Говорят, что любой мужчина проходит в своей жизни три главных этапа. Первый – это в детстве, когда верит в Деда Мороза, второй – когда взрослеет и перестаёт верить в лесного волшебника, и, наконец, третий – когда он уже сам… Дед Мороз.
Помните свои детские предновогодние переживания?
В комнате полумрак, пахнет живой хвоей и мандаринами, в чёрных заклеенных окнах отражаются переливающиеся разноцветные гирлянды, по телику передают что-то новогодне-сказочное, а на улице — полуметровые сугробы снега и трескучий морозец… На душе — радостные предвкушения новогодних подарков, длинных-предлинных зимних каникул, и… ожидание чуда.
Потом, постепенно, с каждым годом эти ощущения всё больше улетучивались, уступая место совсем другим, недетским мечтам и заботам. А затем, спустя десятилетия, оказавшись, как говорится, на вершине склона лет, мы уже и сами откровенно смеёмся над своими же детскими наивными фантазиями…
* * * * *
Всё вышеописанное, присущее почти что каждому отдельному человеку, справедливо и для общества в целом. Сначала, на определённом историческом этапе трудящиеся массы верят в красивые слова и сладкие обещания власти, содержащейся владельцами «заводов, газет, пароходов», в цехах, редакциях и трюмах которых денно и нощно вкалывают эти самые трудящиеся.
И не только верят, но и с энергией и желанием участвуют во всех организуемых этой властью мероприятиях, причём, как «за», так и «против». Ведь для власти главное, чтобы массы не занимались самодеятельностью, не вникали в суть происходящего. Как говорил герой одного известного фильма: «Все побежали, и я побежал». Куда? Зачем? Бог его знает… Главное — дружно и все вместе.
Однако затем постепенно к людям приходит всё более сильное ощущение глобального «разводилова, кидалова и охмурёжа». Телевизор с холодильником никак не могут найти общего языка, а зарплаты не хватает, говоря цензурным языком, даже на очень плохую жизнь. И вот тогда человек прозревает, избавляясь, наконец, от веры в своего детсадовского «Деда Мороза»…
* * * * *
Если кто ещё не догадался, данный текст посвящён проходившему на прошлой и текущей неделях мероприятию, называемому «общероссийским голосованием по вопросу одобрения изменений в конституцию Российской Федерации».
Причём автор этих заметок не будет никоим образом, от слова «совсем», обсуждать такие несущественные детали как «честность и прозрачность» голосования, агитацию «за» или «против» поправок, ставший вдруг менее опасным на этот период «коронавирус», разные скандалы и фейки, и прочее. Всё это абсолютно неважно.
А самое главное — я не буду ничего говорить о результатах этого голосования, поскольку мне это совершенно не интересно.
* * * * *
Во всём этом гораздо интереснее другое. Любопытно наблюдать, как сам процесс «голосования по поправкам» уже повлиял на сознание очень многих и многих простых людей. И, в первую очередь, как это ни парадоксально, на тех, кто в нём участия не принимал. До этого такие, игнорирующие любые выборы граждане, просто не ходили на избирательные участки, переключали с предвыборной рекламы телевизор и использовали печатную агитацию исключительно для растопки банной печи. Они просто отстранялись от происходящего.
Теперь же, когда к ним — во двор пятиэтажки или в улицу частного сектора — без спроса и вызова несколько дней кряду приходили какие-то странные люди в белых одеяниях, похожие на пришельцев с планеты Нибиру, и навязчиво предлагали совершить известные действия, то это уже совсем другое. Теперь многие из тихих «отказников» начали превращаться в активных «посылателей» незваных гостей по всем известному адресу.
* * * * *
Что же касается тех граждан, кто принял участие в голосовании, то мироощущение многих из них тоже очень сильно изменилось.
Почему? Потому что, несмотря ни на какие повышения пенсионного возраста, нищету, безработицу и прочие «выгоды» капитализма, «день выборОв» для немалого числа наших граждан, особенно пожилых, всё ещё оставался чем-то особенно-праздничным.
Ещё с советских времён они помнили особое, приподнятое настроение в этот день, когда с соседями или товарищами по работе, надев всё лучшее и выходное, все вместе дружно шли на избирательный участок. А там — транспаранты, флаги, весёлая музыка, распродажи, встречи со старыми знакомыми и так далее. Одним словом — праздник.
А нынче — это что-то другое. Даже свадьбы, и даже в русских народных сказках, и то по неделе не гуляли…
* * * * *
Короче говоря, нынешнее голосование кардинально отличается от всех выборов предыдущих десятилетий. И не только «коронавирусными» ограничениями, многодневностью и работой УИКов по принципу рекламы «Tide»: «Вы всё ещё не проголосовали, тогда мы идём к вам».
Главное то, что в безудержной погоне за явкой любой ценой, кто-то очень сильно перегнул палку…
…Новогодняя ночь заканчивается. Завтра наступит похмелье. Пустота. Дед Мороз снимет накладную бороду и превратится в халтурного массовика-затейника из фирмы «Заря». А дети, несмотря ни на что, станут взрослыми…
М. Сметанин