Часть 12. Рыбакин Н.П.
Неожиданный перевод В.В. Рогозина в областной центр оставил предприятие без руководителя на 2 месяца. Новый директор — Николай Павлович Рыбакин (годы работы 27.02.1987-20.06.1988) впервые за все время существования комбината был избран общим голосованием коллектива предприятия.
Николай Павлович Рыбакин родился 3 августа 1949 г. в деревне Деменово Родниковского района. После окончания 10 классов в Каминской средней школе работал в совхозе «Светоч», а затем был призван в армию. После службы в 1970 г. пришел работать на комбинат «Большевик» и сразу поступил в родниковский филиал Ивановского хлопчато-бумажного техникума, который окончил в 1973 г. с отличием. В этом же году поступил в Ивановский текстильный институт и окончил его в 1979 году без отрыва от производства с отличием по специальности «инженер-технолог по прядению натуральных и химических волокон». Все это время Николай Павлович работал на комбинате помощником мастера, старшим мастером, замдиректора по работе с молодежью в ПУ, председателем профкома комбината. Потом Н.П. Рыбакина пригласили на работу в исполком заместителем председателя райисполкома, где он курировал промышленность района. Именно с этой должности он был избран на должность директора комбината. Николай Павлович стал единственным в Родниках директором, избранным на эту должность общим голосованием. Ему было на тот период 37 лет. Обычно директоров больших текстильных предприятий назначали в области.
В проекте Закона о госпредприятии заложено было положение о выборности руководителя. Это обеспечивало улучшение качественного состава руководящих кадров и усиление их ответственности за результаты деятельности. В конце зимы – начале весны 1987 г. СМИ пестрели заголовками о необычном событии: «Кому быть директором» — газета «Родниковский рабочий» № 25 от 28.02.1987г.; «На совет с народом» — газета «Голос масс» № 9 от 06.03.1987 г.; «Хочу быть директором!» — газета «Ленинец» № 42 от 01. 03. 1987 г.; «Кому быть директором» — газета «Рабочий край» № 54 от 06.03.1987 г.
В феврале 1987 г. на собрании по выбору кандидатуры на пост директора комбината присутствовало «самое высокое начальство»: первый секретарь обкома КПСС М.А. Князюк, министр текстильной промышленности РСФСР А.М. Парамонов, начальник объединения «Ивпромтехноткань» Л.С. Симонов, заведующий отделом легкой промышленности и товаров народного потребления ОК КПСС В.В. Рогозин, первый секретарь РК КПСС С.А. Нестеров. Л.С. Симонов озвучил три кандидатуры. М.А. Князюк предложил дать краткую характеристику деловых качеств каждого кандидата. А.В. Чичев взял самоотвод, так как работал в должности главного инженера 1,5 года и считал своей задачей продолжение технического перевооружения производств, подработку нового ассортимента, реализацию товара при затаривании складов тканями и лоскутом. А.А. Шальнов тоже считал выдвижение своей кандидатуры на главный пост преждевременным. Среди других кандидатов работники предприятия выбрали Н.П. Рыбакина, отметив его принципиальность, напористость, ответственность, умение работать с людьми и доводить дело до конца. Николай Павлович знал работу производства, смущало только отсутствие навыков хозяйственной деятельности. Более в истории комбината «Большевик» не было директоров-родниковцев со времени С.И. Лапшина и П.И. Лахтина. Выборы директора крупнейшего предприятия края стали первыми в области и в отрасли. Комбинат начал работать в новых экономических условиях – самофинансировании и самоокупаемости. В этих условиях новый директор должен был стать умелым дирижером более чем десятитысячного коллектива комбината, первопроходцем во многих областных социальных программах, сделать рывок вперед в совершенствовании технологии и обновлении ассортимента. Приказом по Минтекстильпрому РСФСР от 27.02.1987 г. Н.П. Рыбакин был назначен директором комбината «Большевик».
Начались нелегкие трудовые будни. Приятным событием того времени стало известие, что решением президиума ЦК профсоюзов медицинских работников и коллегии Минздрава РСФСР поликлиника комбината была признана республиканской школой передового опыта по охране здоровья рабочих. По этому поводу в Медицинской газете от 8 марта 1988 года появилась статья «Родники здоровья». «И кто только придумал назвать текстильную промышленность легкой?» — говорили рабочие. Медики, обследовавшие тружеников разных производств комбината, тоже так не считали. Рабочие производили продукцию в условиях высокой двигательной активности (интенсивности труда) в течение трудового дня: ткачиха проходила за смену 30 км, а прядильщица делала более 500 приседаний в смену, плюс жара, шум в 95 децибел при норме в 85, высокая влажность, запыленность и воздействие агрессивной среды влияли на здоровье людей, на их нервную систему и организм в целом.
Традиция взаимоотношений медиков и новой администрации предприятия позволила сделать многое: за последние месяцы в разы снизился ручной труд, а женщины почти полностью были освобождены от тяжелых работ. Главный врач Т.А. Алешунас вместе с директором Н.П. Рыбакиным не раз принимали делегации по обмену опытом снижения заболеваемости на комбинате. И показать было не стыдно: новую систему вентиляции и увлажнения, стульчики на монорельсах для мотальщиц, исчезновение старой профессии транспортировщик, в красильном производстве – спецустройства для погрузки рулонов с тканью, новые здравпункты с процедурными кабинетами в производствах, ингаляторий в прядильном производстве, оснащенную поликлинику с кабинетом групповой гипнотерапии, центры психофизического восстановления в прядильном и ткацком производствах (было запланировано открыть еще два центра в ОТК и красильном производстве), зимний сад для небольшого отдыха, разбитый на месте свалки, санаторий-профилакторий «Орбита» с богатым лечебным арсеналом и столовой. Огромная забота о женщинах, охрана материнства и детства, оздоровление детей в санатории-профилактории и в дошкольных учреждениях (дет/ясли №7 были переведены на санаторный режим) нашли свой отклик в сердцах текстильщиков. Заведующая профилакторием Н.К. Цветкова стремилась по полной программе обеспечить отдых рабочих в сочетании с полноценным питанием, лечением, тишиной в обстановке красоты и эстетики.
При выполнении программ «Здоровье» (1986-1990) и «Жилье» (до 2000 г.) при директоре Н.П. Рыбакине многие пункты были выполнены досрочно до намеченных сроков. Шла подготовка к строительству МЖК на Цветочной улице. По договору с НИИ ткацкие цеха планировалось облицевать шумопоглощаюшими материалами, что должно было снизить шум на 5 децибел, а установка менее шумных чешских станков марки «Джетис» должна была внести комфорт в производство. Николай Павлович вникал во все вопросы производства и быта людей. У него не было наработанных связей с высшим руководством, как у предыдущих директоров, но он сделал за год много полезного, ценного для своего предприятия и его огромного коллектива! Серьезный, человечный и требовательный – так говорил о нем состав ИТР (инженерно-технических работников). Конечной целью директора была грандиозная задача — внедрение передовой высоко автоматизированной техники с минироботами и микропроцессорами.
Время начавшейся перестройки при М. Горбачеве было уже не спокойное и перечеркнуло многие планы. Разрушение государственного планирования и экономики советского общества в середине 1980-х гг. набирало обороты. У нового руководства страной отсутствовала четкая концепция преобразований и стратегия самих реформ. Курс на ускорение социально-экономического развития с его техническим перевооружением, ускорением научно-технического прогресса и достижением мирового уровня производительности труда стал провальным. Зато меры по укреплению трудовой дисциплины, борьбе с пьянством, ужесточение контроля за качеством продукции (введена госприемка) на комбинате все почувствовали сразу. Город выстроился в ежедневные очереди в «Поплавок» на ул. Невской за спиртными напитками.
Неудача курса «ускорения» побудила Горбачева принять экономическую реформу 1987 г. в надежде объединить социализм и рынок. Предприятия наделялись широкими правами, переводились на хозрасчет и самоуправление. Руководители должны были искать пути сбыта для производимой продукции и самостоятельно решать, как распорядиться полученной прибылью. Но рыночный механизм не работает в рамках командно-административной системы. С началом легализации частной собственности налоги текстильных предприятий от получаемого дохода выросли до фантастических размеров. Появилось новое понятие — «теневая экономика». Неупорядоченность налоговой системы, высокие налоги губительно сказались на деятельности родниковского текстильного гиганта.
Текстильщики в тот период работали практически на склад. Все склады предприятия были затарены. Реализовать готовую продукцию становилось все тяжелее. Николай Павлович не раз ездил в Москву на прием к министрам по разным вопросам, решая назревшие до боли проблемы. На Всесоюзном Совете директоров легкой промышленности Н.П. Рыбакин встретился с председателем ВЦСПС С.А. Шалаевым и первым замом председателя Совета министров РСФСР Н.Т. Трубилиным. Тогда решался вопрос о строительстве семиэтажного хирургического отделения рядом с Красной больницей. Строительство шло на паях, часть из которых принадлежала комбинату «Большевик». В тот период строительство такого большого объекта стало нерентабельным, выделенных средств не хватало. Поэтому было решено скорректировать документацию, чтобы строить на данном месте новую районную поликлинику. В старой поликлинике специалистам не хватало кабинетов, она не отвечала современным требованиям, а здание ветшало с каждым годом. После обоснованности всех доводов Н.П. Рыбакиным в Москве деньги на строительство поликлиники были выделены.
Параллельно на комбинате шло расширение швейного производства, в котором производился пошив изделий из тканей комбината. Была открыта новая столовая в ОГМ, построена новая линия хлопко-красильных агрегатов для крашения волокна. Оказывалась большая шефская помощь детским садам — выделялись рабочие и денежные средства для проведения самых необходимых работ. В этот же период в мкр. Южный был сдан в эксплуатацию еще один дом и расконсервирован для продолжения строительных работ дом № 15.
Николай Павлович практически посвятил всю свою жизнь комбинату. Он никуда не уходил после перевода на другую работу, был назначен директором ОАО «Родники Деним» и плюс к этой нагрузке являлся директором джинсовой фабрики, а затем – директором красильно-отделочной фабрики. Он ездил в Америку, чтобы принять оборудование для джинсовой фабрики.
Н.П. Рыбакин избирался с 1983 по 2010 годы депутатом горсовета, райсовета, родниковской городской думы, много делал для комбината и города. За многогранную и ответственную работу был награжден отраслевой наградой министерства текстильной и легкой промышленности – нагрудным знаком «Почетный работник текстильной и легкой промышленности РФ».
Назначение нового директора комбината «Большевик» областным управлением стало для Н.П. Рыбакина неожиданностью, крушением его планов развития предприятия и моногорода. Николай Павлович очень переживал по этому поводу. Он достойно принял решение о назначении нового директора – Юрия Федоровича Рыбина и продолжил совместное сотрудничество по сохранению и работе предприятия в непростых экономических условиях.
Продолжение следует…
Л. Котова