Русский народ всегда славился своими победами в борьбе за независимость  со времен Древней Руси до наших дней. Одной из величайших страниц истории России несомненно является «Стояние на реке Угре» в 1480 году, принесшее княжествам Руси освобождение от татаро-монгольского ига.

Раннее утро. Небольшая река Угра в легкой дымке красивым и крутым изгибом плавно течет по Калужской земле. Это левый приток Оки, который по летописи 1147 г. являлся естественной преградой в набегах на Русь. На высоком берегу, в самом сердце бывшей ставки войск народных княжеских дружин, расположился удивительный музейный комплекс – диорама «Великое стояние на реке Угре». Залы музейного комплекса, открывшиеся в 2014 г. во Владимирском скиту Калужской Свято-Успенской Тихоновой пустыни, – настоящая сокровищница исторических артефактов конца XV века, когда великие русские княжества перестали платить дань монголо-татарам и поднялись на последнюю битву. Это был завершающий этап в свержении ига орды, продолжавшегося 2 века. К сожалению, в нашей литературе этому факту уделено мало внимания. В лучшем случае школьники назовут дату знаменитой Куликовской битвы – 1380 год.
Река Угра приобрела известность в 1480 году, когда противостояние хана Ахмата Большой Орды и московского князя Ивана III закончилось уходом войск противника, так и не решившихся преодолеть удобные броды небольшой речки. Писание гласит, что сама Богородица услышала молитвы православных, преподобного Тихона Калужского, накрыла своим покровом берег защитников и не позволила врагам перейти реку. В ужасе от своего сна и видения в небе хан Ахмат бежал от берегов никому не известной в то время реки, которая из-за своего оборонительного значения получила название «Пояс Богородицы».
Вздох восхищения вырывается у тех, кто входит в двухэтажный зал диорамы. Паломники-экскурсанты словно на машине времени возвращаются в то грозное время, словно с высоты птичьего полета можно рассмотреть все расположения русских и вражеских войск орды на берегах реки Угры. Диорама с достоверной точностью передает картину тех исторических дней. Грандиозное полотно Павла Рыженко размером в 23,6 метра и высотой более 6,7 м кажется реальностью при специальном освещении, и со стереозвуком: криком птиц, боевыми призывами и выстрелами. 165 персонажей прорисованы на полотне. Предметный план-макет между полотном и смотровыми площадками создает живописную картину, создавая иллюзию реального пространства.
Главный, по задумке художника, герой картины — преподобный Тихон Калужский. Его фигура изображена на диораме намеренно едва заметно. Он освящает своей молитвой русское войско. Роль монашеской братии Тихоновой пустыни в тех событиях была почти ключевой. Монахи исповедовали воинов, идущих на бой, они помогали раненым, совершали отпевание почивших бойцов и молебны перед Владимирской иконой Божией Матери. Автор картины раскрывает присутствующим идею единства и непобедимости Святой Руси во всей своей убедительности и полноте. 9 сентября 2014 года музейный комплекс был освящен Патриархом Московским и Всея Руси Кириллом.
В залах музея расположены и другие великолепные картины мастера кисти П. Рыженко. Это картины «Стояние на костях», «Сергий», «Безмолвие», «Молитва перед боем (Пересвет)», «Послушник в монастырском саду (Осляба)», «Благословение Сергия». Образцы вооружения, снаряжения, доспехи воинов XV века, археологические экспонаты с поля битвы и стояния на протяжении 70 км по берегу реки Угры вызывают интерес посетителей. Такие поездки незабываемы и несут для всех поколений необыкновенно важный патриотический и духовный смысл.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here