ЗВЕЗДА СОВЕТСКОГО ЭКРАНА В… ВИЧУГЕ И РОДНИКАХ?

0
56

120 лет тому назад — 29 января (11 февраля) 1902 года — в городе Звенигород, ещё Российской империи, родилась великая советская актриса театра и кино, певица, народная артистка СССР, лауреат двух Сталинских премий I степени Любовь Петровна Орлова.
Родилась она в дворянской семье, и по материнской линии даже состояла в дальнем родстве с графом Львом Николаевичем Толстым. После окончания средней школы Любовь училась в Московской консерватории по классу фортепиано, затем на хореографическом отделении Московского театрального техникума им. А.В. Луначарского (ныне ГИТИС).

* * * * *

Любовь Орлова — одна из звёзд первой величины советского экрана 30-40-х годов, завоевавшая огромную популярность, снявшись в таких фильмах как «Весёлые ребята», «Цирк», «Волга-Волга», «Светлый путь», «Встреча на Эльбе» и других.
По некоторым данным, кинокомедия «Волга-Волга» с участием Л.П. Орловой, вышедшая на экраны СССР в 1938 году, считалась любимым фильмом И.В. Сталина.

* * * * *

Особое место в творчестве Любови Орловой занял фильм «Светлый путь», вышедший в кинопрокат 8 октября 1940 года.
В картине рассказывалось о жизненном пути рядовой советской девушки Тани Морозовой, которая проходит «светлый путь» от домработницы до передовой ткачихи, ставшей известной всей стране.

* * * * *

А ещё за пять лет до этого, в середине 30-х годов, в СССР развернулось так называемое стахановское движение (по имени донбасского шахтёра А. Стаханова) — соревнование за наивысшие показатели производительности труда в различных отраслях промышленности, сельского хозяйства и транспорта.
Колыбелью стахановского (виноградовского) движения в текстильной промышленности стала Ивановская область (до марта 1936 года — Ивановская промышленная область), а конкретно — города Вичуга и Родники.

* * * * *

В начале 30-х годов в ткацких производствах вичугских фабрик приступили к массовой замене устаревших механических станков на более современные, автоматические. Работая на старой технике, ткачихи обслуживали в лучшем случае по несколько станков. После перехода на автоматы, обычной нормой стала работа с 24 станками одновременно.

Ткачиха фабрики им. В.П. Ногина в Вичуге Евдокия Виноградова сначала работала на комплекте из 16 станков, а с 1933 года перешла на обслуживание уже 26 автоматов.
В начале 1935 года Евдокия вместе со сменщицей Анастасией Болдыревой стали работать сразу на 52 станках. Затем, спустя несколько месяцев (уже с Валентиной Сандаловой), они довели число своих «подопечных» до 70 станков (всесоюзный рекорд), а с октября 1935 года Евдокия Виноградова, теперь в паре со своей однофамилицей Марией Виноградовой, обслуживали 100 автоматов. За этот (уже мировой) рекорд производительности труда в ткачестве Евдокия и Мария были удостоены высшей награды страны — Ордена Ленина.

* * * * *

Однако слава вичугских ткачих Виноградовых не давала покоя конкурентам. Особенно острая борьба развернулась между соседями: вичужанами и ткачихами родниковского комбината «Большевик».
Уже самое первое обещание Виноградовых от 15 сентября 1935 года (о том, что они с 1 октября перейдут на обслуживание 94 станков) сразу же получило ответ из Родников. Родниковские ткачихи Татьяна (Тася) Одинцова и Ирина Лапшина решили с 1 октября перейти на 96 станков, рассчитывая оказаться в лидерах. Но с первого раза это им не удалось: о планах соседей узнали на фабрике им. Ногина и, неожиданно для родниковцев, с 1 октября Виноградовы встали на комплект в 100 станков.

* * * * *

Затем, после Первого Всесоюзного совещания стахановцев в Кремле, 24 ноября 1935 года Одинцова и Лапшина всё же обогнали вичужан и установили новый мировой рекорд — обслуживание 216 станков. 25 ноября Одинцова посылает телеграмму Сталину: «Ещё раз заверяю Вас, товарищ Сталин, что от Дуси Виноградовой я не отстану!».
29 ноября, в ответ родниковцам, Виноградовы также перешли на обслуживание 216 станков, и эта гонка окончилась «боевой ничьёй»!
И лишь летом 1938 года Евдокия и Мария Виноградовы окончательно утвердили за собой первенство, перейдя на обслуживание уже 284 станков.

* * * * *

Вернёмся, однако, к Любови Петровне Орловой.
На протяжении многих лет считалось, что прототипом воплощённого ею в фильме «Светлый путь» образа Тани Морозовой является Е.В. Виноградова.
Известно, например, что во время съёмок фильма Орлова посещала фабрику им. Ногина в Вичуге, где наблюдала работу ткачих Виноградовых, так сказать, «входила в роль». И вообще сама идея этого фильма родилась под влиянием виноградовских трудовых рекордов.

Однако в последнее время в этом вопросе появилось много путаницы и разночтений.
Так в интернете можно найти информацию, что прототипом главной героини фильма «Светлый путь» является К.Ф. Сахарова — многостаночница из Родников, работавшая в то же время, что и её землячки Т. Одинцова и И. Лапшина, и вичужанки Виноградовы.
Также утверждается, что съёмки фильма проходили «на ткацкой фабрике имени Ногина… в городе Ногинск Московской области». Хотя фабрика с таким почётным наименованием была только в Вичуге, а в Ногинске (бывший Богородск) была Богородско-Глуховская мануфактура, где Л.П. Орлова, по её воспоминаниям, обучалась азам работы на ткацком станке, когда готовилась к съёмкам.

Кроме того, косвенно на принадлежность «Светлого пути» к Вичуге и Виноградовым красноречиво говорит тот факт, что в фильме отражён эпизод слома деревянной перегородки с кабинетом начальника цеха — для того, чтобы установить побольше станков и догнать временно опередивших вичужан родниковцев.
Но, как бы там ни было, главное остаётся неизменным — трудовой подвиг текстильщиков и Вичуги, и Родников в 30-е годы, безусловно, был, и так или иначе, он отражён в фильме «Светлый путь» гениальной игрой звезды советского киноэкрана — Любови Орловой.

М. Сметанин

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here