Чтобы другие могли жить

0
95

Первым в мире приземлился с парашютом на Северный полюс.

В небольших Березниках, что сливаются со старинным селом Парское, живут удивительные интересные люди.
Недавно мы рассказывали о создателе парашютов Владимире Маляеве, а сегодня наше повествование о его друге, не менее заслуженном сыне Отечества, бывшем летчике дальней авиации Валерии Степанове.
Валерий Германович приезжал из Москвы в гости к давнему другу Владимиру Маляеву, со временем влюбился в эти живописные места, а потом и сам, шесть лет назад, купил дачу в Березниках. И сразу старый деревенский домик преобразился в уютное семейное гнездышко. Вокруг дома, что на самом берегу речки, просто море цветов. Сюда он и приезжает сразу, как только появляется свободное «окно» в его нелегкой работе. «Даже щук ловил в Парше прямо под окном», — хвастается мужчина.
А руководит Валерий Германович АО «Авиакомпания «Сев-Авиа».
Один из видов ее деятельности — это оказание помощи терпящим бедствие. Его специалисты высочайших категорий спешат спасти тех, кто попал в беду, но пока жив и надеется на помощь. Их места работы находятся там, где что-то упало с неба — самолеты, и даже космические корабли, или на воде, когда крушение терпят морские суда. Эта служба ищет пострадавших, спасает и эвакуирует, прикрывает Азово-Черноморские бассейны. Для этого в службе находятся более 120 воздушных судов: 100 вертолетов и 20-25 десантно-транспортных самолетов.
В штате — парашютисты-спасатели. После сигнала тревоги они уже должны находиться на борту в течение 30 минут, а зимой — через 45. Кстати, спасатели почти все со стажем 30-40 лет, молодежь чаще рвется на современную технику.
Генеральный директор авиационной компании АО «Сев-авиа», начиная с 2014 года, организует службу спасения в Крыму (Симферополь), а ее южное межрегиональное территориальное управление находится в Ростове.
К этому он шел всю свою жизнь, которая никогда его не баловала, всегда приходилось преодолевать всевозможные препятствия.
Сегодня начальник управления единой государственной поисково-спасательной службы, заслуженный испытатель Степанов награжден 25 орденами и медалями, среди которых есть «За отвагу» (совместные учения России, США и Канады), «За личное мужество» (десантирование на Севере).
… Пока его гостеприимная жена Татьяна хлопочет на кухне, Валерий Германович дает мне интервью. Мужчине 70 лет, но ему никогда столько и не дашь, выглядит моложаво, подтянут.
Юность
Родился Валерка Степанов в семье гражданского летчика.Когда исполнилось юноше 16 лет, жил и учился в Казани. Какой мальчишка не мечтал в то время быть летчиком?
Поехал в Казанский аэроклуб. Но его не взяли, мол, годков мало, приходи через год. Обида захлестнула, в полутемном коридоре аэроклуба разрыдался. Что он скажет отцу Герману Ивановичу, летчику гражданской авиации? Ведь с его шлемофоном не расставался ни днем, ни ночью. Неожиданно на плечо парня легла рука. Повернулся, а на него смотрит взрослый мужчина в кожаной летной куртке. Было в нем столько отцовской заботы, что парнишка выплеснул незнакомцу все свое горе.
— А в парашютисты пойдешь? Потом и летчиком станешь!
Мигом высохли слезы. Спасибо Вам, летчик-парашютист Борис Абашев, что разглядели в пацане с окраины Казани «птицу высокого полета».
Свой первый прыжок Валерий запомнил на всю жизнь. Тем более, прыгал в день, когда ему исполнилось 17 лет — 15 января 1967 года. Страха не испытал, лишь огромную радость. Так она его потом и не покидала с каждым из более 7800 прыжков.
На аэродром, что в 40 км от Казани, увлеченный небом Валерка спешил с первыми лучами солнца. Весь день проводил на аэродроме, а вечером — учеба. Год пролетел незаметно. А в 18 лет он поехал поступать в Тамбовское высшее военно-летное училище имени Марины Расковой, которое закончил через 4 года в 1970 году. К этому времени лейтенант уже получил звание мастера спорта по парашютному спорту.
По направлению поехал служить сначала в Забайкалье, на станцию Белая под Иркутском, где летал до 1974 года на самолете Ту-16.
Затем служил на аэродроме Чиган, что под Семипалатинском, летал на Ту-95. Вспоминает Валерий Германович:
— Были шустрые, молодые. Много занимались спортом — легкой атлетикой, футболом, хоккеем. Даже участвовал во всероссийских соревнованиях.
Назначили Степанова начальником ПДС (парашютно-десантной службы) полка дальней авиации. Умудрялся совмещать прыжки и полеты, но не долго, пришлось выбирать или-или.
Вскоре карьера пошла в гору. Из Семипалатинска перевели служить в Новгород, из полка — в дивизию. А еще через некоторое время Степанов уже возглавлял ПДС всей воздушной армии.
Прыжок на Северный полюс
Как-то с борта Ту-95 Степанову показали Северный полюс. Поежился тогда Валерий Германович, а сам подумал: если что случится с самолетом, а летчик выпрыгнет и останется жив, спасти можно будет только на вертолете. Но как добраться? Тогда он впервые задумался о создании службы спасения именно для летчиков, попавших в беду.
Прошли годы. И судьба распорядилась так, что именно ему пришлось со своим другом выполнить первый в мире прыжок над самым Северным полюсом.
В апреле в Арктике так же холодно, как и в январе. В ходе учений 6 апреля 1990 года Степанов выполнял роль спасаемого. Для этого он первым с высоты 1000 метров покинул с парашютом борт вертолета Ми-8. За ним под сполохи полярного сияния шагнул Александр Ильченко. Снаружи было минус 40 градусов, да еще градусов 15 добавлял пронизывающий ветер.
— Показалось, что чуть медленнее раскрывался купол парашюта. Спасибо, дорогой, не подвел. За рубежом в таких условиях рисковать не любят,- вспоминает полковник.
Арктика приняла первых парашютистов на пятачок среди торосов.
— Огляделись. Странным показалось отсутствие каких-либо следов пребывания человека. Ведь писали, что сюда не раз доходили люди. Потом сообразили: льды же дрейфуют! Через спутниковую связь и навигационные приборы уточнили, что да, мы находимся в самой точке Северного полюса!
«Ура, мужики!», — слова вязли в промороженном воздухе …
А в это время на помощь «пострадавшим» Степанову и Ильченко летели два вертолета Ми-8МА и Ми-8МТ, насколько хватит топлива. Пролетев 600 км, садились на лед, самолеты сбрасывали платформы и бочки с горючим, людям приходилось самим тащить 200-килограммовые бочки к винтокрылым машинам, заправлять их и лететь дальше до очередной дозаправки. Но еще до взлета вертолетов, в воздух с острова Греэм-Белл (самого восточного острова в архипелаге Земля Франца-Иосифа) поднялись два самолета. Это Ан-12 с десятью платформами (на каждой по 4 бочки с горючим) и Ил-78, который обеспечивал связь между вертолетами и базой.
Все это время Степанов и его напарник среди ледяных торосов почти 20 часов ждали помощь с воздуха …
Что чувствует человек, вступивший на макушку планеты? Бурю чувств победителя, одновременно с этим — бренность собственного «я» перед белой необозримостью. Льдинки на щеках — это слезы, которые выжимает не колючий ветер, а гордость за свою страну.
Не ради рекорда послала Родина никем не пройденным маршрутом полковника Степанова и еще четырех парашютистов-спасателей. Рядом реет флаг родной страны, а над головой — сполохи полярного сияния …
Чтобы спасать людей
Были в жизни Валерия Германовича случаи, когда он сам мог погибнуть.
Как-то зимой 1987-го года в одном из тренировочных дней по прыжкам в городе Орша, что в Белоруссии, он с группой парашютистов был в самолете, который поднялся на «пристрелку».
При наборе высоты у Ан-2 случился обрыв болта на правом элероне, нарушилась аэродинамика, и пришлось садиться на «вынужденную». При выполнении разворота не успели набрать высоту, летчик Николай Володькин все же смог со скольжением на крыло сесть. Счастливый случай — все 10 парашютистов и экипаж, 3 человека, — целы.
Оказалось, что седых волос у полковника прибавилось. Другой бы задумался, может, профессию даже поменял, но это не про полковника Степанова.
В последние годы Валерий Германович в небе проводит, наверное, больше времени, чем на земле. Сегодня он — в Ростове, а завтра — в Симферополе, послезавтра — в Петрозаводске. И все ради того, чтобы служба спасения людей была начеку, и в любой момент спасатели были готовы подняться в воздух и отправиться на поиски и спасение людей, попавших в беду.
— Бурное развитие поисково-спасательные службы получили после приземления космонавта Леонова в тайгу, когда тот ждал помощи около двух суток. Вот тогда ПСС получила «пинок». Были сформированы подразделения, техника, поняли, что могут потерять таких людей.
В то время я из зама стал начальником. То, что тогда сохранили под флагом гражданской авиации, развивается и сейчас.
Успевает Валерий Германович и на другую жизнь. С уважением относится к своим однополчанам, ветеранам-парашютистам, не жалеет спонсорских средств, чтобы помочь им.
Например, 23 сентября этого года Валерий Степанов помогал в организации соревнования в Абхазии среди ветеранов парашютного спорта СССР. Среди участников были спортсмены 60-80 лет! Например, с парашютом прыгнул 80-летний Анатолий Константинович Сырчин. Вот это закалка и любовь к небу на всю жизнь!
— Жизнь пролетела, уже 70 лет, но, если начать сначала, я снова пошел бы в летное училище и все повторил бы, потому что жизнь была очень интересной — полеты на различной технике, служба на Кавказе, Дальнем Востоке, в Забайкалье, Средняя Азия, Прибалтика. Сменил девять мест службы…
Сын Валерия, Герман, названный в честь деда, тоже летчик, закончил службу подполковником, у него подрастает дочка-школьница.
После того, как полковник овдовел, недолго жил в одиночестве, познакомился с психологом Татьяной. Вот уже восьмой год вместе, обвенчались.
Прощаясь с ними, подумалось: «Вернусь сюда обязательно, здесь тепло и уютно …»

Е. Малкова

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here