Сталин принимал активное участие в гражданской войне 1918-1920 г.г. в качестве члена Реввоенсовета РСФСР — в обороне Царицына, Петрограда, на фронтах против Деникина, Врангеля, белополяков и др.;
— Сталин разработал теоретически верный, но практически преждевременный план создания СССР – «план автономизации», вместо которого в 1922 году был принят ленинский план союзного государства;
— под руководством Сталина в 20-е годы в СССР проводилась «новая экономическая политика», позволившая временно оживить экономику и подготовившая дальнейшие социалистические преобразования;
— с 1929 года в стране началась масштабная индустриализация, позволившая во многом заново создать отечественную промышленность, за последующие десять лет было построено «с нуля» более 10 000 только крупных промышленных предприятий и объектов инфраструктуры, в экономике СССР началось активное «стахановское движение»;
— в 1929-1933 г.г. в СССР была проведена коллективизация сельского хозяйства, позволившая объединить мелкие единоличные крестьянские хозяйства в крупные коллективные производства, решить проблему продовольственной безопасности, обеспечить растущую промышленность рабочей силой. Параллельно с этим был ликвидирован класс сельской буржуазии (кулачества);
— в первые десятилетия советской власти в стране была полностью ликвидирована безработица, практически полностью — безграмотность населения, всем гражданам были гарантированы право на труд, восьмичасовой рабочий день, ежегодный оплачиваемый отпуск, бесплатное образование и здравоохранение, бесплатное предоставление жилья, пенсии по инвалидности и по возрасту: для мужчин с 60 лет, для женщин с 55 лет и др.;
— были предприняты активные меры по подавлению контрреволюционных заговоров и выступлений, что вызывает сегодня особую ненависть антисоветчиков к СССР и лично к Сталину;
— в 1939-1940 г.г., в результате активных военно-дипломатических мер, была расширена территория СССР за счёт вхождения в её состав Западной Украины, Западной Белоруссии, Молдавии, Прибалтики и части Финляндии;
— в 1945 году СССР одержал победу над объединёнными силами капиталистической Европы под руководством фашистской Германии, а также над Японией, после чего была создана мировая социалистическая система, в которую затем вошли полтора десятка стран, вступивших на путь строительства коммунизма;
— в послевоенные годы были предприняты энергичные меры по быстрому восстановлению экономики, в 1947 году проведена денежная реформа, отменена карточная система, начались и продолжались до 1954 года ежегодные снижения цен на важнейшие продовольственные и промышленные товары;
— в 1949 году было произведено первое успешное испытание атомного оружия, затем начались работы по освоению космоса и созданию ракетно-ядерного «щита» СССР, под защитой которого все мы живём до сих пор;
— в последние годы жизни Сталина им были приняты важные, но всё же запоздалые решения по корректировке положений марксистской теории и роли партии в жизни страны.
* * * * *
МИНУСЫ:
— принятие «сталинской» Конституции 1936 года, коренным образом изменившей избирательную систему в стране, что лишило Советы депутатов трудящихся реальной власти и положило начало передаче её в руки партийной номенклатуры (что окончательно завершилось при Хрущёве);
— в стране была окончательно не уничтожена частная собственность на средства производства, оставались сильны мелкобуржуазные слои населения, а в лице номенклатуры нарождалась «новая буржуазия», которая в 1991 году полностью взяла власть в свои руки;
— руководство СССР во главе со Сталиным практически отказалось от идеи мировой революции, что делало построение коммунизма в условиях капиталистического окружения невозможным;
— были допущены ошибки в идеологической работе, марксизм из науки, в основном, превратился в догму для конспектирования;
— допускались ошибки в решении национального вопроса (отказ от возвращения к «плану автономизации» после Великой Отечественной войны, поворот от пролетарского интернационализма к национализму и др.), а также в отношении к религии и церкви;
— были допущены недостатки в работе с руководящими кадрами. Если бы их не было, то такой человек, как Хрущёв, не смог бы оказаться в ближайшем окружении Сталина и в дальнейшем занять его место;
— и, наконец, вопреки расхожему мнению, считаю, что сталинское руководство было не чересчур суровым, а, наоборот, допускало неоправданную мягкость по отношению к врагам советской власти.
Однако, эти и другие ошибки Сталина необходимо отличать от предательства, которым запятнали себя, например, Хрущёв и Горбачёв.
* * * * *
Однако, всё это — в безвозвратно ушедшем прошлом. Как говорят, историю надо изучать не для того, чтобы досконально разбираться, что и как происходило раньше, а для того, чтобы ожившее прошлое объяснило нам, кто мы есть, и открыло бы путь в будущее. «Сталин не ушёл в прошлое — он растворился в будущем…». Эта знаменитая фраза приписывается президенту Франции Шарлю де Голлю, который был современником Сталина и пережил его затем ещё на 17 лет, воочию увидев, какой след оставил на Земле этот выдающийся человек.
М. Сметанин