(или Благословенная Оптина)
24 октября, в день памяти преподобных Старцев Оптинских, многочисленная группа паломников, в числе которых были прихожане храмов Родниковского благочиния, отправилась в Калужскую область, чтобы поклониться великим угодникам Божиим. По пути следования, как и полагается, были отслужены акафисты Пресвятой Богородице, именуемой «Иерусалимская» и «Калужская», (празднование 25. 10.), преподобному Амвросию Оптинскому (память 23.10.) и преподобным Старцам.
Раннее утро. Наш автобус остановился у великой православной обители. Все шло своим чередом: занимался рассвет, пели петухи, мы шли на раннюю службу в Казанский храм… Только время замерло. Остановилось. Исчезла суета, а в душе возникло ощущение тишины и покоя.
После службы мы отправились на экскурсию по территории Оптины и ее храмам. Из рассказа экскурсовода узнали, что по преданию ставропигиальный мужской монастырь – Введенская Оптина пустынь — основан в конце XIV века раскаявшимся разбойником по имени Опта (Оптия). Синодик Оптиной обители 1670 года, переписанный с древнего синодика, свидетельствует, что уже в XV столетии существовала Оптинская обитель. Первые письменные свидетельства об Оптиной пустыни относятся к царствованию Бориса Годунова. Старейшая вкладная книга с 1670 года свидетельствует о вкладах царствующих особ. В 1689 году началось в монастыре строительство первой каменной церкви Введения Пресвятыя Богородицы с приделом во имя преподобного Пафнутия Боровского.
В XVIII веке материальное состояние монастыря было тяжёлым. В 1704 году по указу Петра I Оптина пустынь должна была платить оброк государству, деньги были нужны на строительство Петербурга и на войну со шведами. Этот оброк был обременителен для Оптиной пустыни. К 1724 году в обители было 12 человек. По Духовному регламенту Оптина пустынь была упразднена и присоединена к Белёвскому Спасо-Преображенскому монастырю. Все деревянные строения в годы упразднения обители развалились.
В конце 1726 года по указу императрицы Екатерины I Оптина пустынь восстановлена. А в июле 1727 года, архимандриту Тихону, настоятелю Белёвского Спасо-Преображенского монастыря, Оптиной пустыни было возвращено монастырское имущество.
С 1741 года строительство продолжилось. Были построены деревянная колокольня, новый храм во имя Введения Пресвятыя Богородицы, с приделами преподобного Пафнутия Боровского, чудотворца и великомученика Феодора Стратилата, новая трёхъярусная колокольня, флигели для братских келий. В 1805 году было начато строительство Казанского храма, а в 1809 году начали строить больничную церковь.
В 1821 году в монастыре был устроен скит. Здесь селились пустынники — люди, которые многие годы провели в совершенном уединении. Всей духовной жизнью монастыря стал ведать старец. Со всех сторон к монастырю потянулись люди, стремившиеся к духовной жизни. Оптина стала одним из духовных центров России.
23 января 1918 года Оптина пустынь была закрыта, но монастырь ещё держался под видом «сельскохозяйственной артели». Весной 1923 года сельхозартель закрыли. Обитель, как исторический памятник была названа «Музей Оптина пустынь». В 1931 году на территории монастыря был открыт Дом отдыха имени Горького. В ноябре 1939 года, после раздела Польши, по приказу Лаврентия Берии НКВД СССР преобразовал дом отдыха в концлагерь «Козельск-1», где разместили около 5000 польских офицеров, около 4400 из них позднее отправленных в Катынь на расстрел.
Во время Великой Отечественной войны на территории Оптиной пустыни сначала был госпиталь, в 1944—1945 году проверочно-фильтрационный лагерь НКВД СССР для возвратившихся из плена советских офицеров, а после войны до 1949 года размещалась воинская часть.
17 ноября 1987 года Советское правительство передало Оптину пустынь Русской Православной Церкви. 3 июня 1988 г. в надвратной башне обители в день Владимирской иконы Божией Матери состоялась первая божественная литургия.
1 февраля 1990 года Оптиной Пустыни был возвращен Иоанно-Предтеченский скит. И к концу 2000-х монастырь был практически полностью восстановлен.
В настоящее время на территории обители расположены Введенский собор, храмы в честь Казанской и Владимирской икон Божией Матери, храм в честь Преображения Господня, храм в честь преподобной Марии Египетской, колокольня, надвратная церковь Владимирской иконы Божией Матери (Владимирская башня) с воротами и Часовня на месте погребения убиенных в 1993 году Оптинских братий: иеромонаха Василия, иноков Трофима и Ферапонта.
Приложившись к мощам преподобных старцев и отслужив заупокойную литию мученикам, мы отправились в Казанскую Свято-Амвросиевскую женскую пустынь в Шамордино Калужской области. Она основана трудами великого Оптинского Старца прп. Амвросия. Все Оптинские старцы всегда имели особое, пристальное попечение об этой обители. Монастырь стал как бы «женским филиалом» Оптиной пустыни, благодаря чему прославился не только на всю Россию, но и на весь православный мир.
Днём создания обители считается 1 (14) октября 1884 года. К 1918 году здесь подвизались более 800 сестёр. Имелась богадельня, больница, приют для девочек-сирот, несколько скитов. В марте 1923 года обитель была окончательно закрыта и ликвидирована, все земли и угодья монастыря стали собственностью колхоза. В марте 1990 года в обители была возобновлена монашеская жизнь.
Мы полюбовались старинной красивейшей архитектурой, посетили святые источники в честь икон Божией Матери «Живоносный источник», «Казанская» и Амвросиевский, и отправились в с. Клыково, в мужской монастырь Спаса Нерукотворного пустынь.
Монастырь Спаса Нерукотворного — это красивейший старинный соборный храм начала 19 в., высокая стройная колокольня, храм в честь иконы Божией Матери «Достойно есть», корпуса для братии и гостей. А ещё домик, в котором жила старица, ее намоленные иконы и мироточивая фотография. Покоится схимонахиня Сепфора за алтарем Никольского предела. К ней, как к живой, идут за советом и помощью не только монахи, но и миряне. Отслужив заупокойную литию, обратились со своими молитвами к матушке Сепфоре и мы. А потом посетили ее домик-музей и отправились в Мужской монастырь Успения Пресвятой Богородицы Свято-Тихонова пустынь.
Обитель была основана преподобным Тихоном Медынским, калужским чудотворцем, предположительно в 1485 году. Мощи преподобного Тихона являются главнейшей святыней соборного храма, а также и всей обители.
В этой святой обители нам посчастливилось побыть почти целые сутки! Здесь мы были на вечерней и утренней службах, из содержательного рассказа экскурсовода узнали об истории обители, о ее «золотой» поре, годах полного разорения и периоде восстановления.
В главном Преображенском соборе у меня, как и у многих прихожан, возникло ощущение, что Господь совсем рядом, незримо присутствует с нами. Способствовали этому, на мой взгляд, великолепная роспись свода (на фото) и пение монахов. Их голоса звучали как мощный орган. Чувствовалась необыкновенная благодать. Все мирские проблемы исчезли, будто их не было и в помине.
В нескольких шагах от монастыря находится часовня, устроенная на месте дуба, в дупле которого, по преданию, подвизался в молитве и безмолвии преподобный Тихон.
Во Владимирском ските монастыря расположен музейный комплекс-диорама «Великое стояние на Угре». Здесь в формате 3D живописно показан лагерь русского ополчения военной кампании 1480 года, о конце татаро-монгольского ига и рождении Российского государства. В целом на полотне изображено 155 различных персонажей. Но главный из них – Тихон Калужский, благословляющий русское войско на победу в предстоящем бою.
А в 3 км от монастыря — чудотворный колодец, вырытый самим преподобным Тихоном. Над колодцем в 1887 г. на каменном фундаменте с кирпичным цоколем был построен деревянный храм в честь иконы Божией Матери, именуемой «Живоносный источник».
В этих благословенных местах мы почтили память преподобного Тихона.
Заключительным местом нашей паломнической поездки стал Рождества Пресвятой Богородицы Свято-Пафнутиев Боровский мужской монастырь.
Эта древняя обитель была основана в 1444году преподобным Пафнутием Боровским. Как известно, дед преподобного Пафнутия был татарином, который принял крещение в православие с именем Мартин и положил начало благочестивому роду. Как и большинство православных святынь, и эта обитель пережила множество потрясений. Новейшая история Пафнутиевой обители началась в 1991 году с возвращения в монастырь иноков и возобновления регулярных богослужений.Самыми почитаемыми святынями монастыря являются частичка мощей преподобного Пафнутия и чудотворная икона Божией Матери Иверская.
Эта поездка по святым местам земли Калужской, безусловно, в нашей памяти сохранится надолго.
И слава Богу, что возрождаются скиты и монастыри, строятся новые соборы и храмы, что люди идут туда, где можно остановить время, отдохнуть душой и оттаять сердцем, каждой клеточкой тела ощутить присутствие Господа, почувствовать защиту и молитвенную помощь Богородицы и угодников Божиих. Слава Богу, что от преподобных старцев Оптинских мы получили в дар простую, и, в то же время, удивительную молитву, в которой есть все и для всех.
Слава Богу, что рядом с нами живут священники, которые направляют нас на пусть истинный, помогают осознать свою греховность, укрепиться в вере.
СЛАВА БОГУ ЗА ВСЕ!!!
P.S. Прихожане храмов Родниковского благочиния сердечно благодарят иерея Алексея Смирнова за возможность посещения святых обителей и желают ему многая и благая лета.
Молитва Оптинских старцев на начало дня
Господи, дай мне с душевным спокойствием встретить все, что принесет мне наступающий день. Дай мне всецело предаться воле Твоей святой. На всякий час сего дня во всем наставь и поддержи меня. Какие бы я ни получал известия в течение дня, научи меня принять их со спокойной душою и твердым убеждением, что на все святая воля Твоя. Во всех словах и делах моих руководи моими мыслями и чувствами. Во всех непредвиденных случаях не дай мне забыть, что все ниспослано Тобою. Научи меня прямо и разумно действовать с каждым членом семьи моей, никого не смущая и не огорчая. Господи, дай мне силу перенести утомление наступающего дня и все события в течение дня. Руководи моею волею и научи меня молиться, верить, надеяться, терпеть, прощать и любить всех. Аминь.