Новый год — это праздник, который любят все, и особенно дети. Одним из обязательных атрибутов этого праздника, наряду с ёлкой, шампанским и «Иронией судьбы», являются детские новогодние подарки, или, как чаще у нас говорят, гостинцы…
Вообще-то традиция дарить детям подарки на различные праздники (в том числе и на Новый год, который раньше отмечался в разное время) возникла во многих странах ещё много столетий тому назад. К ней, например, можно отнести подарки (сладости, фрукты и др.), раздаваемые детям во время праздника Коляды, который с приходом христианской церкви «превратился» в Святки.
Сначала церковники пытались запретить дарить подарки, считая данный обычай языческим. Однако традиция, несмотря ни на что, всё-таки сохранилась, а церковь, не сумев её изжить, стала трактовать этот обычай, как возникший с «преподношения даров волхвов младенцу Иисусу», и «привязала» его к празднованию Рождества.
В России настоящим пионером, начавшим официально разделять новогодний и рождественский праздники, и соответственно, сопровождавшие их дарения подарков, стал Пётр I. В своём указе «О праздновании Нового года» от 20 декабря 1699 года Пётр Алексеевич предписал начинать «новолетие» не с 1 сентября, как было принято до этого, а с 1 января, как во многих европейских странах. Таким образом, с этого времени Новый год стал сугубо зимним праздником, каким мы сейчас его и воспринимаем.
Именно благодаря Петру I обычай дарить друг другу подарки стал обязательной частью новогоднего торжества. Из Европы к нам также пришёл рождественский обычай прятать подарки в носки или сапоги рядом с печкой. Лучшим новогодним подарком детям считались сладости, которые вешали на ёлку в качестве украшений. Впоследствии к ним прибавились сахарные цветы и яблоки, ставшие прообразом ёлочных шаров.
Первой главной «государственной» ёлкой в Российской империи стала ёлка, установленная в 1817 году в московском Кремле, украшенная свечами и развешанными на ветвях сладостями и подарками.
А в конце XIX века в России появились и благотворительные ёлки, организуемые тогдашними капиталистами в целях саморекламы, ну прямо как сейчас. Так, по воспоминаниям М. Сабашниковой, дочери крупного торговца чаем, её мать устраивала на Новый год праздник для московских детей из бедных семей. Рядом с Сухаревской площадью специально на время снимали дом, где «собирались дети бедняков. После популярной в народе игры с Петрушкой, зажигали свечи на большой ёлке. В соседней комнате раздавали подарки. Каждый ребенок получал ситец на платье или косоворотку, игрушку и большой пакет с пряниками».
Однако в массовом масштабе настоящие новогодние (но уже не рождественские) зимние праздники стали отмечаться только в Советском Союзе, и только с 1936 года. Человеком, который вернул новогоднюю ёлку и новогодние гостинцы советским детям, стал П.П. Постышев — наш земляк, уроженец Иваново-Вознесенска, большевик-революционер, к середине 30-х годов — кандидат в члены Политбюро ЦК ВКП(б).
Именно по его инициативе Новый год в СССР стал государственным праздником. В газете «Правда» в декабре 1935 года Постышев писал: «В школах, детских домах, в дворцах пионеров, в детских клубах, в детских кино и театрах — везде должна быть детская ёлка!… Давайте организуем весёлую встречу Нового года для детей, устроим хорошую советскую ёлку во всех городах и колхозах».
Первая Всесоюзная новогодняя ёлка состоялась 31 декабря 1936 года в Москве, в Колонном зале Дома союзов. Затем, с 1954 года, она проходила уже в Кремле. Попасть на главную ёлку страны могли только самые лучшие ученики со всего Советского Союза. И именно здесь, вместе с Дедом Морозом, впервые появился такой новогодний персонаж, как Снегурочка.
Каждый ребенок возвращался из Кремля с традиционным подарком — набором сладостей: в 50-е и 60-е годы в жестяном сундучке (например, украшенных Белкой и Стрелкой или ледоколом «Ленин»), в 70-е и 80-е — в сундучке из картона или пластмассовом зубчике Кремлевской стены. Кроме сладостей, вручались также и «промтоварные» подарки: карандаши, фломастеры, разнообразные игрушки, конструктор или игрушечная железная дорога, санки или коньки.
В провинции, конечно, всё было попроще. Например, в 70-е годы среднестатистический ребёнок в нашей Ивановской области получал на Новый год сразу несколько новогодних подарков (гостинцев). Как правило, во время новогодних утренников или «балов».
Во-первых, в школе или в детском саду. Обычно подарок был упакован в прозрачный слюдяной пакет, в котором находились несколько «хороших» (шоколадных дорогих) конфет, ещё несколько конфет — так себе, маленькая шоколадка, пачка вафель и яблоко.
Во-вторых, ещё по гостинцу выдавали на работе у каждого из родителей, за счёт профсоюза. В целом эти гостинцы были побогаче, но здесь многое зависело от солидности предприятия или организации, в которых работали родители. По собственным детским воспоминаниям, на работе у матери выдавали большой (в два раза больше школьного) пакет из плотной бумаги с изображением Деда Мороза и зайца на лыжах. В пакете были неплохие конфеты, большая шоколадка типа «Алёнки», маленькие шоколадки в виде медалек, грецкие орехи, печенье, яблоко и один из главных дефицитов того времени — 2-3 ароматных абхазских мандарина.
И, наконец, в-третьих, ещё несколько подарков ждали детей уже непосредственно дома, купленных и сформированных родителями, бабушками-дедушками и другими родственниками.
Бывало такое, что под ёлкой накануне Нового года у моих ровесников скапливалось по 8-10 пакетов с гостинцами, и подъедали их они чуть ли не до конца января…
Надо ещё отметить, что в ту пору и большинство организаций, и родители не дарили детям готовые гостинцы (их у нас практически и не продавали), а закупали всего понемногу и сами раскладывали по пакетам. Помню, уже позже, в 80-е, на работе, как накануне праздника местные профсоюзные активисты занимались только этим, а всякие «красные уголки» и актовые залы на время превращались в подобие небольших оптовых складов.
Но, как бы то ни было, для советских детей Новый год всегда был самым главным, самым волшебным и самым желанным праздником…
Сейчас всё это во многом утрачено. Ёлки, в основном, пластмассовые, игрушки китайские, стилизованные по большей части не под русский Новый год, а под европейское Рождество, гостинцы продаются в магазинах уже готовыми, набитые псевдошоколадными изделиями с большим содержанием пальмового масла и химдобавок, и с надписями на английском языке.
А главное то, что даже сюда, в зимнюю новогоднюю сказку, вернулась, как и сто с лишним лет назад, та же классовая несправедливость, когда, по словам того же П.П. Постышева, «дети рабочих с завистью через окно посматривали на сверкающую разноцветными огнями ёлку и веселящихся вокруг нее детей богатеев». История повторяется…
М. Сметанин