Пчеловод, кроликовод, животновод и птицевод – все специалисты в одном лице. Это всё о нем, жителе села Парское Сергее Модестовиче Малкове.

Три года назад траектория его судьбы резко изменилась. Успешный руководитель предприятий многоотраслевого коммунального хозяйства, депутат Родниковского горсовета и Ивановского районного совета в одночасье стал безработным, персоной нон-грата в коридорах региональной власти. Но руки не опустил.
Поскольку живет в селе в частном доме, как говорится, сам Бог велел заняться домашним хозяйством. Фермером не стал, уж очень много волокиты с документами и всевозможными разрешениями, поэтому статус у Сергея Модестовича самый простой – хозяин личного подсобного хозяйства.
Кто пчеле рад, тот будет богат
Серьезно занялся тем, что когда-то было для него лишь хобби – пчеловодством. Пришлось вспоминать его основы.
Еще будучи главным энергетиком в совхозе «Парский» в середине 90-х годов его увлек пчелами … электрик Валентин Александрович Маховкин (к сожалению, уже покойный). Именно он стал для новичка первым «гуру» по пчеловодству.
Начинал Сергей с двух семей пчел. Одну ему подарил наставник Валентин, а вторую выменял на двадцать … кур-молодок. Кстати, эти семьи продержал аж 18 лет.
На первых порах желто-полосатые насекомые, бывало, и кусали нещадно, и порой гибли по неизвестным причинам, но Сергей Модестович отступать не привык. Стал выписывать книги по пчеловодству, изучать жизнь пчел по интернетовским публикациям.
И дело пошло! Теперь полезный продукт не сходит ни с его стола, ни со столов взрослых детей, их семей, друзей. Только в этом году пчеловод собрал из 26 ульев за сезон (с мая по октябрь) почти полтонны янтарного меда!
Признался, что в этом году впервые попробовал майский мед. В марте-апреле проснулись две мощные пчелиные семьи, плюс погода позволила, и уже в июне Сергей смог накачать 15 кг сладкого «золота». Майский мед по цвету немного отличается от летнего – он темно-коричневый, а вот по вкусу особо не отличается.
Угостил и меня медом, но августовским. Восхитилась его ароматным и терпким вкусом, на что пчеловод пояснил:
— А как же иначе? Живем на окраине села, во-первых, постоянно цветет малинник, во-вторых, недалеко есть озеро, по берегам которого буйное разнотравье, целые заросли иван-чая, донника. Я и сам теперь пристрастился к иван-чаю, зверобою, сушу в большом количестве. Действительно, чашка иван-чая очень тонизирует. Если вечером выпьешь, сразу и не уснешь.
Пчелиный мир – это отдельная планета, где каждый ее крылатый «житель» отвечает за свое.
— Есть рабочие пчелы, которые приносят нектар, другие пергу – «молочко» для личинок, трутни оплодотворяют матку, после чего тех изгоняют из улья. Главная, конечно же, пчела – царица, которую охраняют пчелы – «сторожа»! Есть пчелы – «охранники», они не пускают в улей других насекомых. Они – очень умные, даже мое настроение чувствуют, если плохое, то могут и покусать, а если хорошее, смело подхожу к их домикам.
Самый ответственный момент для пчеловода – май, июнь, в это время пчелы роятся, вот тогда нужно быть с ними постоянно, стеречь их. Когда рой вылетает, то садится на ветку, например, яблони. И в этот момент, когда диаметр роя достигнет 30-40 см, нужно в течение получаса пчелиный «шар» поймать и посадить в маточник. Проворонил – значит, улетело ведро меда.
Оказывается, пчеловоды совсем и не конкуренты, помогают друг другу советом. Например, в последние годы едины в своем возмущении по поводу того, что государство разрешило по всей стране продавать … китайский мед, созданный искусственно с малым добавлением настоящего.
— И ведь выдают его за воронежский, алтайский и еще бог знает какой. Все пчеловоды об этом знают, но ни на одном ценнике об этом ни слова!
Я никуда не езжу торговать своим медом, не участвую в ярмарках, а те, кто берет его у меня не первый раз, приезжают и берут ведерками. Рекорд — в этом году семья москвичей купила сразу 36 килограммов меда за раз.
Сегодня знаком, пожалуй, с каждым пчеловодом региона. Накопилось много проблем. Пришло время объединяться для их решения, нам бы провести областной съезд пчеловодов …
Лучшие куры-несушки – рыжие!
По двору важно расхаживает красивый петушок, с ярко-красными перьями, гордо поднятой головой, поглядывая на своих курочек. А они, словно модели на подиуме, различных пород и расцветок. Сергей признается, заводил кур не только ради яиц, ради эксперимента тоже. Каких только пород не было – вьетнамские кохинхины (декоративные), китайские шелковые, брама, кучинские юбилейные. Но этим летом заинтересовался чешскими доминантами.
– Они стреляют, как из ружья, каждый день по яйцу, и почти каждое -двухжелточное. И что хорошо — несутся даже зимой. У моего друга есть чешские доминанты, не нарадуется.
На птичьем дворе выделяются индийские утки бегуны. Порода индийских бегунов выведена на островах Восточной Индии около 2000 лет назад! Особенность их яиц в том, что в белке нет … холестерина! Яйценоскость — 200-250 штук в год. А еще их называют «ходячие бутылки» из-за необычной походки. Они высоко поднимают своё тело и вытягивают длинную шею вертикально, напоминая бутылку. И кстати, индийский бегун не требует водоёма.
И все же за эти годы птицевод пришел к выводу, что лучше наших обычных рыжих кур — несушек, нет. Советует не заморачиваться экзотическими породами.
Умны, как собаки, а пользы, как от коровы
Особая гордость хозяина – две козы альпийской породы. За пушистыми красавицами цвета топленого молока ездил в питомник аж за Лакинск Владимирской области.
Белла (по паспорту – Изабель) постарше, она сейчас пятым окотом, а Лизе всего год, сегодня они обе ждут приплод. Уж очень хотелось попробовать молока от них, но, видимо, не в этот раз.
По словам Сергея, купил он их не только для души, у коз весьма высокие надои – до пяти литров в день! Это не каждая корова столько дает. И что важно – это молоко ничуть не пахнет козой.
Жизнь заставила, научился Сергей и коз доить, и готовить творог, брынзу и даже сыр!
— Они умеют «разговаривать», умнее собаки, никому не продам, будут со мной до конца.
Уход за ними, как за обычными козами, зимы прекрасно переносят. И даже сейчас, когда ударили первые заморозки, Белла с Лизой пасутся на лужайке, трава еще не вся померзла.
Цыплят по осени считают, а кроликов – круглый год
Это сейчас кроликов на подворье можно по пальцам пересчитать, а совсем недавно было около двух сотен.
Выбрал редкую мясную породу – немецких ризенов (в переводе с немецкого – великанов). Для них соорудил особые клетки. Они – просторные, и даже с подогревом поилок и … пола. Особенно это важно в маточниках, где даже зимой рождаются симпатичные пушистики.
Клетка – двухуровневая. Внизу сооружен бункер, куда ссыпается весь помет. Между прочим, клетки придумал и сконструировал бывший авиаконстуктор И.Н. Михайлов из Санкт-Петербурга. Обслуживание животных в них занимает минимум времени. А удобные домики для кролей — это залог того, что животные будут быстро расти и набирать вес, меньше болеть.
В таких клетках крольчата через 4 месяца достигают 2,5 кг чистого мяса. Особенность метода Михайлова – чтобы еда и питье для кролика были постоянны в кормушках.
Но через пару лет Сергей Модестович на опыте понял – надо менять немецких ризенов на другую породу — «калифорнийцев». В отличие от «немцев», эти кролики вырастают до убойного веса всего за три месяца. Да и ризены оказались не рентабельны из-за большого количества необходимых кормов, к тому же долго растут.
И хотя мясо кроликов нежное, диетическое, продать за 500 рублей килограмм стало сложнее, народу проще купить говядину, она обойдется дешевле. Мясо кролика – для обеспеченных людей.
— А чтобы заключать договоры с кафе, ресторанами, нужно разводить кроликов в больших количествах, строить ферму на тысячу – две тысячи голов. К тому же, собирать все необходимые справки, платить налоги (около 25-30 тысяч рублей в месяц) – это для меня пока не выгодно.
Наш разговор еще бы на час продлился, да позвонил Сергею Модестовичу знакомый, мол, ждет его, не дождется, нужно крольчиху накрыть немецким ризеном, и не кабы каким, а знатным производителем – 15-килограммовым кролем по кличке Аркаша. Сергей признается, за эти годы очень привык к Аркаше, и когда придет время с ним расстаться, отдаст его другому кролиководу, у самого рука на ушастого не поднимется.
Прощаясь, хозяин подворья с горечью посетовал:
– В селе иногда меня упрекают, мол, зажиточный, мясо кроличье едим, яйца, молоко, мед не переводятся. Так я для этого от зари до заката тружусь. Заведите и вы для начала десяток кур, они вам на следующий год цыплят выведут, размножайте птицу. Нет, не хотят.
Конечно, нет сложностей и проблем у того, кто ничего не делает. Но если решил человек создать собственное дело, то надо, чтобы у него были не только желание и стремление, но и поддержка близких людей. Сергею помогают по выходным его жена Любовь Юрьевна, взрослый сын Евгений. И самое главное — он сам должен крутиться, как белка в колесе. Тогда обязательно всё получится!

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here