4 марта во Дворце культуры «Лидер» состоялся московский спектакль. И не проходной, а мистическая постановка по роману Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» в исполнении труппы Московского Независимого театра.

Еще до начала действа зрители делились мыслями о том, почему пришли на спектакль – «интересно, как поставят, ведь действие происходит в разные временные отрезки и, к тому же, роман – большой», «привела дочку, скоро будут проходить по программе», «много пишут разного про Панина, любопытно посмотреть на артиста» и другое.

Родниковский зритель не искушен приездами больших артистов из столичных театров, и все же зал зрители заполнили лишь на треть. Стоимость билетов была от 500 до 600 рублей.

Поскольку с этим спектаклем по России ездят несколько трупп Московского независимого театра, собранные из свободных артистов, то и родниковцам до последнего момента было неизвестно, кто же выйдет на сцену. «Плавающий» актерский состав позволяет одновременно давать спектакль сразу в нескольких местах.

Из тех, кто был заявлен на афише, в Родники приехали лишь Алексей Панин — Азазелло и Павел Бессонов — Иван Бездомный (помните толстого мальчика Перепечко из сериала «Кадетство»?). К ним присоединились Артем Глотов – Мастер и Иешуа, Анастасия Лисичник — Маргарита и Гелла, Валентин Мельник – Воланд, киевлянин Владимир Гончаров – кот Бегемот (и еще 6 ролей!), Алексей Попов – Понтий Пилат.

Спектакль создан в 2003 году, режиссер и постановщик — народный артист России Валерий Белякович. К сожалению, 6 декабря прошлого года его не стало.

Спектакль – знаменитый, с ним актеры объездили более 40 стран. По мнению актера Валентина Мельника, роман «Мастер и Маргарита» — вечный, большой, персонажей много и показать его за два часа – просто невозможно. «В стационарном театре можно задействовать всю труппу, в передвижном – сложнее. Всего в арсенале труппы более двадцати различных постановок. Есть даже такая, в которой спектакль идет несколько дней подряд», — говорит Валентин Петрович. Кстати, в первых спектаклях он играл Бегемота со знаменитыми Анной Самохиной, Верой Сотниковой, Виктором Вавиловым, Валерием Беляковым, Бездомного играл Андрей Федорцов …

Панин-Азазелло в темных очках и кроссовках

покорял родниковского зрителя

«Наша» труппа привезла, хотя и скромные, все же декорации. Слева на зрителя «наезжал» трамвай, справа был изображен «кусочек» советского города-курорта 30-х годов прошлого столетия и даже печке – буржуйке нашлось место. А по центру сцены на темном фоне лестница в виде золотистых перекладин вела к огромной луне, на фоне которой выделялись силуэты мужчины и женщины. Вдали сцены ярким пятном алел трон, покрытый красной мантией …

Длился спектакль почти два с половиной часа, с антрактом. Актеры часто переодевались, оказываясь то на московских Патриарших прудах, то на курорте, то в сумасшедшем доме, то на балу Сатаны. Костюмы, сказать честно, были простоваты, порой создавалось впечатление, что некоторые и вовсе с чужого плеча. Алексей Панин в отрицательной роли Азазелло – приспешника Воланда так вообще вышел в обычных кроссовках, а латексные черные плащи в финале спектакля окунали в лихие 90-е …

Своей игрой герои спектакля словно погрузили зрителей в страницы великого романа, сделав их его неотъемлемой частью, и прожили вместе с ними трагикомедию великого Мастера.

Ярко, но не переигрывая, исполнила роль Маргариты Анастасия Лисичник. Жгучая брюнетка, гарна дивчина, уроженка Киева умело перевоплощалась в главную героиню, чувствовалось, что на сцене ей было легко и вольготно.

А вот роль Алексея Панина ему не очень удалась, на мой взгляд. Как-то не уверенно он «соблазнял» Маргариту на первом свидании, да и на булгаговского героя внешне мало походил. В романе же Азазелло совсем иной – это мужчина небольшого роста с раздающимися плечами, с рыжей копной волос и торчащим клыком во рту, гнусавым голосом и когтями на руках. И даже в последней сцене отравленное вино влюбленным дает не Азазелло, как описано в романе, а кот Бегемот.

Алексей Попов в роли Понтия Пилата откровенно проигрывал. Вспыльчивый римский прокуратор в его исполнении выглядит откровенно неэмоциональным. То есть, все перечисленные выше герои вызывают у зрителя эмоции, а Пилат — нет. Трудно сказать, в чем причина, но Понтий Пилат в спектакле — не герой романа Булгакова, а просто актер. И выглядывающие из-под «белого плаща с кровавым подбоем» гражданские брюки придавали облику грозного римского прокуратора немного анекдотичный вид.

Зато прекрасно показали актерское мастерство Владимир Гончаров, Павел Бессонов, блистал в роли Мастера Артем Глотов.

Фотографировались со зрителями и раздавали автографы

Порадовал и сам родниковский зритель. Пришли те, кто читал известный роман. При реплике «А вот и гости!» Воланд указал на зал, но зрители … не захлопали, как это делали люди в зале в других городах. Стало понятно, что наши знают, каких именно гостей ждал Воланд на бал – грешников: мошенников, воров, убийц и самоубийц.

Отдельно стоит сказать о музыке. Она держала зрителя в напряжении в течение всего спектакля. А вот световое решение не очень было понятно. Актеры все становились одновременно то синими, то мертвенно-зелеными, не получилось и тьмы с единственным карманным фонариком.

Но это ничуть не испортило общего впечатления от действа. Возможно, кто-то из зрителей вновь перечитает роман, а для кого-то произведение станет открытием. Во всяком случае, равнодушных после спектакля не было.

Часть зрителей осталась после спектакля и поднялась на сцену, чтобы совсем рядом увидеть артистов. Те охотно общались, фотографировались, писали пожелания и автографы.

Алексея Панина тоже не пришлось уговаривать выйти к публике. Он был абсолютно трезв, адекватен, общителен.

Перед спектаклем дал небольшое интервью для читателей «РП».

«8 марта не праздную и у меня «свой» пост»

— Алексей, почему Вы поехали в гастроли по провинциальным городам с антрепризным театром?

— Не понимаю, о чем Вы меня спрашиваете. Я работаю в кино и театре. Я более 10 лет проработал в огромном количестве антреприз. Я проработал в репертуарных театрах несколько лет. Это у вас я в первый раз, а в Екатеринбурге или Туле я по 20 раз бывал. И люди смотрели мои спектакли с Шалевичем, Таней Арнтгольц, Наташей Варлей, Андреем Харитоновым, Ириной Купченко, Владимиром Этушем, работал в театре имени Пушкина.

Это актерская профессия, моя работа, я закончил театральный институт. Я отдал свои свободные дни какому-то театру, продюсеру. Сегодня я снимаюсь в кино у Бортко в Марокко, а завтра я еду в город Родники. Это моя ра-бо-та! Мне все равно, где играть.

— С кем комфортнее работать: с молодыми актерами или маститыми?

— Мне не важно с какими артистами по возрасту. Важно, какие они – хорошие или плохие.

— Алексей, Вы – крепкий, поджарый мужчина. Как часто Вы бываете в тренажерном зале?

— Вы – первый в моей 40-летней жизни человек, который говорит мне о том, что я – крепкий и поджарый, мне никто никогда об этом не говорил. Честное слово.

Я не занимаюсь спортом, не специально и не случайно. В спортзал не хожу. Считаю, что спорт — это работа. И не понимаю, как от него можно получать удовольствие. Вроде Рейган сказал, если человек говорит вам, что получает удовольствие от холодного душа по утрам, не верьте этому человеку, он соврет вам и дальше. Я не люблю холодный душ по утрам.

Я курю и выпиваю. Раньше я делал это бессистемно и бесконтрольно, и в какой-то момент алкоголь и сигареты стали мной управлять. Сейчас же я сам пришел к тому, что ставлю для себя определённые ограничения.

Я курю и выпиваю, но я пытаюсь этим управлять, пытаюсь с этим бороться. По большому счету, я не пью три года. Лишь год назад позволил выпивать красное вино, это продолжалось недолго, около месяца, а с мая я не пью вообще.

Это для меня так называемый некий пост. Например, я ставлю себе ограничение — не курить месяц, знаю, что 9 марта выкурю одну сигару.

Для меня не проблема ограничить себя в мясе, для меня – проблема ограничить себя в курении.

Я верю в Бога, но мой Бог – Вселенский Разум. Я не против кого-то, пусть каждый верит в то, что ему гармонично и комфортно.

— Планы на ближайшее будущее?

— Я не очень настроен на интервью. Я вообще не даю интервью. Могу ответить про спектакль, а о моем отношении к вере не хочу говорить. Мне давно ни с кем не интересно говорить. 10 лет назад было интересно, сейчас – нет, не ин-те-рес-но!!!

— А роль Азазелло Вам интересна?

— Нет, не интересна, это одна из сотен ролей, которую я сыграл в своей жизни. Я не всегда помню даже, в каких фильмах играл. Могу сыграть любую роль, выучил слова и пошел. Есть, конечно, роли, которые не сыграю по определению – не подходит типаж или возраст. Например, 14-летнего Ромео.

— Поздравите родниковских женщин с наступающим Женским днем 8 марта?

— Я не отмечаю этот день. Ну, если хотите, с 8 марта!

Заказал курицу с картошкой и учил, как приготовить

Интервью было бы больше, но артист более часа провел в кафе «Встреча», куда он пошел пообедать с дочкой Анастасии Лисичник и водителем.

«Встречу» артисту посоветовали местные жители. Алексей сразу попросил официанта, объяснил, как приготовить курицу и даже рассказал, как именно её порезать. А еще заказал огромную сковороду с … жаренной картошкой и потребовал, чтобы принесли её именно в сковороде. Спиртного не заказывал, терпеливо ждал 40 минут, пока все приготовят. В это время местные посетители подходили к Панину, фотографировались, даже приглашали выпить, но тот на эти предложения не реагировал. Всё прошло тихо и спокойно. По словам директора кафе Елены Лемеховой, «адекватный, культурный, вежливый и улыбчивый».

От нас микроавтобус с артистами отправился в маленький городок Урень Нижегородской области, а потом труппа полетит на гастроли на Алтай.

Елена Малкова

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here