Плавно катит прозрачные воды свои река Нерль. Отражаются в этой чистоте облака, сосны вековые и потрясающей красоты храмы. И приютилась среди этого великолепия деревушка Скворцово, где жил и работал жестянщиком Алексей Яковлевич Бесшапов. Крестьянствовал, а по зимам уходил крыши крыть у церквей и домов. Любили его жители и уважали. За дар Божий, за мастерство. С детства гибкий, высоты он не боялся, потому и работа эта нелегкая и рисковая удавалась ему на славу.
Алеше только исполнилось 18, как умирают его родители. Погоревал – погоревал: плохо одному,- да и решил жениться. И жену взял из деревни же, Татьяну Ивановну. Жила она с матерью и сестрой Екатериной. А отец у них ушел на войну, да так и не вернулся. В свой дом Алексей привел их всех, никого не оставил за порогом. Татьяна росточку была невеличка, а волосы – красивые, каштанового цвета – опускались аж до полу! И родились у них детки. И было их шестеро: Ефим, Степан, Марфа, Мария, Николай, Евдокия. Последняя, Дуняша, умерла от ожогов. А вот Марфа стала знатной портнихой: работала в мастерской, в которой шили для самого Федора Шаляпина. Она часто рассказывала, как Федор Иванович пел им своим уникальным высоким басом, когда заказывал одежду.
Мария работала прислугой, муж ее, Матвей, тоже прислуживал в богатой семье.
А вот судьба Николая сложилась иначе. Он принадлежал к так называемой творческой элите: был художником. Жил в Ленинграде, а во время войны – в Омске. Николай пережил личную трагедию: у него не было детей, так как в первую мировую войну он был отравлен газами ( по всей видимости, это был хлор – прим. автора) на фронте.
Помните слова из 24 Псалма? — Укажи мне, Господи, пути Твои и научи меня стезям Твоим…
Светла, но тяжела, трагична и терниста оказалась стезя Ефима, который стал священником. В приснопамятном 1937 году его арестовали за неподчинение властям: он не разрешал разрушать церковь. Далее следует ссылка в Казахстан, а потом – жизнь на поселении в городе Соликамске Пермской области. Но и там не посрамил он высокого звания священника, не отрекся от веры, от служения Господу и людям.
Жена его, Мария Алексеевна, родила ему двоих ребятишек. Уже и внуки стали взрослыми. Тамара сейчас – адвокат, Владимир – инженер, Валерий – железнодорожник.
К сожалению, Татьяна Ивановна умерла, когда ей было 37 лет, и Алексей Яковлевич женился на другой женщине.
Но вот на истории жизни Степана мне бы хотелось остановиться особо. Почему? Сейчас поймете.
Вы видели, как расписывают храмы? Как углубленные в работу художники, не считаясь ни со временем, ни с личной жизнью, творят чудеса? И какие у них просветленные лица – у всех, без исключения. Да оно и понятно. Старая архитектура вызывает чувство благоговения. Надо понимать: не храм для художника, а художник для храма. Когда входишь в старую церковь — совсем другая мера ответственности. Храм даже не диктует — просто надо услышать, что он тебе хочет сказать. А художник — лишь средство передачи этого послания.
А вот Степан обладал этим уникальным даром, потому и стал расписывать церкви с 16 лет. Да, он обучался живописи, совершенствовал свое мастерство, но согласитесь – роспись храма – это нечто особенное, глубинное, затаенное. Можно назвать просто: призвание. А можно: летящая душа.
Но времена меняются, жизнь на месте не стоит, и вот Степану пришлось ехать на заработки в Москву, снимать там квартиру, а затем и перевозить сестер Марфу и Марию.
В 1912 году он приехал на работу в Иваново и снял комнату в семье Криулиных.
Ну, а дальше начинается романтическая история любви Сашеньки, коей в ту пору исполнилось 14 лет, и Степана Алексеевича. И все бы было хорошо, но на историческую арену выходит год 1914, и влюбленным пришлось расстаться, так как Степана призывают в армию. Службу он проходил в Нижнем Новгороде, художником. А уже через год в Нижнем же Степан обвенчался с Александрой Николаевной. Ей – 16, ему – 36.
Год 1917, Степан возвращается в Иваново, покупает дом на улице Черкасской и устраивается вТоварищество художников.
В этом же году у молодоженов родился первый ребенок, Аполлон, а пара переживает первую трагедию – мальчик умирает семимесячным. Но время лечит, и через пять лет, в 1922году, на свет появляется второй сын со звучным именем греческого происхождения Кронид. Значение: сын Кроноса, отца Зевса. Является символом надежности, всегда точно знает, что нужно делать именно сейчас. Имя предопределяет судьбу? Может быть, и так.
Мальчик был очень красивый, с кудрявыми волосами. Изумительный голос его радовал окружающих. Не зря он выбирает профессию актера и поступает в Театральное училище.
И кто знает ,может, его ждала слава если и не Лоуренса Оливье, то Евгения Самойлова – обязательно!Но…
1941 год перечеркивает, перепахивает судьбы людские, и девятнадцатилетний мальчик со звездным именем Кронид едет на войну. Сначала – учеба в Пермском военном училище. Ускоренное обучение, как тогда было принято, — учиться по полной программе, как в мирное время, было непозволительной роскошью. И вот уже младший лейтенант едет на фронт, на Дон, где тогда шли ожесточенные кровопролитные бои. Последнее письмо от него датировано 1942 годом. А затем – тишина. А потом – извещение. И в нем – сухие строки, ломающие родительские сердца: «Младший лейтенант Кронид Степанович попал в окружение и пропал без вести». Вот так. Без вести. И без надежды. Без звездных ролей. Семьи. Детей…
Третий сын, Аполлон, родился в 1928 году. Судьба к нему была милостива. Он вырос, окончил Ивановское художественное училище, работал художником – портретистом.
Член Союза художников Российской Федерации, неоднократный участник областных художественных выставок. Жена, Сусанна Михайловна, работала врачом – окулистом. Сейчас оба на пенсии.
Два года спустя после рождения Аполлона, в 1930 году, в семье Бесшаповых родилась дочка, которую нарекли Людмилой.
Продолжение следует…