«В ЦЕЛЯХ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ВСЕМУ НАСЕЛЕНИЮ РЕСПУБЛИКИ ВОЗМОЖНОСТИ СОЗНАТЕЛЬНОГО УЧАСТИЯ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ СТРАНЫ…»

0
57

100 лет назад — 26 декабря 1919 года — В.И. Ленин подписал декрет Совета
народных комиссаров РСФСР «О ликвидации безграмотности».

Значение этого документа огромно, и по последствиям его дальнейшей реализации вполне сопоставимо с такими достижениями советской власти первых десятилетий, как индустриализация и коллективизация сельского хозяйства.
И действительно, неграмотный человек ещё может пахать землю, управляться с лошадью или коровой. Но работать на фабрике или заводе, в больнице или магазине, управлять автомобилем или самолётом и т.п. без умения читать и писать нельзя.
А между тем, по данным последней в Российской империи переписи населения 1897 года, грамотных в стране на тот момент было в среднем не более 20-22% населения, а среди женщин — всего около 13%.
За 20 лет до Октябрьской революции это положение несколько улучшилось, но незначительно. Также надо учитывать, что во время переписи в число грамотных (то есть умеющих читать и писать на родном языке) нередко заносили и полуграмотных людей — умеющих лишь с грехом пополам читать и расписываться в документах.
Вот с таким «багажом» большевики приняли царскую Россию, и ясно, что без овладения хотя бы начальной всеобщей грамотностью думать о строительстве коммунизма в такой и без того отсталой крестьянской стране было бы полной утопией.
* * * * *
Итак, ровно 100 лет назад Декретом «О ликвидации безграмотности» в советской России, а затем и в СССР начинается кампания так называемого ликбеза (аббревиатура из слов, вынесенных в название этого документа).
Декрет недвусмысленно обозначал то, ради чего затевался ликбез: «в целях предоставления всему населению Республики возможности сознательного участия в политической жизни страны».
Декрет предусматривал полную ликвидацию неграмотности по всей стране: отныне всё население России в возрасте от 8 до 50 лет, не умевшее читать или писать, обязано было учиться грамоте на родном или на русском (по желанию) языке.
Обучение это должно было вестись только в государственных школах, без какого-либо участия церкви, как это было повсеместно до революции.
Народному комиссариату просвещения и его местным органам предоставлялось право привлекать к обучению неграмотных любых грамотных, не мобилизованных на фронт, граждан — «в порядке трудовой повинности», но «с оплатою их труда по нормам работников просвещения».
Больше же всего нагрузка по ликбезу легла на профессиональных педагогов, коммунистов, комсомольцев, активистов профсоюзного и женского движения. Для ликвидации безграмотности органы Наркомпроса могли «использовать народные дома, церкви, клубы, частные дома, подходящие помещения на фабриках, заводах и в советских учреждениях и т. п.». А «снабжающим органам» вменялось в обязанность «удовлетворять запросы учреждений, имеющих целью ликвидацию безграмотности, преимущественно перед другими учреждениями».
Ещё интересный факт. Несмотря на то, что шла гражданская война, «обучающимся грамоте, работающим по найму, за исключением занятых в милитаризованных предприятиях, рабочий день сокращается на два часа на все время обучения с сохранением заработной платы».
Всякие же саботажники и вредители, «уклоняющиеся от установленных настоящим декретом повинностей и препятствующие неграмотным посещать школы», — было сказано в декрете, — «привлекаются к уголовной ответственности».
* * * * *
В работу по ликвидации безграмотности, кроме её главного инициатора — В.И. Ленина, большой вклад внесли первый народный комиссар просвещения А.В. Луначарский, сменивший его затем на этом посту уроженец Иваново-Вознесенска А.С. Бубнов, его заместитель — вдова Ленина, доктор педагогических наук Н.К. Крупская, председатель ВЧК Ф.Э. Дзержинский, основатель советской педагогической школы А.С. Макаренко и др.
КАЖДЫЙ населённый пункт с числом неграмотных свыше 15 человек должен был иметь свою школу грамоты (ликпункт). Срок обучения в такой школе составлял 3-4 месяца. Программа обучения первоначально включала только чтение, письмо и счёт. Затем, в 1925/26 учебном году, в программы ликбеза в качестве обязательного был введён курс политграмоты.
В 1920-1924 годах, в помощь ликпунктам, вышли два издания первого советского массового букваря для взрослых Д. Элькиной, Н. Бугославской, А. Курской (2-е издание — под названием «Долой неграмотность» — включало ставшую широко известной фразу для обучения чтению — «Мы — не рабы, рабы — не мы», а также стихотворения В.Я. Брюсова и Н.А. Некрасова). В те же годы появились «Рабоче-крестьянский букварь для взрослых» В.В. Смушкова, «Букварь для рабочих» Е.Я. Голанта. Было налажено издание массовых букварей и других начальных пособий для взрослых не только на русском, но и на других (порядка 40!) языках народов СССР.
* * * * *
До 1928 года в РСФСР и СССР было обучено грамоте около 10 млн. взрослых.
В 1928 году по инициативе ВЛКСМ был начат так называемый культпоход. Его опорными центрами стали Москва, Саратов, Самара и Воронеж, где основная часть неграмотных была обучена силами добровольцев из числа комсомольской молодёжи. К середине 1930 года число «культ-армейцев» достигло 1 млн., а число учащихся — 10 млн. человек.
В 1930 году в СССР было введено всеобщее начальное обучение. Ликвидация неграмотности возлагалась теперь на соответствующие секции при местных Советах. К 1936 году общее число обученных ранее неграмотных граждан достигло уже около 40 млн. человек.
По данным Всесоюзной переписи населения 1939 года, грамотность лиц в возрасте от 16 до 50 лет приближалась к 90%. Цель, поставленная ленинским декретом 1919 года, была достигнута.
* * * * *
И последнее. Борьба с безграмотностью в нашей стране, как уже сказано, началась во время войны, голода и эпидемий, когда было вроде бы не до букварей и прописей. Но новая власть, судя по всему, была заинтересована в развитии самых широких масс населения, не пытаясь что-то скрыть от людей или каким-то образом затуманить им мозги.
Сравните же с тем, что происходит сейчас, в XXI веке. Вспомните ЕГЭ, липовых медалистов, священников с кадилами на школьных линейках, безграмотных «бакалавров» и «магистров», получивших свои «корочки» за деньги и т.п. Сравните и сделайте выводы.
М. Сметанин

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here