Давно отгремела война, а люди ищут своих дедов, отцов и прадедов. Доступ к военным архивам на сайтах информационных проектов «Мемориал», «Подвиг народа», «Память народа», телевизионной передачи «Жди меня» помогает открывать неизвестные страницы истории Великой Отечественной войны. Но ещё два миллиона безымянных героев войны числятся в списках пропавшими без вести, ждут своего часа, чтобы люди склонили головы в память о них – верных защитниках Родины. Многие россияне, приезжая в Москву, идут в Александровский парк, возлагают цветы к Памятнику Неизвестнму Солдату, чтобы отдать дань уважения тем, кто завоевал для нас свободу, доставшуюся такой тяжелой ценой.
Поэтому с 3 декабря 2014 года отмечается новый праздник – День Неизвестного Солдата. Это день памяти всех погибших и пропавших без вести во время войн на территории нашей страны или за её пределами. Уникальный памятник создали архитекторы В.А. Климов, Д. И. Бурдин и Ю. Р. Рабаев в 1966 году. На граните золотыми буквами высечены слова С. Михалкова: «Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен». Вечный огонь, который привезли с Марсова поля в Ленинграде, был зажжен 8 мая 1967 г. Мемориал был дополнен в 1975 году бронзовой композицией — солдатской каской на развернутом знамени. С 1997 года рядом с памятником находится Пост № 1. Памятник Неизвестному Солдату стал символом победы в Великой Отечественной войне.
Дата праздника – 3 декабря – выбрана не случайно. В этот день в 1966 году, в ознаменование 25-й годовщины разгрома немецких войск под Москвой, прах неизвестного солдата был торжественно захоронен у стен Московского Кремля в Александровском саду. Работы по поиску и установлению неизвестных и пропавших без вести защитников Отечества продолжаются специалистами Минобороны России и добровольцами-волонтерами из разных регионов, а слова — символы того памятного времени «Никто не забыт, ничто не забыто» по-прежнему волнуют людские сердца. Практически в каждом населенном пункте есть памятники воинам-защитникам Отечества. На многих монументах в районах, где шли боевые действия, сохранились надписи: «Неизвестный солдат», «Имя неизвестно».
Вот рассказ о судьбе такого героя-родниковца. Младшим лейтенантом ушел Евгений Александрович на фронт 29.06.1941 года и пропал без вести в сентябре 1941 года. Ни родные, ни жена, ни сын никогда и ничего не узнали за эти годы о Евгении Александровиче Смирнове.
Родился Евгений в деревне Гаврилково Родниковского района в большой и трудолюбивой семье. Домашнее хозяйство было немалое. Как крестьянский сын, Евгений умел делать многое, был шустрым, ладным и красивым парнем с волнистыми волосами и голубыми глазами. Свой характер Евгений унаследовал от отца и матери, которые друг в друге души не чаяли, прожили свой век в любви и согласии и быстро ушли после потери любимого сына. Он хорошо учился, был активным и скорым на дела, уважал старших и отличался в классе особым добродушием и дисциплиной. После школы Евгений пошел работать. Однажды на районных соревнованиях он увидел высокую стройную девушку с карими глазами и потерял покой. Девушка с именем Анна была не робкого десятка, с властным характером, и, как потом оказалась, являлась молодым учителем физкультуры средней школы № 2. Целый год Евгений ухаживал за строптивой Анной, пока не растопил её сердце в любви. В 1935 году молодые оформили брак и сыграли хорошую свадьбу. В этот же год Евгения призвали служить в ряды Красной Армии. Служба в армии с 1935 по 1937 г. помогла приобрести молодому спортивному человеку особую закалку. С отменной выправкой, в звании младшего лейтенанта Евгений вернулся домой к жене и сыну. Родителям Евгения Анна нравилась своей прямотой, аккуратностью и управностью в хозяйстве. Ещё больше любила Евгения семья Анны. Его открытость, желание всегда помочь, готовность выполнить любую мужскую работу покорили сердце тещи – Прасковьи Сорокиной и младшей сестренки Анны — Алевтины. Ещё более теплыми отношения стали с рождением у Анны и Евгения сына Германа (Генриха по паспорту). Родители Евгения души не чаяли во внуке. Мама Евгения – Анна Васильевна — увозила его к себе на праздники, чтобы молодая семья могла немного отдохнуть. Жили молодые в доме жены на Артемовской улице, 9, где были просторная кухня и передняя в три окна. Евгений очень любил лес, природу. Семья частенько ходила на лыжах. Особой страстью была тихая грибная охота. В грибную пору в лес ходили все, как на массовое гулянье. Прасковья восхищалась зятем и его рабочей сноровкой. Отец любил возиться с сынишкой на крыльце дома и мастерить ему самодельные игрушки.
Война грянула внезапно. В это воскресное утро все ушли в лес. Одна Прасковья осталась с малышом дома. Возвратились в полудню. В городе стояла мертвая тишина. Услышав объявление, Анна зарыдала. Кончилось мирное время… Рухнули все планы на будущее, на строительство нового дома. Ежедневно женщины с плачем провожали своих мужчин. Из 20 домов с улицы на войну ушли все мужчины, кроме одного инвалида и больного старика. Вернулось только 4 человека.
Днем 29.06.1941 Евгений попрощался с родней, с сыном и предупредил, что отправлен по особому заданию. Он не мог сказать всей правды, только заметил, что едет на ДнепроГЭС, чтобы враг не прошел дальше. Прошло три долгих месяца. Положение на фронте становилось всё тяжелее. Затем пришло письмо, что Смирнов Евгений Александрович, командир пулеметного взвода 799 стрелкового полка, пропал без вести в сентябре 1941 года. Никаких известий более не было, никакой надежды на возвращение солдата после окончания войны не осталось. Из истории нам известно, что в начале Великой Отечественной войны согласно распоряжению Генштаба, после прорыва немецких войск в районе Запорожья 18 августа 1941 г. плотина ДнепроГЭС была взорвана, оборудование машинного зала уничтожено. Многометровая волна поглотила людей, технику, огромные оккупированные прибрежные территории. Участвовал ли Евгений в обороне ДнепроГЭС доподлинно не известно, так как не было ни писем, ни вестей. Нужно отследить весь путь 799 стрелкового полка на период с конца августа до середины сентября 1941 года, чтобы понять, что произошло с солдатами данного воинского соединения. В интернете я не нашла этих сведений.
Время нещадно уходит дальше. Не осталось в живых родных Евгения Смирнова, умерли жена и сын, но живы внучка, правнучки. Будут ли они искать, какой боевой путь прошел их дед и прадед, решать им. Для нас дорого имя каждого солдата, погибшего на войне. Обстоятельства смерти могут быть разными, а память – вечной!
Л.Котова