Сила Веры священнослужителей Поздеевских

0
64

Их дядя, Александр Викторович Поздеевский (1868-1937), представительV поколения, служил в армии, с 1895 года был псаломщиком в церкви поселения Большие Соли, затем дьяконом и священником этого храма до 1930 г. Судьба всех оборвалась в 1937-1940 г.г.
Как и во многих семьях священнослужителей, Виктору с раннего детства прививались моральные и духовные качества, закладывались трудовые навыки, музыкальное воспитание, эстетическое восприятие действительности. По воле судьбы дети священника с младенчества погружались в величественный и таинственный мир Божией Обители. Их глаза видели торжественное убранство церкви с ее архитектурными формами и живописными изображениями евангельских сюжетов, а слух детей воспринимал звуки церковных песнопений, тревожа самые глубинные, тонкие струны души. С семилетнего возраста они уже пели на клиросе, а дома их ждала и светская музыка старинного репертуара.
Когда в 1896 году Виктору исполнилось тринадцать лет, его определили в Костромское духовное училище. Материальное положение многодетной семьи было незавидное. Его отец, дьякон-псаломщик Соборно-Воскресенской церкви посада Большие Соли, имел годовой доход около 100 рублей, но не имел земли и хозяйства. В документах Костромского духовного училища сохранилось прошение дьякона Воскресенской церкви посада Большие Соли Ивана Поздеевского о назначении пособия его сыну Виктору Поздеевскому, обучающемуся в вышеназванном училище. Документ датирован 1897 годом. Талантливому ученику пособие было назначено. После окончания духовного училища Виктор продолжил учебу в Костромской духовной семинарии, но, видимо, он не окончил ее, так как позднее в анкете арестованного Поздеевского В.И. в деле УНКВД Ивановской области №5531-П от 1937 г. в графе «образование» записано: образование незаконченное среднее духовное.
В это время с ним учились братья Розовы Сергей и Леонид (был священником Троицкого собора г. Кинешма) из семьи священника. Однажды, будучи в гостях у Сергея в г. Вичуга, Виктор познакомился с его сестрой — будущей своей супругой Александрой Петровной Розовой (1882-1965 г.р.). Это был брак от Бога!
В семье сельского священника отец Виктор, обладавший строгим характером, был главой. Не было споров и конфликтов. Все слушались его, даже супруга. Виктор был добрым, последнее мог отдать нищему, любимую жену называл Саней, любил ее за мягкость характера и безответность, сам был сдержан в своих чувствах. Детей никогда не наказывал — в доме царила атмосфера доброжелательности. И это была заслуга Александры Петровны. Ее выдержка, безропотность, терпение, светлый ум сглаживали шероховатости быта. Каждый занимался своим делом и отвечал за него.
Виктор Иванович был искренне верующим человеком и оставался им до самой смерти. Но его нельзя назвать религиозным фанатиком.
Семейный бюджет в 20-30-е годы был скуден. Основная еда — картошка, забеленная молоком похлебка, ржаной хлеб, реже — пироги из ржаной муки с картошкой и морковью. Сахар был редкостью, чай пили с вяленой свеклой. Держали куриц, имели огород. В более ранний период семья вела крестьянское хозяйство, в котором были лошадь и корова. Сам Виктор Иванович очень любил ходить за грибами, детей приучал любить и ценить природу.
Традиции и принципы воспитания из отцовского дома в Больших Солях священник перенес в свою собственную семью. С девяти лет его сыновья вставали за плуг, ухаживали за скотиной, учились плести корзины, подшивать валенки, ткать новину (суровую ткань), чинить домашнюю утварь. А дочери брали пример с матери — росли вежливыми, заботливыми, отзывчивыми, владели рукоделием, рисованием и живописью.
Все дети были щедро одарены от природы музыкальными способностями, играли на разных инструментах: фисгармонии, гитаре, балалайке, мандолине. Отец особо любил скрипку и играл на всех остальных инструментах.
До 1912 года Виктор Иванович служил дьяконом при Покровской церкви Тихоновской Слободы Юрьевецкого уезда. С 1912 года принял сан священника и до 1917 года служил в селе Ильинское (Апраксинского сельсовета Костромского района). С 1917 года — в селе Семилово Судиславского района Костромской области. С 1925 года — в селе Никола-Пустынь Кинешемского района, с 1930 года — в селе Борщино Большесольского района.
В этом году его репрессировали на пять месяцев в Кинешемскую колонию за так называемую «контрреволюционную агитацию». Позднее в документах НКВД появится запись: «Поздеевский Виктор Иванович, 48 лет, живет в с. Левашово, священник, недвижимого имущества не имеет, налог не выявлен».
С 1933 года он служит в селе Новописцово Вичугского района Ивановской области. К 1936 году борьба с врагами социализма, к которым были причислены и служители духовенства, достигла своей наивысшей точки. Любые смелые мысли о критике строя, коллективизации, арестах, упоминание об этом на службах, приводили к печальным последствиям. Нашлись и те, кто дал «нужные» показания против Виктора Ивановича. 12 октября 1937 года у него был произведен обыск, последовал арест Вичугским РОНКВД с последующим направлением в Кинешемскую тюрьму, в которой после трех допросов через неделю, 18 октября 1937 года, было предъявлено обвинительное заключение (Следственное дело Ивановского УНКВД № 5531-П, Л.51.).
На допросах В.И. Поздеевский говорил: «… я остаюсь тем, кем был до революции, и от своих убеждений я не отступлюсь».
Следственное дело по обвинению Поздеевского и др. по ст. 58. п. 10 ч.1 УК РСФСР было направлено на рассмотрение судебной тройки УНКВД 18 октября 1937 года. Приговор был жестким. Постановление тройки:
Поздеевского В.И. — расстрелять. Лично принадлежавшее ему имущество конфисковать.
Расстрелян Виктор Иванович был 23 октября 1937 года в Иванове, в один день и в одном месте со своим двоюродным братом Александром Васильевичем, в монашестве Феодором Поздеевским. Похоронен на одном из кладбищ г. Иваново.
Немало пришлось претерпеть детям и внукам Виктора Ивановича. Священников ликвидировали «как класс», их ненавидели, взрывали и грабили церкви. «Дети врагов народа», «поповичи», «поповское отродье» — это клеймо носили многие потомки священнослужителей. Они испытывали давление отовсюду: от общественных и государственных органов, от селян, горожан и соседей. Некоторые члены семейства были вынуждены сменить фамилию. Так Петр Викторович, женившись, взял фамилию жены, а внуку Алексея Викторовича Поздеевского — Валерию изменили фамилию в детстве.
Только через двадцать лет старший сын Виктора Ивановича — Алексей смог обратиться в комитет госбезопасности с заявлением.
После нескольких отказов в просьбе вышло Постановление Президиума Ивановского областного суда от 27 апреля 1959 года о прекращении дела в отношении Поздеевского В.И. с формулировкой за «недостаточностью улик». В домашнем архиве дочери Виктора Ивановича Ольги до сих пор хранится документ о судьбе отца, адресованный ей Ивановским управлением министерства безопасности РФ.
У священника Виктора Ивановича Поздеевского по тем временам была очень большая семья. Его первенец, жизнерадостный и красивый сын Алексей Викторович (1905-1986), родился в селе Подмонастырная Слобода Юрьевецкого района Ивановской области, работал электромонтером в Москве, воевал с февраля 1943 по май 1945 года, награжден орденом «Красной звезды», медалями: «За боевые заслуги», «За оборону Москвы», «За оборону Сталинграда», «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина» и «За победу над Германией».
Сын Аркадий Викторович (1907-1978) рано покинул отчий дом, воевал и закончил войну в Чехословакии, стал руководителем и поднимал сельское хозяйство Ростовской области.
Сын Иван Викторович (1909-1980) жил и работал в Родниках на меланжевом комбинате «Большевик», прошел все ступени руководящей работы до заведующего фабрикой «Вельвет-Корд», первым освоил производство вельвета в области. Его отличала принципиальность, честность и порядочность. В большей мере, чем другие дети, унаследовал от отца Виктора отличный голос — баритон. Он часто с родителями устраивал домашние концерты. Отец играл на скрипке, а дети — на фисгармонии, гитаре, балалайке и мандолине. Прошел войну, награжден государственными наградами. Ивану удалось реализовать свое увлечение пением — всю жизнь он пел в городском хоре солистом, играл на пианино, аккордеоне, гитаре.
Сын Петр Викторович (1910-1998) певец и музыкант, добрый и гостеприимный, обладал жизнерадостным характером, скромный, кристально честный, работал заведующим складами предприятий. Мог сам печку сложить, дом построить, блины испечь — его считали мастером «золотые руки». Воевал с августа 1941 по август 1945, вернулся без ранений. Награжден двумя орденами Отечественной войны I и II степени, орденом «Красной звезды», медалью «За победу над Германией», медалью «За оборону Ленинграда. Женился, венчался, взял фамилию жены. Венчание в церкви проводил Леонид Петрович Розов, родной брат матери, Александры Петровны Поздеевской, жены Виктора Ивановича. Любил работать на земле. Мечтал построить свой маслобойный заводик, но в СССР это было невозможно реализовать.
Дочь Анна Викторовна (1912-1966) рано покинула семью, работала счетоводом. В 1936 году уехала в г. Куйбышев. В годы войны работала на авиационном заводе токарем. В 1964 году переехала в Кострому. Обладала сильным, красивым голосом, хорошо рисовала, шила, вышивала. Семьи не завела, детей не имела.
Сын Николай Викторович (1915-1941) в 17 лет уехал в г. Майкоп к брату Аркадию, потом работал в Иванове на заводе «Металлист». Был хорошим, добрым, но малоразговорчивым человеком. Осенью 1941 года простился с семьей навсегда – чувствовал, что не вернется назад. Возможно, что он даже не доехал до фронта.
Сын Георгий Викторович (1917-1943), умер в возрасте 26 лет от порока сердца.
Сын Михаил Викторович (1919-1943) был внимательным, ласковым, красивым юношей с большими карими глазами. Хорошо играл на гитаре, отлично учился. Мечтал поступить в железнодорожный институт, но из-за социального происхождения его заявление не приняли. До войны работал учителем начальных классов в г. Вичуге. На фронт был призван в 1942 г., умер он от ран в госпитале города Коростень Житомирской области, где и был похоронен в 1943 году.
Дочь Ольга Викторовна родилась в 1923 г. Средств на учебу не было. Оля поступила на рабфак в г. Иваново, с началом войны работала санитаркой в госпитале, была донором. В 1942 г. с похвальной грамотой, без экзаменов была принята в Ивановский текстильный институт на механическое отделение. Училась и работала лаборантом в институте. 32 года проработала в Костроме на заводе инженером-конструктором, хорошо рисовала, собрала большую коллекцию репродукций картин, воспитала своих детей на любви к изобразительному искусству.
В деревне Вершинино Ивановского района внучка деда Виктора — Софья бережно хранит в старинном резном шкафу его древние, потрепанные и зачитанные книги, многие в подтеках восковых свечей. Рядом — старинная фисгармония деда, граммофон и фортепиано. Камин украшает искусная кованая решетка, старинная мебель в доме хранится с конца XIX века. Личные вещи деда Виктора имеют сегодня высокую духовную ценность: камертон, иконки и деревянная шкатулка. А вот удивительный крест был передан в дар Благовещенской церкви г. Заволжска. Этот дом дышит самой историей.
Род священнослужителей Поздеевских был очень велик. Многие из них пали жертвами репрессий. Но все, что связано с этими семьями убеждает, что это были необыкновенно талантливые люди, сильные духом, заметные в доброте и гостеприимстве, в любви к своему Отечеству, умеющие восторгаться прекрасным, оптимисты и романтики с сильными семейными традициями, хранящие память о предках. Такими они вырастили и своих детей.
Продолжение следует
Л. Котова

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here