(Продолжение, начало в предыдущем номере)
…Два года спустя после рождения Аполлона, в 1930 году, в семье Бесшаповых родилась дочка, которую нарекли Людмилой. Умница – красавица, окончив в 1947 году школу, поступает в Ивановский мединститут, в котором три года спустя и происходит судьбоносная встреча с будущим мужем Вадимом Александровичем Кротковым. А еще три года спустя, в 1953-м, она выходит за него замуж и уезжает вместе с ним в Родники. А вскоре в семье радостное пополнение, две дочки – Ольга и Ирина.
Людмила Степановна работала сначала врачом акушером – гинекологом в нашем городе и в Иванове, затем завотделением Родниковской ЦРБ, потом – Ивановской областной больницей.
Мелькают эпохи, люди и судьбы, и в эти эпохи вплетена история семьи Людмилы Степановны Кротковой, в девичестве Бесшаповой.
Но если о родоначальнике династии – Вадиме Александровиче Кроткове – мы знаем уже немало, то вот о супруге его я хотела бы поговорить отдельно.
Из воспоминаний почетной гостьи Круглого стола Ольги Вадимовны Кротковой ( Иванюшиной):
— Папа был худой, высокий, а маму называли « деревенской выскочкой».
— Как Ваша мама провела первую операцию в Родниках? – вот такой интересно – провокационный вопрос задала ведущая встречи Надежда Алексеевна.
— У мамы были студенческие знания, без ординатуры. Она сама поражалась, что люди ей так доверяют. Но знаете, что я хочу еще сказать. Мама ведь рано начала шить, и эти швейные навыки ей пригодились в хирургии. Вот ведь какая история получается: муж читает по учебнику, а жена делает операцию. Рисковая была женщина! Это потом и опыт пришел, и признание заслуженное. По ее методичкам до сих пор операции делают.
В прессе тех лет читаю заметки – благодарности за спасенные жизни и внимательное, чуткое отношении к больным Людмилы Степановны Кротковой. Вот вам и деревенская выскочка! Фору-то именитым врачам давала. От зависти все это говорили, наверное.
И дочери, Ольга и Ирина, пошли по стопам родителей, выбрав профессию медика.
Ольга Вадимовна родилась в 1954 году. До 12 лет жила в Родниках и училась здесь же в школе. В 1966 году вместе с родителями переехала в Иваново, где в 1971 году поступила в мединститут, а после успешного окончания работала врачом акушером – гинекологом в областной больнице и в онкодиспансере. След в след пошла за своей мамой, молодец!
В настоящее время работает в медцентре «Ивастрамед». У них с мужем, Михаилом Степановичем, две дочери – Вера и Надежда.
Вера Михайловна (Иванюшина) Чернышева работает в славном городе Владимире врачом – окулистом. Тоже медик! А вот у мужа, Дениса Александровича, профессия модная и творческая: он ювелир. У них двое деток: Тимофей и Настя.
Надежда Михайловна (Иванюшина) Горченко успешно окончила Ивановский Госуниверситет, отделение РГФ и сейчас работает в Москве менеджером по работе с партнерами в компании Diebold Nixdorf. Она замужем, и у нее прелестный сынишка Левушка. Сестра Ольги, Ирина, родилась в 1963 году в г. Родники, окончила мединститут. Сейчас она – главный врач медцентра «Авиена». Муж ее, Автономов Евгений Владимирович, к сожалению, недавно ушедший из жизни, работал в этом же центре заместителем главного врача, врачом-эндоскопистом, гастроэнтерологом. Их дочь Наталья – студентка VI курса Ивановской государственной медакадемии.
Да, и у Степана Алексеевича в 1939 году родилась еще одна дочь – Татьяна Степановна. Работала она воспитателем в детском саду, а муж ее, Михаил Алексеевич, — на заводе «Точприбор». У них двое детей: Алексей (ныне строитель) и Лариса (медсестра).
На встречу также приезжала родная сестра Вадима Александровича, Татьяна Кроткова (Бочарова). Она — заслуженный энергетик Российской Федерации. Есть сын Александр и дочь Наталья.
Не обо всех, к сожалению, удалось написать. Но подытожить общий медицинский стаж династии Кротковых уже можно. Более 250 лет!
Знаете, уважаемые читатели, для меня, когда речь идет о старшем поколении, всегда очень важно мнение молодежи. Поэтому я попросила внучек старших Кротковых поделиться воспоминаниями о своих знаменитых родных.
Из воспоминаний Веры Иванюшиной.
Почему я пошла в мединститут?
Я, конечно, с детства была погружена в эту профессию, мир больниц и медицины. Самое интересное в детстве было — приходить к маме на работу. Все в белых халатах. Здороваются, раскланиваются. В детстве с сестрой мы играли во врачей и уже применяли медицинские термины, которые были на слуху дома.
При выборе учебного заведения, при выборе профессии вопросы и сомнения, конечно, были. С одной стороны — небольшая заработная плата, тяжелая в моральном, психо-эмоциональном плане работа, недостаточность финансирования. Но и положительные стороны есть. Это прежде всего удовлетворение от того, что ты помог человеку, и, видя его искреннюю благодарность, чувствуешь, что именно ты принес облегчение, снял его страдания.
Учиться в мединституте тяжело. Где-то на 2 курсе я решила, что эта профессия мне не подходит, т.к. во мне недостаточно любви к людям (я так тогда думала). Тогда бабуля сказала мне, что любить всех не обязательно, главное — уметь сочувствовать и сопереживать людям, здоровым и больным. А преодолеть трудности учебы возможно. Я стала врачом во многом благодаря авторитету моих бабушки и дедушки и родителей.
Чувство сострадания, милосердие, отзывчивость по отношению к совершенно чужим людям были в моих бабушке и дедушке, есть в моих родителях. Я хочу быть похожими на них.
Из воспоминаний Надежды Иванюшиной.
Почему я не пошла в мединститут?
На момент, когда надо было принимать решение о выборе профессии, мне нравился из всех предметов в школе больше всего английский язык и меньше всего — химия и физика. Когда я узнала, что надо сдавать в мед физику и химию, я уже засомневалась. Хотя я и получала отличные оценки по всем предметам, но, видимо, из-за специфики школы (моя гимназия была с углубленным изучением иностранных языков), интереснее мне были именно языки. Да меня никто и не заставлял идти в профессию врача: зарплата низкая, ответственность и нагрузки высокие.
Жалею ли я? Я стараюсь не жалеть о том, что сделала — не сделала. Ведь я довольна тем, что у меня есть на данный момент.
Я очень люблю свою семью, мои бабушка с дедушкой были самыми любимыми и близкими мне людьми, мы с сестрой проводили у них все выходные, ездили вместе отдыхать, постоянно играли во всевозможные игры. Они вложили в нас всю свою любовь, научили самым важным вещам — быть честными по отношению друг к другу (помню, как хвалили, когда я говорила правду, пусть и не очень приятную), сохранять достоинство, всегда уважать, любить друг друга и заботиться о родных. Бабуля, конечно, была очень мудрой женщиной, она заправляла в доме всем, но выглядело многое так, что все делал дедуля. А ещё бабушка всегда давала дедушке конфетки, чтоб он их дарил нам. Даже когда дедушки не стало, конфетки появлялись рядом с его портретом. Для нашей младшей, Наташи, это было чудом — сюрпризом от дедули.
Дедуля был очень-очень добрым, веселым. Мы обожали играть в карты! Он меня научил играть в преферанс, в который он всегда «сражался» со своими друзьями, Григорьевыми. Я так гордилась, когда он меня брал в напарники! Еще я запомнила, как бабушка читала мне энциклопедию про то, откуда берутся дети. Это, считаю, было правильным: все так вот честно и научно объяснить, как взрослой. Особенно мы любили изучать книги с иллюстрациями художников. Это было бабушкиным хобби, она с таким интересом изучала живописцев, их творения. А еще бабуля готовила необыкновенно вкусно, мастерски. Подобных хозяек я потом встречала только в Германии, она была перфекционисткой (в самом хорошем смысле этого слова). Я, когда жила в Германии, постоянно о ней вспоминала, она была идеальной! Мама такая же, непонятно, как и когда они все это делали, я даже не замечала. Заметила и поняла я это, только когда повзрослела и сама занялась хозяйством.
До сих пор я при каждом чихе, при каждом подозрении на недомогание у себя, мужа, сына, друзей, коллег по работе обращаюсь к своим самым любимым и надежным врачам: к моей семье, маме, Вере, Наташе, Ирочке, к дяде Жене тоже обращалась, а ещё к Наташе Самойловой. И всегда мне спешат на помощь самые лучшие, самые верные своей профессии люди, а раньше я всегда звонила бабуле с дедулей. Скучаю по ним…
Я очень хочу, чтобы Лёва, сын, стал врачом и продолжил династию. Профессия очень достойная, благородная и полезная в жизни. Настаивать не буду, пусть сам делает выбор. Кто знает, как жизнь сложится?
А правда, кто знает, как она сложится для продолжателей династии Кротковых? Прибавят они количество лет, прожитых в медицине, к этим 250 или нет – кто знает? Неисповедимы пути Господни…
Знаю твердо только одно. Такой талант – быть Врачом с большой буквы — дается Господом, по моему разумению, людям, которые обладают редким даром жить не только для себя, думать и заботиться не только о себе, не обманывать ни людей, ни самое себя и при любых обстоятельствах помнить о самых милосердных словах из клятвы Гиппократа.: « И в какой бы дом я ни вошёл, я войду туда для пользы больного».
Е. Белянина