Педагог, наставник, руководитель, профессионал
Сколько бы ни прошло лет, память любого человека часто возвращает его в школьные годы, в счастливое детство. Словно в кино, всплывают знакомые лица, класс, уроки и множество мероприятий, которые несли в жизнь подрастающей молодежи разумное, доброе, вечное. Становление любой личности, по большому счету, происходит в школе. И если на вашем пути были опытные наставники-педагоги, понимающие, требовательные, чуткие и внимательные, то и воспоминания о школе должны остаться самыми светлыми, вызывающими трепет в сердце и радость в душе. Для многих выпускников средней школы №3 таким наставником и любимым учителем был Владимир Павлович Грохотов – человек удивительной судьбы и огромного педагогического таланта.
Владимир Павлович Грохотов родился 29 января 1937 года в городе Кинешма в большой многодетной семье. Его родители, Павел Михайлович и Клавдия Максимовна Грохотовы создали крепкую и дружную семью, в которой в уважении и строгости росли четыре сына. Павел Михайлович был очень умным, серьезным человеком и талантливым организатором. Он работал в Кинешемском Райкоме партии инструктором и в 1939 году был направлен Первым секретарем Райкома партии в г. Родники. Клавдия Максимовна поступила на работу в детский сад № 12.
В 1940 г. отца направляют на обучение высшего состава руководителей в Москву в Академию им. Фрунзе. 1941 год изменил все мирные планы. Павла Михайловича назначают политруком и отправляют на фронт. Он прошел практически всю войну, но за 6 месяцев до победы пропал без вести. Эта история ещё найдет свою разгадку. Павел Михайлович в звании полковника выполнял особую задачу вместе с командиром полка на 3-ем Белорусском фронте под руководством И.Д.Черняховского. Из-за особо сильного укрепрайона бойцы не смогли взять военный объект. Командир полка и политрук Грохотов были вызваны для объяснений в Москву. Больше этих людей никто не видел. Семье прислали ордена отца и форму, но на все запросы за весь послевоенный период о судьбе отца и мужа семья ответа так и не получила.
Клавдия Максимовна вырастила и воспитала 4 замечательных ребят, которым на тот военный период было 10, 6, 4, 1год. Старший сын Юрий учился в МАИ, работал на секретном космическом объекте, ушел из жизни в 79 лет, второй сын Валентин был отличным прорабом-строителем, заболел и умер в 45 лет, Владимир и Рудольф стали педагогами по призванию души.
В 1944 г. юный Владимир поступил учиться в среднюю школу № 2. В 1954 г. юноша после окончания школы пробует свои силы на экзаменах в Ивановском медицинском институте. Но жизнь распорядилась иначе. Владимир поступает на работу поверяльщиком веретен на комбинат «Большевик», затем переходит в электроотдел прядильного производства электриком 3 разряда и снова сдает экзамены, только на этот раз в энергоинститут. При успешной сдаче экзаменов, но огромном конкурсе Владимиру не хватило балла для поступления в ВУЗ. В это время на комбинате открывается новое производство «Вельвет-Корд», и Владимир получает перевод в химлабораторию. Однажды ему поступает лестное предложение работать в г. Ярославле на военном предприятии. В волжском городе Владимир работает и учится на подготовительных курсах для поступления в педагогический институт им. Ушинского. ему повезло. В тот период вышло постановление Правительства, что будущие студенты, проработавшие на предприятии более 3 лет, принимаются в ВУЗы вне конкурса. Он успешно сдает все самые сложные экзамены и становится студентом 1 курса физико-математического факультета отделения физики и химии.
Однажды в актовом зале перед поездкой на Целину в очередной летний период молодой студент замечает миловидную девушку с красивым именем Нелли. Её сокурсник знакомит молодых людей и, оказалось, что это была самая значимая встреча длиною на всю жизнь. По окончании ВУЗа молодая семья с маленьким сыном приезжает по направлению в Родники. Владимир Павлович начинает преподавательскую деятельность в восьмилетней школе № 4, затем через 2 года становиться её директором и решает самые больные вопросы по подведению отопительной системы к школе и строительству котельной. В то время при институте им. Ленина в Москве были открыты курсы ЮНЕСКО по подготовке преподавателей со знанием французского и английского языков для работы в странах Азии и Африки. Молодую семью Грохотовых пригласили на 10 месяцев на обучение в Москву и после сдачи экзамена в посольстве предложили на выбор несколько стран. Молодые физики выбрали Мали и уехали вместе с сыном. Супруги попали на виллу, которая была полностью 2 года в их распоряжении, а в управлении всеми хозяйственными делами педагогам был выделен boy — молодой человек для их жизнеобеспечения.
В то время в Мали работали наши врачи, французы — строители, немцы – преподаватели. Все жили рядом на виллах и общались друг с другом. Супруги работали в разных школах. На месте оказалось, что в дополнении к двум предметам (физике и химии) им ещё необходимо вести рисование и трудовое обучение в классе на 45 учеников. Советские преподаватели справились и с этой задачей. Любознательные ученики делали на уроках из бамбука лестницы, табуреты, макеты машин, самолетов, разную утварь, раскрашивали поделки, игрушки, рисунки и после оценки педагогом реализовывали свои изделия на местном рынке. Такова была суровая действительность. Эти небольшие деньги для бедных семей имели огромное значение. По итогам работы по контракту чета Грохотовых получила самые высшие оценки и сертификат консульства на получение автомобиля «Волга», что по тем временам было изысканным подарком для русских педагогов.
Вскоре в семье появляется второй сын – Павел. Время идет своим ходом. Супруги успешно преподают в новой средней школе № 3, летом работают с детьми в пионерлагере на Ворсино. И вот однажды им вновь приходит приглашение на обучение молодых алжирцев в Африке. Новый Свет встретил педагогов современными классами, но раздельным обучением мальчиков и девочек. Юный Павлик провел свои первые годы жизни тоже в Африке. Эти годы были одними из самых ярких впечатлений в жизни Владимира и Нелли. Но самые любимые и одаренные ученики педагогов Грохотовых всегда вырастали и выпускались в средней школе № 3. Учителя Грохотовы – люди высокой нравственной жизненной позиции, требовательные, добрые и справедливые, профессионалы своего дела и настоящая интеллигенция района. 5 лет моей совместной работы с Владимиром Павловичем в школе оставили в памяти самые светлые воспоминания об этом человеке, прекрасном преподавателе, дающем только качественные знания детям.
В.П.Грохотов – учитель физики и химии высшей категории, учитель –методист, руководитель предметных секций в районе. Он – настоящий профессионал своего дела. 11 лет Владимир Павлович отработал инспектором в отделе образования по трудовому обучению и военно-патриотическому воспитанию. При его активной поддержке в школах были открыты тиры, работали в летний период трудовые отряды, проводились патриотические военно-спортивные мероприятия в районе и других городах России.
А вдохновителем всей гармоничной жизни этой удивительной семьи, конечно же, была нежная, утонченная и очень обаятельная Нелли Александровна. Светлая ей память! Она всегда была и останется единственной музой в сердце Владимира Павловича.
Владимир Павлович очень позитивный человек. В свои 79 лет он ещё играет в волейбол, активно плавает в летний период, готовит одаренных школьников к поступлению в ВУЗы страны и не допускает в своё сердце букет болезней, которые только и ждут своего часа, чтобы скрутить непоседливого человека. Единственная его отрада сегодня – дети, внуки, правнуки. Дети всегда относились к отцу очень внимательно и трепетно. Зимой они организовали для любимого папы в кафе «»Встреча» незабываемый День Рождения, подарили родному человеку не только своё внимание, любовь и признательность, но и вернули на время минуты молодости, радость ушедших лет, приятные встречи и неожиданные сюрпризы. На юбилей – своё 80-летие — Владимир Павлович планирует встречать огромную родню: семьи сыновей Андрея и Павла, двоих внучек и двух внучат, двух правнуков и правнучку из Лондона.
Владимир Павлович и Нелли Александровна вложили в детей самое лучшее воспитание, вырастили их настоящими, добрыми, уважительными людьми.
Родовое древо Грохотовых пополняется новыми веточками, которые растут от надежных, вековых корней с крепкими традициями и настоящей человеческой культурой.
Педагог В.П.Грохотов – золотой фонд интеллигенции Родниковского района и профессионалов высшего уровня!