2 февраля 2020 года исполнилось 135 лет со дня рождения выдающегося большевика-революционера, одного из организаторов Первого Совета рабочих депутатов и первого «красного губернатора» Иваново-Вознесенской губернии, военачальника Красной Армии, военного теоретика Михаила Васильевича Фрунзе.
Также в нынешнем году есть и другая юбилейная дата, связанная с М.В. Фрунзе, — печальная. В субботу, 31 октября, исполняется 95 лет со дня его смерти…
* * * * *
Михаил Васильевич Фрунзе скончался в возрасте всего 40 лет, можно сказать, в расцвете сил, полным жизненных планов, будучи на пике карьеры, и истинные причины и реальные обстоятельства его трагической гибели даже сегодня, спустя почти век, до конца не ясны.
К 1925 году, несмотря на ещё относительно молодой возраст, Михаил Васильевич имел за плечами бурную, наполненную самыми разными, в том числе и героическими, событиями жизнь. Гимназическая и студенческая юность, «кровавое воскресенье», Первый Совет, восстание в Москве 1905 года, каторга, ссылка, Октябрь 1917-го, создание Иваново-Вознесенской губернии, гражданская война, военная реформа…
В 1918-1922 г.г., Фрунзе, вместе с Я.М. Свердловым, И.В. Сталиным, Ф.Э. Дзержинским и М.И. Калининым, считался входящим в самое ближайшее окружение В.И. Ленина, в «команду» наиболее приближённых к вождю его соратников.
С апреля 1924 года М.В. Фрунзе — начальник штаба Красной Армии, начальник Военной академии РККА, кандидат в члены Политбюро ЦК РКП(б), с января 1925-го — председатель Реввоенсовета СССР и народный комиссар Советского Союза по военным и морским делам.
* * * * *
События последних месяцев 1925 года, предшествовавших смерти М.В. Фрунзе, по различным источникам, выглядят в совершенно разном, даже в противоположном свете.
С одной стороны, известно, что здоровье Михаила Васильевича Фрунзе к 40 годам было уже основательно подорвано. Ещё будучи на каторге, он «заработал» целый букет болезней, из которых сильнее всего страдал от язвы желудка и двенадцатиперстной кишки. На протяжении последних десяти лет жизни его преследовали кишечные кровотечения и боли, избавляться от которых приходилось длительными сеансами терапевтического лечения.
Есть свидетельства, что к 1925 году Фрунзе уже сам хотел решить этот вопрос кардинально и решился на операцию.
С другой же стороны, говорят, что как раз к этому времени боли перестали его беспокоить, самочувствие стабилизировалось, но руководство в лице политбюро ЦК партии во главе с И.В. Сталиным настаивало на операции, и Фрунзе в итоге тоже на неё согласился. В последнем своём письме из больницы он сообщал жене, что «пусть же раз навсегда разглядят хорошенько, что там есть, и попытаются наметить настоящее лечение».
* * * * *
Операция состоялась 29 октября 1925 года. Известно, что эфирный наркоз подействовал на Фрунзе недостаточно, он не засыпал. Из-за этого врачи решили дополнительно применить хлороформ. Во время операции выяснилось, что язва уже зарубцевалась, и хирургическое вмешательство оказалось, по сути, ненужным.
После операции состояние М.В. Фрунзе резко ухудшилось, и спустя почти двое суток — утром 31 октября — Михаил Васильевич скончался в больничной палате.
Официальное заключение гласило, что смерть наступила от общего заражения крови (причина которого неясна). По другой же версии, Фрунзе скончался от последствия передозировки анестезирующих препаратов, вызвавшей остановку сердца.
Скорее всего, непосредственной причиной трагедии стали действия врачей, «наложившиеся» на ослабленное здоровье Михаила Васильевича. Но были эти действия совершены по неосторожности, халатности или… умышленно — так и осталось загадкой. По крайней мере, никто из медперсонала к какой-либо ответственности привлечён не был.
* * * * *
3 ноября 1925 года М.В. Фрунзе был похоронен на Красной площади в Москве у Кремлёвской стены, недалеко от Мавзолея В.И. Ленина.
На похоронах, среди прочих руководителей, выступил И.В. Сталин, сказав, что «в лице товарища Фрунзе мы потеряли одного из самых чистых, самых честных и самых бесстрашных революционеров нашего времени». И добавив к этому довольно странную фразу: «Может быть, это так именно и нужно, чтобы старые товарищи так легко и так просто спускались в могилу. К сожалению, не так легко и далеко не так просто подымаются наши молодые товарищи на смену старым».
* * * * *
Супруга Михаила Васильевича — Софья Алексеевна — после смерти мужа впала в глубокую депрессию, и спустя год покончила жизнь самоубийством. Оставшиеся после этого двое детей – сын и дочь — воспитывались бабушкой, а затем были усыновлены К.Е. Ворошиловым, получившим на это разрешение специальным постановлением политбюро ЦК ВКП(б). Кстати, Ворошилов, после смерти Фрунзе, занял его должность наркома СССР по военным и морским делам.
* * * * *
Сразу же после смерти М.В. Фрунзе по стране стали распространяться слухи о том, что было совершено преднамеренное убийство, по одной версии, по инициативе Л.Б. Троцкого, по другой — И.В. Сталина.
В мае 1926 писатель Б.А. Пильняк опубликовал в журнале «Новое время» «Повесть непогашенной луны», в которой, в иносказательной форме, обвинил Сталина в организации убийства Фрунзе. Вскоре после выхода этой повести политбюро ЦК ВКП(б) признало её «злостным, контрреволюционным и клеветническим выпадом против ЦК и партии». Тираж журнала был изъят из распространения. А спустя ещё 12 лет, в 1938 году, Б.А. Пильняк был репрессирован — расстрелян по обвинению в шпионаже.
Данная «антисталинская» версия прозвучала также и в ряде других публикаций и фильмов, в том числе и в более позднее советское и постсоветское время.
* * * * *
Как бы то ни было, но всей правды о реальных причинах и обстоятельствах гибели первого «красного губернатора» Ивановской области мы, скорее всего, уже не узнаем.
Михаил Васильевич Фрунзе был одним из самых одарённых и выдающихся революционеров-большевиков, военачальников Красной Армии и политических деятелей своего времени. Наверняка, он мог бы ещё очень много сделать для своей социалистической Родины и мирового коммунистического движения.
Но фатальное стечение обстоятельств, чудовищная ошибка или преднамеренное преступление(?) погубили не только самого Фрунзе, но и все начинания этого выдающегося человека.
М. Сметанин