100 лет тому назад, в декабре 1920 года, на VIII Всероссийском съезде Советов был принят «ГОсударственный план ЭЛектрификации РОссии» (ГОЭЛРО), разработанный государственной комиссией по электрификации по заданию и под руководством председателя Совета Народных Комиссаров РСФСР В.И. Ленина.
До Октябрьской революции 1917 года Россия, по сравнению с другими развитыми странами того времени, не была энергетической державой. По количеству выработанной электроэнергии в 1913 году Российская империя находилась на 15-м месте в мире, уступая по этому показателю мировому лидеру США более чем в 10 раз.
В стране не было крупных электростанций, имевшиеся были небольшими, находились во владении частных (из них половина — иностранных) компаний. Устойчивое электроснабжение было налажено лишь в столицах, крупных промышленных центрах и на главных железнодорожных узлах. Вся остальная огромная сельская крестьянская Россия была погружена в беспросветную тьму, как в прямом, так и в переносном смысле слова.
И хотя в империи существовала достаточно развитая электротехническая научная школа, обсуждались и предлагались проекты электрификации, однако дальше слов дело не шло. Мешали иностранный капитал, царская бюрократия, общая техническая отсталость страны, а затем и начавшаяся в 1914 году первая мировая война.
* * * * *
Совсем иначе дело пошло при советской власти.
Спустя всего три года после Октября 1917-го и менее чем за один год — к концу 1920-го, в условиях гражданской войны, иностранной интервенции, голода и разрухи, правительство РСФСР во главе с В.И. Лениным разработало план электрификации страны.
Для этого была создана Государственная комиссия по разработке плана электрификации России под руководством большевика-инженера, автора русского текста знаменитой революционной песни «Варшавянка», близкого друга В.И. Ленина, в дальнейшем — первого председателя Госплана СССР — Г.М. Кржижановского.
К работе комиссии было привлечено около двухсот учёных и инженеров.
По воспоминаниям современников, на первом же заседании комиссии ГОЭЛРО к Г.М. Кржижановскому подошёл электротехник К.А. Круг и предложил включить в её состав «какого-нибудь известного политэконома». «Не нужен нам никакой политэконом, у нас есть свой политэконом — Карл Маркс!», — ответил Кржижановский.
Выработанный комиссией план электрификации был одобрен VIII Всероссийским съездом Советов, проходившим в Москве 22-29 декабря 1920 года.
* * * * *
План ГОЭЛРО, рассчитанный на 10-15 лет, предусматривал строительство 30 новых только крупных электрических станций (20 тепловых и 10 гидроэлектростанций) общей мощностью 1,75 млн. кВт. В числе прочих намечалось построить Штеровскую, Каширскую, Нижегородскую, Шатурскую и Челябинскую тепловые электростанции, а также ГЭС — Нижегородскую, Волховскую, Днепровскую, две станции на реке Свирь и др.
ГОЭЛРО был планом развития не только энергетики, но и всей экономики страны. В нём предусматривалось строительство крупных предприятий, превративших затем отсталую сельскохозяйственную Россию в развитую индустриальную державу.
Среди них — заложенный в 1927 году Сталинградский тракторный завод. В рамках плана также началось освоение Кузнецкого угольного бассейна, вокруг которого возник новый промышленный район.
В рамках проекта было проведено экономическое районирование, выделен транспортно-энергетический каркас территории страны. Проект охватывал восемь основных экономических районов (Северный, Центрально-промышленный, Южный, Приволжский, Уральский, Западно-Сибирский, Кавказский и Туркестанский).
Параллельно велось развитие транспортной системы страны (магистрализация старых и строительство новых железнодорожных линий, сооружение Волго-Донского канала).
* * * * *
План ГОЭЛРО по различным показателям был перевыполнен уже к 1931 году.
Выработка электроэнергии в 1932 году, по сравнению с 1913 годом, увеличилась не в 4,5 раза, как планировалось, а почти в 7 раз: с 2 до 13,5 млрд. кВтч.
Общее количество электростанций возросло с 33 предприятий в 1913 году до 858 — в 1927-м.
В целом же, за 15 лет (1921-1935), в Советском Союзе в рамках плана ГОЭЛРО валовой объём промышленной продукции увеличился более чем в 6 раз.
Производство электроэнергии выросло с 0,5 (1920) до 28,3 (1935) млрд. кВтч, угля — с 8,7 до 109,8 млн. тонн, нефти — с 3,9 до 25,2 млн. тонн, торфа — с 1,4 до 18,5 млн. тонн, железной руды — с 0,16 до 26,3 млн. тонн, чугуна — с 0,12 до 12,5 млн. тонн, стали — с 0,19 до 12,6 млн. тонн, бумаги — с 30,3 до 648,8 тыс. тонн.
* * * * *
В 1920 году Россию посетил известный английский писатель-фантаст Герберт Уэллс. Он встречался с В.И. Лениным, ознакомился с планами электрификации России и счёл их неосуществимыми.
В очерке «Россия во мгле», посвящённом этой поездке, он так писал об этом: «Ленин, который, как подлинный марксист, отвергает всех «утопистов», в конце концов, сам впал в утопию, утопию электрификации. Он делает всё, от него зависящее, чтобы создать в России крупные электростанции, которые будут давать целым губерниям энергию для освещения, транспорта и промышленности…
Осуществление таких проектов в России можно представить себе только с помощью сверхфантазии. В какое бы волшебное зеркало я ни глядел, я не могу увидеть эту Россию будущего, но невысокий человек в Кремле обладает таким даром».
В завершение той встречи, в 1920 году В.И. Ленин пригласил Уэллса приехать через 10 лет и посмотреть, как выполняется план ГОЭЛРО. Уэллс приехал в 1934 году, уже при И.В. Сталине, и был поражён тем, что план был не просто выполнен, но и перевыполнен по ряду показателей.
* * * * *
22 декабря 1920 года, выступая на VIII Всероссийском съезде Советов и представляя его делегатам план ГОЭЛРО, В.И. Ленин, в частности, сказал:
«Пока мы живем в мелкокрестьянской стране, для капитализма в России есть более прочная экономическая база, чем для коммунизма. Это необходимо запомнить. Каждый, внимательно наблюдавший за жизнью деревни, в сравнении с жизнью города, знает, что мы корней капитализма не вырвали и фундамент, основу, у внутреннего врага не подорвали. Последний держится на мелком хозяйстве и чтобы подорвать его, есть одно средство — перевести хозяйство страны, в том числе и земледелие, на новую техническую базу, на техническую базу современного крупного производства. Такой базой является только электричество.
Коммунизм — это есть Советская власть плюс электрификация всей страны… Только тогда, когда страна будет электрифицирована, когда под промышленность, сельское хозяйство и транспорт будет подведена техническая база современной крупной промышленности, только тогда мы победим окончательно».
М. Сметанин